Теневая экономика Узбекистана, меры снижение ее влияния на развитие страны
Автор: Соатов Э.А.
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Экономические науки
Статья в выпуске: 3 т.10, 2024 года.
Бесплатный доступ
Представлен обзор по теневой экономике в Узбекистане. Политика, проводимая руководством страны по минимизации влияния теневой экономики на развитие страны, и принимаемые законодательные акты - основа рассмотренных вопросов. Анализируются причины, вызывающие необходимость принятия неотлагательных мер. Выделены основные пути минимизации влияния теневой экономики и коррупции. Особое место уделено субъективным причинам, оказывающим негативное влияние на развитие экономики страны. В заключении даются некоторые выводы, способствующие улучшению ситуации в заданном направлении.
Узбекистан, теневая экономика, коррупция, цифровизация
Короткий адрес: https://sciup.org/14129722
IDR: 14129722 | DOI: 10.33619/2414-2948/100/57
Текст краткого сообщения Теневая экономика Узбекистана, меры снижение ее влияния на развитие страны
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
УДК 338(571.5)
«Теневая экономика препятствие для честно работающего бизнеса»-
Ш. Мирзиёев
Теневая экономика — это экономическая деятельность субъектов хозяйствования, которая скрывается от государственного (статистического, лицензионного и налогового учёта) и общественного контроля. В настоящее время теневая экономика распространена во многих сферах жизнедеятельности общества. Ежегодно данная область экономики растет, состыковывается с правовым сектором, и со временем становится сложнее различать теневую и правовую экономические системы. Теневая экономика тесно переплетена с легальным и реальным сектором экономики и является ее составной частью. В своей деятельности она также пользуется услугами государства, его материально-общественными факторами, рабочей силой и т.д., не вступая при этом в экономические отношения с государством как субъектом хозяйствования. Термин «теневая экономика» (англ. shadow economy, underground economy, black economy) появился в начале 1970-х гг. для обозначения сокрытия доходов и антиобщественных способов их извлечения. Теневую экономику можно разделить на криминальную и неформальную.
Криминальная теневая экономика (наркобизнес, нелегальное производство и обращение оружия, коммерческая добыча редких видов диких животных и растений и т. п.) – деятельность, запрещённая законом, так как её результаты представляют угрозу для жизни и деятельности людей, препятствуют нормальному функционированию государства, наносят вред природе. Неформальная теневая экономика не запрещена законом, но не попадает в сферу официального учёта в силу её семейного, персонального, личного характера, ненадёжности статистических измерителей.
Теневая экономика может проявляться через серые зарплаты, которые выдаются в конвертах, чтобы не платить с них подоходный налог. Предприниматели могут умалчивать о размерах прибыли, скрывая её от налоговых служб, для уплаты более низких налогов. Также во время внешнеторговых операций прибегают к серым схемам импорта, неверно заполняя таможенные декларации, что позволяет «сэкономить» на пошлинах. Недооценка и игнорирование теневых процессов в различных секторах экономики из-за отсутствия регулярного мониторинга приводить к значительным просчетам при определении макроэкономических показателей, используемых при реализации многих областей экономической политики. Наиболее влиятельными причинами, способствующие возникновению теневой экономики, являются: высокие налоги, избыток государственного регулирования, коррупция, ограниченный доступ к официальному трудоустройству, недоверие к финансовым и государственным институтам и т. д.
Существование теневой экономики негативным образом сказывается на экономике страны через уменьшение налоговых поступлений, роста преступность, нездоровая конкуренция, ухудшение условий труда, сокращение экономического роста и многое другое. Теневой сектор существует в экономиках всех стран мира, но в некоторых, таких как Узбекистан, его доля стремится к половине совокупного ВВП. Подсчитать ущерб от теневой экономики очень сложно, но приблизительную цифру можно назвать.
Изучение показало что, теневой экономики в мировых странах составляют 8% в США, 36,5% в Бразилии, 21,7% в Испании, 19,5% в Италии, 18,5% в Португалии, 18,4% в Корее и 14,5% в Китае. Кроме того, 11% в Канаде, 10,2% в Германии, 9,6% в Великобритании, 9% в Австрии, 8,6% в Сингапуре и 8,1% в Японии. Самые низкие показатели отмечены в развитых странах Европы, США, Японии и Китае — во всех этих странах менее 15% .
По данным в Министерстве экономического развития и сокращения бедности, ситуация в Узбекистане слабо отличается от других стран Центральной Азии и СНГ. Согласно статистике МВФ, наиболее высокая доля теневой экономике на пространстве СНГ фиксировалась в Украине — почти 45%. На втором месте шла Беларусь с 44,5%, а на третьем расположился Таджикистан — 43%. Доля теневого секторе в Казахстане, России и Кыргызстане находилась в районе 38% (https://t.me/shmirziyoyev/20346).
