Tempus (non) fugit. О различии подходов к решению проблемы времени в современной континентальной философии (на примере Ж.-Ф. Лиотара) и в философии процесса А. Уайтхеда
Автор: Цырлина Яна Эдуардовна, Мышкин Олег Степанович
Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 1 (33), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье предпринимается попытка обнаружить основания затруднений, связанных с анализом тем-поральности, которые стали одним из лейтмотивов западной мысли начиная с Августина Аврелия и остаются таковыми в современной континентальной философии. С опорой на постфеноменологическое описание невозможности представления и тематизации времени как абсолютного настоящего, предложенное Ж.-Ф. Лиотаром, а также на эвристические возможности философии процесса А.Н. Уайтхеда делается попытка выявить исторические корни таких затруднений. Схема описания темпоральности, предложенная английским мыслителем в таких работах, как «Процесс и реальность» и «Приключение идей», и в дальнейшем разработанная в трудах комментаторов его творчества, например, К. Робинсона, С. Шавиро, Л. Форда и И. Стенгерс, критически накладывается на категориальный аппарат современной континентальной философии. В результате в контексте критики Уайтхедом традиционных естественно-научных (ньютоновских) представлений о времени как «ошибки простой локализации», а также раскрытия им значения типичных заблуждений, имевших место в процессе конструирования различных онтологических систем в целом (например, так называемой «ошибки подмены конкретного»), и при истолковании временности в частности, выявляется проблема недостаточности категориального аппарата современной континентальной философии, преимущественно ориентированного на последовательное решение задач, связанных с особенностями функционирования сознания, для целей несубъективного истолкования временности. В частности, проводится оценка последствий деконструкции категории субъекта, а также десубстанциализа-ции физической реальности в феноменологической (Ф. Брентано и Э. Гуссерль) и постфеноменологической (Ж.-Ф. Лиотар) философии. Предлагается модель времени, разработанная Уайтхедом в рамках его предприятия по конструированию философии в форме «логичной, когерентной схемы общих идей». В итоге уайтхедовская модель времени, опирающаяся на анализ осмысления времени в классической модерной онтологии и естественных науках, предлагается в качестве альтернативного онтологического основания для анализа проблем темпоральности.
Время, августин, феноменология, философия процесса, сущность и субстанция, актуальные сущности, схватывание, опыт
Короткий адрес: https://sciup.org/147203222
IDR: 147203222 | DOI: 10.17072/2078-7898/2018-1-26-35
Список литературы Tempus (non) fugit. О различии подходов к решению проблемы времени в современной континентальной философии (на примере Ж.-Ф. Лиотара) и в философии процесса А. Уайтхеда
- Блаженный Августин. Исповедь. СПб.: Наука, 2013. 373 с
- Латур Б. Пастер: Война и мир микробов, с приложением «Несводимого»/пер. с фр. A.B. Дьякова. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2015. 316 с
- Лиотар Ж.-Ф. Хайдеггер и «евреи»/пер. с фр., послесл. и прим. В. Е. Лапицкого. СПб.: Аксиома, 2001. 187 с
- Манекин Р.В. М. Хайдеггер и А.Н. Уайтхед о пространстве и времени: опыт компаративного анализа. 2010. URL: http://manekin.narod.ru/ph/pr-vr.htm#31 (дата обращения: 30.01.2018)
- Молчанов В. Предпосылка тождества и аналитика различий//Логос 1991-2005. Избранное: в 2 т. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006. Т. 2. С. 47-79
- Субири Х. О сущности/пер. с исп. Г.В. Вдовиной. М.: Ин-т философии, теологии и истории Св. Фомы, 2009. 456 с
- Уайтхед А. Избранные работы по философии/пер. с англ., сост. И.Т. Касавин; общ. ред. и вступ. ст. М.А. Кисселя. М.: Прогресс, 1990. 717 с
- Уайтхед А.Н. Процесс и реальность /пер. М.В. Локосовой//Вопросы философии. 2017. № 1. С. 168-179. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=vi ew&id=1566&Itemid=52#_edn8 (дата обращения: 30.01.2018)
- Ford L.S. Locating Atomicity//Process Studies (Supplement). 1999. Iss. 1-2. P. 1-58
- Lyotard J.-F. Le Differend. Paris: Les Editions de Minuit, 1983. 216 p
- Lyotard J.-F. The Inhuman. Reflections on Time. Stanford, CA: Stanford University Press, 1991. 224 p
- Robinson K. Deleuze, Whitehead and the Reversal of Platonism//Deleuze, Whitehead, Bergson. Rhizomatic Connections/еd. by K. Robinson. L., UK: Palgrave Macmillan, 2009. P. 128-144
- Shaviro S. Without Criteria: Kant, Whitehead, Deleuze and Aesthetics. Cambridge, MA.: The MIT Press; London, 2009. 192 p
- Stengers I. Thinking with Deleuze and Whitehead: a Double Test//Deleuze, Whitehead, Bergson. Rhizomatic Connections/еd. by K. Robinson. L., UK: Palgrave Macmillan, 2009. P. 28-44
- Vieira Teixeira M. T.M. Epochal Time and the Creativity of Thinking: Henri Bergson and Alfred North Whitehead//Concrescence -The Australasian Journal of Process Thought. 2009. P. 77-85
- Whitehead A.N. Adventures of Ideas. N.Y.: The Free Press, 1933/1967. 307 p
- Whitehead A.N. Process and Reality. N.Y.: The Free Press, 1929/1978. 413 p