Тенденции развития мировой отрасли виноделия

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются тенденции развития мирового виноделия. Были изучены причины и направления трансформационных изменений в мировой отрасли виноделия. Проанализирована динамика производства вина в основных странах-производителях, оценена роль государственного регулирования отрасли в развитии ее конкурентоспособности. Кроме того, выявлены особенности действия внешних сил в отрасли.

Мировая винодельческая отрасль, глобализация, винодельческая отрасль ес, государственное регулирование отрасли виноделия, конкуренция

Короткий адрес: https://sciup.org/148323888

IDR: 148323888

Текст научной статьи Тенденции развития мировой отрасли виноделия

На текущем этапе развития мировой экономики ускоряется процесс трансформации и глобализации мировой винодельческой отрасли. Этот процесс происходит под влиянием углубления международной экономической интеграции, глобализации мировой торговли товарами и услугами, а также формирования новых тенденций спроса в разных регионах. Росту международной торговли вином способствовал процесс ее либерализации – это результат отмены торговых барьеров путем создания интегрированных экономических зон, из которых наиболее важными для торговли вином являются Европейский Союз (ЕС), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Сообщество Меркадо-дель-Сур (МЕРКОСУР) [2; 5] и другие.

Факторы развития отрасли

Трансформацию отрасли характеризует индекс интернационализации, который вырос с 27% в 2000 году до 45% в 2018 г. и незначительно снизился в 2019 и 2020 годах из-за влияния пандемии коронавируса и проблем с цепочкой поставок (по данным OIV 2018–2020) [4; 9; 10]. В такой ситуации рынок вина становится все более глобальным, и действия отдельных стран могут значительно влиять на рынок в целом. В результате этого значительно усилилось влияние изменения регулирования винодельческой отрасли в отдельных регионах в целом на виноделов по всему миру.

Кроме того, в результате смены поколений потребителей падающий спрос на вино в странах-лидерах по производству вина вынудил их искать рынки сбыта по всему миру. Так, например, по-

ГРНТИ 06.51.51

Алексей Владимирович Цыбульский – аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Статья поступила в редакцию 15.02.2022.

требление вина во Франции снизилось со 180 литров на человека в 1960-х годах до 49,5 л в 2018 году [3; 4]. В условиях стабильного перепроизводства винограда и вина это значительно обострило конкуренцию и побудило к значительным изменениям в отрасли. Позитивным фактором для мировой винодельческой отрасли стало повышение спроса на вино в отдельных регионах. Так, потребление росло в США, России, Бразилии, Аргентине.

Еще одним важным изменением для рынка стало повышение конкурентоспособности и увеличение доли на мировом рынке новых винодельческих регионов, что обострило конкуренцию в отрасли. Традиции виноделия, которые формировались столетиями, зачастую забываются в погоне за новыми потребителями, которым нужен более стандартизированный и понятный продукт. В новых условиях конкуренции, спроса и предложения происходит значительная реструктуризация отрасли.

Также важное влияние оказывают законодательные новшества разных стран, они становятся значительным фактором усиления международной конкурентоспособности отрасли. Так, например, изменение законодательства повысило конкурентоспособность винодельческой отрасли в Бразилии и Чили, Португалии. Еще одним примером может служить принятие ЕС новой классификации («вина с географическим указанием» и «вина без географического указания») и новой маркировки. Эти меры, с одной стороны, служат нетарифным барьером для торговли, с другой – повышают доверие к европейским винам.

Вся эта ситуация уникальна для винодельческой отрасли и предполагает коренные изменения на среднесрочном этапе. Можно предположить, что в будущем отрасль пойдёт по пути пивной отрасли, где рынок чрезвычайно сконцентрирован и большинство продукции, кроме премиальной, предельно стандартизировано, рынок контролируется всего несколькими глобальными компаниями. Также у стран, не являющихся лидерами в мировом виноделии, есть возможность в короткие сроки стать лидерами в новых направлениях виноделия, что создает уникальные возможности для России [1].

Тенденции развития отрасли

Рассмотрим глобальные тенденции, в которых существует рынок и которые влияют на деятельность и конкурентоспособность винодельческих компаний.

Первой тенденцией является снижение площади виноградников (рис. 1). Это связано с глобальным перепроизводством вина в прошедшие годы, в результате чего отрасль стремится найти баланс спроса и предложения. Если рассматривать площади виноградников в ключевых регионах, то ЕС добился баланса по производству и сохраняет стабильность по площади виноградников с 2013 года (они находятся приблизительно на уровне 3,3 млн га). В ЕС практически завершился период вырубки низкопродуктивных виноградников. В США площадь виноградников постоянно уменьшается с 2013 года, а их площадь составила 405 тысяч гектаров в 2020 году. В Китае площадь виноградников незначительно выросла с 2016 года, а в Аргентине и Чили оставалась относительно стабильной.

