Тенденции кластеризации в социально-экономическом развитии региона
Автор: Мохначев Сергей Анатольевич, Мохначева Евгения Сергеевна
Журнал: Регионология @regionsar
Рубрика: Экономика региона
Статья в выпуске: 3 (68), 2009 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются проблемы управления социально-экономическим развитием Удмуртской Республики, содержание кластерного подхода; раскрываются наметившиеся в регионе тенденции перехода от отраслевой к кластерной организации производств; делается вывод об актуальности формирования образовательного кластера.
Кластер, региональная экономика, региональный рынок труда, система профессионального образования, образовательный кластер
Короткий адрес: https://sciup.org/147221089
IDR: 147221089
Текст научной статьи Тенденции кластеризации в социально-экономическом развитии региона
В настоящее время современная региональная экономика находится в стадии формирования региональных альянсов и кластеров. Среди направлений развития организационноправовых форм хозяйствования особое место занимает кластеризация экономики, обусловленная развитием процессов интеграции на микро- и мезоэкономическом уровнях, повышением роли корпораций как субъектов информационной экономики. Согласно теории М. Портера, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных
МОХНАЧЕВ Сергей Анатольевич, заведующий кафедрой менеджмента Удмуртского филиала Московской финансово-промышленной академии, кандидат экономических наук.
МОХНАЧЕВА Евгения Сергеевна, заместитель начальника отдела клиентских отношений Центрального территориального управления Представительства ОАО АКБ «РОСБАНК».
компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга1. Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые «рыночные ниши». В связи с этим многие страны (как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику) все активнее используют «кластерный подход» в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ.
Кластерный подход позволяет рассматривать в качестве полюса роста не какое-то отдельное предприятие, а взаимосвязанную совокупность предприятий и отраслей. Кластеры влияют на повышение эффективности деятельности интегрированных в них предприятий посредством повышения производительности входящих в них фирм и отраслей, способности к инновациям и повышению производительности за счет стимулирования новых проектов, поддерживающих инновации и расширяющих границы кластера. Политика, опирающаяся на развитие кластеров, ведет к повышению конкурентоспособности регионов и государства в целом. Например, за счет кластеров Финляндия, располагая всего 0,5 % мировых лесных ресурсов, обеспечивает 10 % мирового экспорта продукции деревопереработки и 25 % — бумаги. На телекоммуникационном рынке она обеспечивает 30 % мирового экспорта оборудования мобильной связи и 40 % — мобильных телефонов2.
А. В. Егорова отмечает, что на мезоуровне интеграционное взаимодействие хозяйствующих субъектов осуществляется путем формирования в экономике страны особых сетевых организаций — кластеров, включающих фирмы и организации, связанные с выпуском конечной продукции и географическим положением. При этом географическую близость следует рассматривать как место накопления «критической массы» социального и человеческого капитала, научного, инновационного и производственного потенциалов. Главное в структуре кластера — это распространение инноваций на всю цепочку создания стоимости и единое логистическое окно для взаимодействия с внешней средой. Такая структура позволяет минимизировать трансакционные издержки3.
В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации, хотя они находятся в разных плоскостях, но дополняют друг друга, особенно в инновационных процессах. Взаимодействие с внутренним потребителем кластера «завязано» на конкуренции, а с внешним, как правило, — на кооперации с использованием аппарата снабжения и распределения единого логистического окна. Отличительными признаками кластера как сетевой формы интеграции являются:
-
— субъекты, входящие в кластер, связаны географическим положением;
-
— структура кластера имеет ядро — крупное промышленное предприятие, играющее роль интегрирующего фактора;
— кластер включает все предприятия и учреждения, сопряженные с основным, независимо от вида их деятельности (обслуживающие производства, сервисные фирмы, НИИ, университеты, рыночные посредники и др.).
Характеризуя особенности региональной экономики Удмуртской Республики, необходимо отметить сохранение ее промышленной специализации: производство стратегического вооружения и специальных средств связи, машиностроение, металлургия и производство электрооборудования, а также добыча нефти. Одновременно происходит интенсивное развитие сопутствующих отраслей и малого бизнеса при активной поддержке государства4. В 2007 г. доля занятых в малом бизнесе составила 9,1 % от общего числа занятых в экономике. С 2002 г. количество малых предприятий увеличилось в 1,6 раза и составило в 2007 г. 13,2 тыс. предприятий (по итогам 2006 г. Удмуртская Республика занимала 25-е место в РФ по общему количеству малых предприятий). Активизация малого и среднего бизнеса в нефтяной промышленности, нефтегазовом машиностроении, сфере услуг, производстве электрооборудования создает предпосылки формирования мини-кластеров в соответствующих отраслях. Тенденция формирования региональных локальных альянсов в наибольшей степени затронула сегменты, где работают компании с наиболее высокими по стоимости активами либо обладающие хорошими перспективами долгосрочного развития (наличие позиции на мировом или российском рынке, долгосрочная стратегия). В настоящее время холдинги сформированы в лесопромышленном комплексе («Увадрев-Холдинг», «Иж-мебель», «Балезинский ДОК» и др.), агропромышленном комплексе («Комос-групп»), пассажирском транспорте («Автобусы Удмуртии»), торговле («Ижтрейдинг») и др.