Проведённое в 2019 году исследование по инициативе ПРООН в Узбекистане оценило размер теневой экономики в стране в промежутке от 40% до 50% по отношению к ВВП. К схожей оценке — 50% к ВВП — пришла международная НКО Buyuk Kelajak. По их данным, в 2019 году Узбекистан потерял $16-17 млрд из-за теневого сектора. Отчёт Всемирного банка от 2019 года выявил, что в Узбекистане до 60% от общего количества занятых в экономике составляют неформально занятые. В абсолютных числах количество, работающих в теневой экономике достигает почти 8 млн человек. Таким образом, более половины рабочей силы в Узбекистане становится уязвимой к нарушениям трудовых прав со стороны работодателей. К тому же, государственный бюджет недополучает налоговые поступления с их заработных плат.
Кроме того, расцвету теневой экономики способствует высокий уровень коррупции в Узбекистане. Согласно отчёту международной организации Transparency International от 2023 года, Узбекистан в рейтинге восприятия коррупции расположился на 126 месте из 180, набрав 31 балл. Однако стоит отметить, что с 2016 года Узбекистан поднялся на 30 строчек, последовательно улучшая свои позиции .
Президент Шавкат Мирзиёев на совещании 16 января 2024г. назвал проблему теневой экономики самой актуальной на сегодняшний день в Узбекистане. По официальным данным объем теневой экономики в республике Узбекистане составляет около 40% ВВП, (ущерб ВВП оценен в размере 135 трлн сумов, а госбюджет не дополучил 30 трлн сумов). Наиболее высокие показатели зафиксированы в строительстве, торговле и сфере услуг.
На сегодняшний день в стране около 5 миллионов человек работают в неформальных секторах (около 24% трудоспособного население страны), а предприниматели, которые выплачивают им зарплаты, не платят налоги, отметил президент. Тем не менее, в последние годы государство предпринимает меры для уменьшения доли теневой экономики в Узбекистане. Основная ставка была сделана на цифровизацию. К тому же, предпринимались меры по укреплению государственного регулирования. Президент Шавкат Мирзиёев 2 марта 2020 года подписал указ (ПФ-5953), направленный на борьбу с теневым сектором. Согласно ему, была введена маркировка, изменилась система учёта и возврата суммы НДС, создана система получения точками розничной торговли сферы услуг индивидуального QR-кода и многое другое.
На совещании 16 января 2024г. Президент Шавкат Мирзиёев , принял ряд структурных и других мер, обеспечивающий борьбу с теневой экономикой на новый уровень. В частности, расширяется полномочия Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генпрокуратуре (проведение следствия и обысков, на базе департамента будет открыт научно-аналитический и учебный центр, который будет заниматься выявлением факторов, способствующий выявлению экономических преступлений и борьбе с теневой экономикой. Кроме того, в Генеральной прокуратуре будет создано отдельное Управление по борьбе с теневой экономикой, которое будет иметь региональные подразделения. А также инспекция государственного финансового надзора при Министерстве экономики и финансов перейдёт в структуру Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Узбекистана.
На пример, несмотря на реформы в сфере противодействия коррупции в Узбекистане, проблемы в некоторых направлениях сохраняются. В частности, в ряде законодательных актов имеются положения о конфликте интересов, но в государственных органах и учреждениях не установлены чёткие механизмы их осуществления и контроля. В законе «О противодействии коррупции» установлено, что работники государственных органов, допустившие нарушение требований предупреждения или устранения конфликта интересов, а также их руководители несут ответственность в соответствии с законодательством, но законодательными актами не предусмотрены меры ответственности. В данной сфере также отсутствует уполномоченный орган, формирующий единую практику. Не налажена практика уведомления о конфликте интересов.
Проект Закона «О конфликте интересов» одобренной Сенатом Узбекистана устраняет эти проблемы и направлен на регулирование отношений в сфере конфликта интересов, порождающих коррупционные ситуации, где вводится требование декларирования конфликта интересов, устанавливающий ответственность за это правонарушение, ибо именно конфликт интересов считается отправной точкой коррупционных ситуаций особенности в госорганах. Следовательно, необходимо ускорить принятие, закона «О конфликте интересов» .
Эти и другие принимаемые меры со стороны государства, безусловно будет способствовать снижению объема теневой экономики и коррупции, однако, для эффективности этих мерь, требует ускоренного их решение. Думается что, работу по борьбу с теневой экономикой необходимо усилит параллельно и с усилением мерь ответственности, воспитанием поколении и подготовкой специалистов добросовестно служащих против теневой экономикой и коррупцией в целом.
Список литературы Теневая экономика Узбекистана, меры снижение ее влияния на развитие страны
- Орлова. Д. Р. Теневая экономика. М.: Мир науки, 2023.
- Худайназаров А. Оценка теневой экономики на основе модели MIMIC (на примере Республики Узбекистан) // Управление экономическими системами: малое предпринимательство в условиях новых вызовов: Сборник статей. Чита, 2019. С. 120-125. EDN: BTWLLJ
- Мага А. А. Анализ масштабов теневой экономики в Республике Узбекистан (часть 2) // Теневая экономика. 2020. Т. 4. №1. С. 63-69. DOI: 10.18334/tek.4.1.110099 EDN: VCIBSY