8,5

о^нг^т^г^ю^оосло^нг^т^г^ю^оосло OOOOOOOOOOHHHHHHHHHHCSI ooooooooooooooooooooo

Рис. 1. Динамика площади виноградников в мире [4]

Второй тенденцией является снижение объёма производства вина в целом по миру (рис. 2) в результате действия нескольких факторов. Во-первых, общее снижение площади виноградников и проблемы с производством из-за стихийных бедствий в некоторых регионах, во-вторых, продолжающееся долгие годы превышение объёма производства над потреблением, в-третьих, существующие программы вырубки виноградников в некоторых странах.

Рассмотрим производство вина по регионам. Производство вин в ЕС в 2020 году оценивается на уровне 165 млн гектолитров, зарегистрировано увеличение на 8% (+12 млн гектолитров) по сравне- нию с 2019 годом. Рассматривая страны-лидеры Старого света, можно сказать, что в целом тенденции благоприятные. В Италии объем производства в 2020 году остается на уровне равном среднему показателю за последние пять лет, а во Франции и Испании объём производства вырос на 6% и 8%, соответственно, по сравнению со средним за 5 лет.

Е 260

OHcsicn^-Lnioi^comOHcsicn^-Lnioi^como OOOOOOOOOOHHHHHHHHHHCSI ooooooooooooooooooooo

Рис. 2. Динамика мирового производства вина (без учетов сока и сусла)

В России производство вина в 2020 году составило 4,4 млн тонн (-4% / 2019). В Китае производство вина в 2020 году составило 6,6 млн тонн, что означает снижение на 16% по сравнению с уровнем 2019 года. Снижение производства вина четвертый год подряд сигнализирует о том, что развитие китайского винодельческого сектора может быть более неопределенным, чем ожидалось ранее. В США производство оценивается в 22,8 млн тонн, что на 11% меньше, чем в 2019 году.

В Южной Америке имеют место те же тенденции: производство вин снижается в Аргентине (10,8 млн тонн, -17% /2019) и Чили (10,3 млн тонн, -13% /2019). Это значительно ниже, чем их средние показатели за пять лет (-13% и -10%, соответственно). В 2020 году Бразилия зафиксировала снижение производства вина на 5% по сравнению с 2019 годом. Производство вина в Австралии падает третий год подряд, опустившись до самого низкого уровня, зафиксированного за последнее десятилетие, достигнув 10,6 млн литров в 2020 году (-11% / 2019). С другой стороны, производство вина в Новой Зеландии в 2020 году составило 3,3 млн тонн, достигнув самого высокого за всю историю (рекордного) уровня (+11% рост по сравнению с 2019 годом).

Резюмируя данные по регионам за последние 5 лет, можно отметить, что большинство новых винодельческих стран показывают снижение производства. Это может свидетельствовать о повышении конкурентоспособности винодельческих компаний Старого света, или, что более вероятно, о том, что страны Нового света переживают процесс выкорчёвки старых виноградников вслед за Старым светом, в которых этот процесс происходил на несколько лет раньше.

Третьей тенденцией является снижение доли Европы в мировом производстве и экспорте. С начала 2000-х годов темпы роста европейского экспорта относительно снизились по сравнению с мировыми. ЕС теряет свое присутствие на мировом рынке, будучи замененным конкурентами из других регионов. Однако, ЕС продолжает являться крупнейшим в мире регионом по производству и экспорту вина. Согласно данным, имеющимся в базе данных Андерсона и Пинильи (2017), с момента создания Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и до 2016 года на долю ЕС приходилось в среднем около 67% мирового производства вина и 71% мирового экспорта [13].

Но винодельческий сектор ЕС продолжает находиться под давлением конкуренции со стороны новых винодельческих стран. Новые винодельческие страны такие как США, Чили, Австралия смогли значительно увеличить долю рынка, поднять качество продукции. Отдельные категории вин, по мнению экспертов, не уступают по качеству премиальным французским винам. Существует множество причин такого резкого развития винодельческой отрасли этих стран, одной из важнейших является государственная политика поддержки отраслей и появление кластеров. Также в этих отраслях появляются более крупные фирмы, которые более ориентированы на глобальный рынок и обладают большей рентабельностью и конкурентоспособностью.

Так, в результате анализа отчетности компаний США, Австралии, Новой Зеландии выявилась тенденция получения более крупными компаниями большей прибыли в процентах. Также давление на виноделов Старого света оказывали и общемировые проблемы. Ограничения Covid-19 и последующее закрытие сектора HoReCa привели к падению экспорта на 30%, в то время как из-за совокупного воздействия Covid-19 и реализации соглашения о свободной торговле между Китаем и Австралией экспорт ЕС в Китай сократился почти на 57% [8].

Последней тенденцией можно назвать повышение рисков для производителей вина из-за непредсказуемых внешних сил. Так, например, крупные страны-импортеры часто используют свое положение в торговых войнах. В частности, из-за проблемы Boeing – Airbus власти США ввели 25-процентный адвалорный штрафной тариф на вина ЕС, что привело к снижению экспорта вин ЕС в США на 54%. Предполагаемый ущерб для отрасли, полученный в результате торговой войны, выражается в падении экспорта в 2019/2020 гг. на 10% (8 млрд евро).