Перспективными отраслевыми кластерами Удмуртии являются электротехнический кластер (производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования); кластер по производству огнестрельного оружия; кластер по производству автокомпонентов.
Дальнейшее развитие региональной экономики настоятельно требует осуществления конкретных мер по приведению системы профессионального образования в соответствие с возрастающими потребностями экономики.
В настоящее время в системе профессионального образования Удмуртии работают (без учета филиалов) 9 вузов (из них 5 государственных и 4 негосударственных), 11 средних специальных и 33 начальных профессиональных учреждения. Самыми крупными вузами являются Удмуртский государственный университет (УдГУ) и Ижевский государственный технический университет (ИжГТУ). Предприятия республики также участвуют в мероприятиях, направленных на сохранение и развитие человеческого капитала республики: развивается система трехстороннего социального партнерства, увеличивается объем сотрудничества предприятий с образовательными учреждениями региона. На базе начальных и средних профессиональных учебных заведений при участии промышленных и агропромышленных предприятий республики развернута сеть ресурсных центров. В результате этого повысился образовательный уровень выпускников, удалось обеспечить их трудоустройство на 100 %. В республике среди занятого населения 75 % имеют профессиональное образование (высшее, неполное высшее, среднее или начальное) — это самый высокий показатель среди субъектов ПФО РФ (в 2006 г.).
Кадровый дефицит, традиционный для лесоперерабатывающего комплекса страны, не позволяет осуществлять предприятиям лесоперерабатывающего комплекса лесозаготовки и внедрять новые технологии. Большинство специалистов проходит подготовку и переподготовку на предприятиях комплекса. Предприятия не сотрудничают с вузами региона и страны в плане финансовой поддержки программ подготовки кадров, считая эту деятельность неэффективной.
Предприятия военно-промышленного сектора не испытывают острого дефицита в квалифицированных кадрах, однако существует отток на предприятия и регионы с более выгодными условиями труда, который через определенный промежуток времени может стать критическим. Предприятия преимущественно осуществляют подготовку и переподготовку необходимых им специалистов в рамках практического обучения, расширяют связи с вузами. Например, в Удмуртии исторически сформировался кластер по производству огнестрельного оружия, базирующийся на уникальной школе оружейников, позволившей сохранить накопленные традиции и научную базу. Образовательный блок этого кластера объединяет ИжГТУ, УдГУ и Ижевский индустриальный техникум.
На большинстве предприятий приборостроения, производства электронных компонентов и материалов нет острого дефицита кадров (по штатной численности), тем не менее снижается удовлетворенность работодателей уровнем знаний у выпускников и занятого персонала (т. е. увеличивается потребность в квалифицированном персонале, обладающем знанием современных технологий). Растет спрос на рабочие специальности. Кроме того, местные предприятия проигрывают по уровню предлагаемой заработной платы предприятиям других секторов экономики (строительство, торговля, транспорт и др.) и крупных городов России (Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Самара и др.). Число выпускаемых специалистов системой профессионального образования региона в целом соответствует запросам предприятий отрасли. На некоторых предприятиях существуют собственные программы подготовки кадров и повышения квалификации. Однако, согласно оценкам работодателей, качество знаний выпускников не соответствует современным требованиям. Имеются прецеденты кооперации предприятий и образовательных учреждений в части предоставления возможности прохождения практики на производстве, формирования заказа на выпуск специалистов, материально-технической поддержки и др. Но взаимодействие предприятий с учреждениями образования в целом не является систематическим.
В секторе производства автомобилей и автомобильных компонентов имеется значительный кадровый потенциал, обусловленный высокой численностью населения и наличием профильного специализированного образования. Ежегодно учреждениями начального профессионального образования г. Ижевска выпускаются свыше 4,2 тыс. квалифицированных рабочих. Базовыми для автомобильной промышленности являются Ижевский автомеханический колледж, Политехнический лицей, профессиональные училища, готовящие специалистов по направлениям «Слесарь по ремонту автомобилей», «Электрогазосварщик», «Слесарь-ремонтник» и т. д. Среди средних специальных учреждений базовыми для автомобильной промышленности стали Ижевский индустриальный техникум и Ижевский политехнический техникум, готовящие специалистов по направлениям «Технология машиностроения», «Обработка металлов резанием» (по отраслям), «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Организация перевозок и управление на транспорте» (по видам транспорта) и т. д. Базовым в системе высшего образования для автомобильной промышленности является ИжГТУ, образованный в 1952 г. на базе эвакуированного в годы Великой Отечественной войны МВТУ им. Баумана. Однако кадровый дефицит в секторе производства автомобилей и автомобильных компонентов постепенно увеличивается. Имеется дефицит специалистов по логистике.
