Теофраст о музыке

Автор: Афонасин Евгений Васильевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Переводы

Статья в выпуске: 1 т.6, 2012 года.

Бесплатный доступ

Преемник Аристотеля Теофраст из Эреса (глава Ликея с 322 по 287 г. до н. э.) изучал самые разнообразные науки, включая музыкальную теорию. К сожалению, большая часть его работ не дошла до наших дней, поэтому сведения о его оригинальном подходе к музыке приходится восстанавливать на основе ряда позднейших свидетельств (fr. 714 ff. Fortenbaugh) и относительно большой выдержки из трактата О музыке в составе Комментария Порфирия к Гармонике Птолемея. Теофраста прежде всего интересовал образовательный и терапевтический потенциал музыки и, критикуя как стандартную «пифагорейскую» математическую гармонику, так и современные ему акустические теории, он предложил новый качественный подход к музыке, основанный на переосмыслении доступных в то время эмпирических наблюдений и крайне проблематичную (ввиду почти полного отсутствия свидетельств) теорию психологического происхождения музыкального сознания. Фрагменты музыкальных сочинений Теофраста, которые впервые переводятся на русский язык в этой работе, дополнены другими свидетельствами, также сохраненными Порфирием, такими как важнейший музыкальный фрагмент Архита (fr. 1 DK), выдержками из перипатетического трактата О слышимом, и цитатами из трактатов о музыкальной теории и акустике таких иначе неизвестных авторов, как Панетий Младший, Гераклид Младший и Элиан.

Еще

Образовательная и терапевтическая роль музыки, психологические истоки мелодии, критика количественного подхода к анализу музыки

Короткий адрес: https://sciup.org/147103324

IDR: 147103324

Список литературы Теофраст о музыке

  • Щетников, А. И., пер. (2009) «Теон Смирнский. Изложение математических предметов, полезных при чтении Платона», ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция 3: 466-558.
  • Barker, A. (1984) Greek Musical Writings I, The Musician and his Art. Cambridge.
  • -(1984) Greek Musical Writings I, The Musician and his Art. Cambridge.
  • -(1985) 'Theophrastus on pitch and melody', in Theophrastus of Eresus: on his Life and Work, eds.W. Fortenbaugh et al. New Brunswick and Oxford: 289-324.
  • -(1989) Greek Musical Writings II, Harmonic and Acoustic Theory. Cambridge.
  • -(2007) The Science of Harmonics in Classical Greece. Cambridge.
  • Düring, I. (1932) Porphyrios Kommentar zur Harmonielehre des Ptolemaios. Gothenburg.
  • -(1934) Ptolemaios und Porphyrios über die Musik. Gothenburg.
  • Fortenbaugh, W. W., et al., eds. (1992) Theophrastus of Eresus: Sources for his Life, Writings, Thought and Influence, 2 vols. Leiden.
  • Gottschalk, H. B. (1968) 'The De audibilibus and Peripatetic acoustics', Hermes 96: 435-60.
  • -(1980) Heraclides of Pontus. Oxford.
  • -(1998) 'Theophrastus and the Peripatos', in Ophuijsen and Raalte (1998): 281-98.
  • Huffman, C. A. (2005) Archytas of Tarentum: Pythagorean, Philosopher and Mathematician King. Cambridge.
  • Levin, F. R. (2009) Greek Reflections on the Nature of Music. Cambridge.
  • Ophuijsen, J. M., van and M. van Raalte (eds.) (1998) Theophrastus: Reappraising the Sources. New Brunswick and London.
  • Sicking, C. M. J. (1998) 'Theophrastus on the nature of music', in van Ophuijsen and van Raalte (1998): 97-142.
  • Wehrli, F. (1953) Heracleides Pontikos, Die Schule des Aristoteles, IV. Basel.
Еще
Статья научная