Кроме того, власти Китая также повышают глобальные риски для производителей вина. Так, отношения между Китаем и Австралией являются непредсказуемыми, что негативно влияет на производство вин. После реализации Соглашения о свободной торговле между Китаем и Австралией (начиная с 2015 года), в соответствии с которым были снижены тарифы на вино, доля вин ЕС на китайском рынке сократилась, что привело к негативным экономическим последствиям для европейского бизнеса. Однако недавние споры между партнерами по торговым вопросам затрагивали также винодельческий сектор, нанося ущерб, в частности, австралийскому экспорту вина в Китай (который после вступления в силу Соглашения о свободной торговле стал составлять более трети импорта вина в Китай на сумму почти 1,9 млрд евро в год).

После введения 200%-ного китайского тарифа на австралийские вина экспорт вина из Австралии в Китай снизился на 96% в период с декабря 2020 года по март 2021 года. Эта ситуация вынуждает 37% австралийского экспорта, который обычно идет на китайский рынок, искать альтернативные рынки, чтобы ослабить давление. Это, в свою очередь, представляет собой угрозу для других мировых экспортеров, но в то же время предполагает и возможности выйти на китайский рынок [8].

Заключение

Таким образом, рассмотрев вышеперечисленные тенденции, можно сделать следующие выводы. Во-первых, винодельческий рынок остается высокорискованным рынком, с глобальным превышением производства вина над спросом, вследствие чего уровень конкуренции чрезвычайно высок. Во-вторых, рынок переживает трансформации вследствие глобализации. Так, экспорт и импорт играет все большую роль, как и торговые пошлины, законодательство и торговые войны. Законодательное регулирование вина становится все более унифицированным, например, страны Нового света используют классификацию ЕС при разработке своего законодательства о вине. В-третьих, происходят глобальные изменения спроса под влиянием разнонаправленных процессов. Наиболее важное влияние на этот процесс оказывает стандартизация спроса, появление новых поколений потребителей, повышение популярности здорового образа жизни. В-четвертых, на рынок значительно влияют торговые войны и соглашения о торговле.

Также можно добавить, что Европа в целом пережила последствия усиления конкуренции на мировом рынке вина и перепроизводства, сократив виноградники, и продолжает удерживать свое лидирующее положение на мировом винном рынке, в то время как Новый свет снижает площади виноградников и производство вина. Также можно сделать вывод, что государственная политика значительно влияет на производителей вина, и российским производителям вина надо учитывать это при выходе на мировые рынки.

https://www.researchgate.net/publication/340413318_Analysis_of_the_agreement_between_the_European_Union_a nd_the_Mercosur (дата обращения 08.02.2022).

Список литературы Тенденции развития мировой отрасли виноделия

  • Кормишкина Л.А., Семенова Н.Н. Импортозамещение - важнейшая стратегическая задача развития агропромышленного комплекса России // Национальные интересы: приоритеты безопасность. 2015. № 8. С. 2-12.
  • Николенко А.А. Механизм государственного регулирования деятельности субъектов виноградно-винодельческой отрасли // NOVAINFO.RU. 2017. № 63-2.
  • Оганесянц Л.А., Панасюк А.Л. Состояние мирового рынка винограда и вина в 2014-2015 гг. // Виноделие и виноградарство. 2016. № 1.
  • Состояние винодельческой отрасли в мире в 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://enogrup.com/wp-content/uploads/2021/05/Мировое-виноделие-2020-в-цифрах-доклад-OIV.pdf (дата обращения 10.02.2022).
  • Analysis of the agreement between the European Union and the Mercosur. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
  • https://www.researchgate.net/publication/340413318_Analysis_of_the_agreement_between_the_European_Union_a nd_the_Mercosur (дата обращения 08.02.2022).
  • Anderson K. The World's Wine Markets: Globalization at Work. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Ltd., 2004.
  • Daadaoui L., Sauvée L. Knowledge Governance for Collective Innovation: The Case of Collective Exploration in the IAR French Cluster for new Biobased Activities // Proceedings of the 26th IMP Conference. Budapest, 2010.
  • EU wine sector: need of a wake up call for Europe. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.farm-europe.eu/news/eu-wine-sector-need-of-a-wake-up-call-for-europe (дата обращения 09.02.2022).
  • OIV 2018 report on the world vitivinicultural situation. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oiv.int/en/oiv-life/oiv-2018-report-on-the-world-vitivinicultural-situation (дата обращения 01.02.2022).
  • Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. London: Free Press, 1990.
  • State of the vitivinicultural sector in 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stavvinprom.com/images/OIV-презентация.pdf (дата обращения 10.02.2022).
  • The California Wine Cluster. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hbs.edu/faculty/Pages/item. aspx?num=24449 (дата обращения 10.02.2022).
  • The European Wine Export Cycle. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publica-tion/333020897_The_European_Wine_Export_Cycle (дата обращения 18.01.2022).
Еще
Статья научная