Из-за того, что рентабельность удмуртских нефтяных компаний является не очень высокой, им приходится контролировать свои расходы, в том числе и денежное довольствие сотрудников. В результате большая часть молодых специалистов нефтедобывающего сектора, получив необходимый опыт работы, переходит на работу в другие нефтяные компании России, где более высокая заработная плата. В то же время система профессионального образования Удмуртии полностью обеспечивает нефтедобывающий сектор специалистами, а нефтяные компании активно сотрудничают с вузами региона, осуществляя их поддержку.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что успешное решение задачи по обеспечению экономического роста России требует проникновения образования в экономику и слияние академической науки с практикой ведения бизнеса и технологических укладов5. Эта особенность определяется не только общемировой тенденцией повышения востребованности персонала с высшим образованием и происходящими глобальными изменениями структуры источников финансирования высшей школы, проявляющимися в снижении доли государственных расходов и увеличении удельного веса корпоративных источников финансирования деятельности высших учебных заведений (вузов), но и формированием вузами и корпорациями специализированных структур (технопарков, бизнес-центров, научно-производственных объединений), направленных на внедрение в производство результатов научных исследований.
Проблему приведения системы подготовки кадров профессионального образования в соответствие с потребностями экономики помогает решать создание образовательных кластеров. Под образователъным кластером понимается сеть учебных заведений (дошкольные образовательные учреждения, школы, колледжи, вузы, институты повышения квалификации), а также научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, консалтинговых и венчурных фирм. Естественно, что центральное место в этой сетевой структуре должно принадлежать высшему учебному заведению (университету)6. Например, в Татарстане созданы 14 образовательных кластеров. В их составе находятся головные вузы, учреждения начального профессионального образования, учреждения среднего профессионального образования, и работодатель во главе с отраслевыми министерствами проводит целенаправленную работу по приведению системы профессионального образования в соответствие с кадровыми потребностями каждой отрасли7. Следует отметить, что система начального профессионального образования этой республики выходит на рынок образования при мощной поддержке работодателей и отраслевых министерств. Базовые предприятия передают в отраслевое министерство данные о своей потребности в кадрах, и через систему госзаказа формируется заявка в кластер. Крупнейшие промышленные предприятия обязуются при этом обеспечить учащимся оплачиваемую практику на современном оборудовании и гарантировать последующее трудоустройство.
Таким образом, наметившиеся тенденции перехода от отраслевой к кластерной организации производства в регионе требуют разработки новой государственной политики на рынке труда и профессионального образования, а формирование образовательного кластера представляет собой актуальную проблему, решение которой значимо для всех регионов страны.
Список литературы Тенденции кластеризации в социально-экономическом развитии региона
- Портер М. Международная конкуренция. М.: Междунар. отношения, 1993. С. 53.
- Дрождева И.А. Плюрализм форм хозяйствования в смешанной экономике//Вестн. Сарат. гос. соц.-эконом. ун-та. 2007. ¹ 19. С. 9.
- Егорова А.В. Институциональные основы развития новых интегрированных структур в России//Там же. 2007. ¹ 16. С. 18-25.
- Мохначев С.А., Мохначева Е.С. Региональная схема разделения рисков при кредитовании субъектов малого предпринимательства//Региональная экономика: теория и практика. 2008. ¹ 26. С. 9-11.
- Винислав Ю.Б. Профессиональное образование и экономика: микроуровень интеграционных процессов (фактология, теория, предложения)//Рос. эконом. журн. 2005. ¹ 7-8. С. 55-71.
- Захаров П.Н. Модель повышения синергии стратегии развития университета//Экономика региона. 2007. ¹ 17. URL: http://journal.vlsu. ru/index.php?id=1759 (дата обращения: 07.08.2008).
- Материалы к докладу Министра образования и науки Республики Татарстан Р.Ф. Шайхелисламова на Республиканском форуме «Модернизация высшей школы в Республике Татарстан: проблемы и перспективы» (10.05.2007 г.)//Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан. Аналит. материалы. URL: http://mon.tatar.ru/rus/analytic.htm?-page=2 (дата обращения: 22.08.2008).