Теолого-философская «школа» Кумрана

Автор: Тантлевский Игорь Романович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.16, 2022 года.

Бесплатный доступ

В первой части статьи автор делает попытку реконструировать особенности организационно-административных основ и содержания образовательного процесса в Кумране, а также проанализировать влияние успехов в обучении и интеллектуальном развитии членов общины на их положение в сообществе, но, главное, – на состояние их души, ее диспозицию в глобальной войне добра со злом и, в итоге, на получение ею воздаяния в потустороннем мире. Во второй части статьи автор предпринимает попытку выявить ключевые особенности сформировавшейся в Кумране теолого-философской «школы» и тезисно вычленить – прежде всего исходя из «Трактата о двух духах» (1QS 3:13–4:26) – ключевые аспекты теологических и философских доктрин Кумрана: 1) Концепция Творения мироздания через посредствующее «звено» – «Знание» (dʽt) в соответствии с «Замыслом» (mḥšbh/mḥšbt) Бога; при этом кумранская концепция mḥšbh/mḥšbt, вероятно, подразумевающая «План»/«Схему»/«Проект» мироздания, может быть соотнесена с представлением о παράδειγμα Платона. 2) Концепция предестинации в корреляции с ессейским учением о предопределении в контексте становления иудейских «философских школ». 3) Особенности кумранского дуалистического учения о дух путях и двух духах и истоках «природы Правды» и «природа Кривды» в рамках библейского монотеизма; особенности кумранской теодицеи. 4) Соотнесение кумранского учения о «природе человека» и «добродетели» с ессейским этическим учением по трактату Филона Александрийского «О том, что каждый добродетельный свободен», XII, 80–84. В статье также анализируются ключевые обозначения лидеров Кумранской общины и самоназвания общинников в организационно-образовательном контексте.

Еще

Кумранские рукописи, иудейские теолого-философские «школы», ессеи, предестинация, дуализм, Устав Кумранской общины

Короткий адрес: https://sciup.org/147237627

IDR: 147237627   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2022-16-1-152-171

Список литературы Теолого-философская «школа» Кумрана

  • Амусин, И.Д. (1983) Кумранская община. М.: Наука. Лëзов, С.В. (2009) “Арамейские языки”, Языки мира. Семитские языки. М.: Академия, 414–496.
  • Тантлевский, И.Р. (1994) История и идеология Кумранской общины. СПб.: Петербургское востоковедение.
  • Тантлевский, И.Р. (2014) Иудейские псевдэпиграфы мистико-гностического толка. СПб.: Издательство РХГА.
  • Тантлевский, И.Р., Светлов Р.В. (2014b) «Ессеи как пифагорейцы»: предестинация в пифагореизме, платонизме и кумранской теологии», ΣΧΟΛΗ (Schole) 8.1, 54–66.
  • Albright, W.F., Mann, C.S. (1969) “Qumran and the Essenes: Geography, Chronology and Identification of the Sect”, Black (ed.). The Scrolls and Christianity. Historical and Theological Significance, London: Society for Promoting Christian Knowledge, 11–25.
  • Beall, T.S. (2000) “Essenes”, L. H. Shiffman, J. VanderKam (eds.). Encyclopedia of the Dead Sea Scrolls, vol. 1. New York, NY: Oxford University Press, 262–268.
  • Brooke, G.J. (2017) “Aspects of Education in the Sectarian Scrolls from the Qumran Caves”, Brooke, G. J., Smithuis, R. (eds.). Jewish Education from Antiquity to the Middle Ages. Studies in Honour of Philip S. Alexander. Leiden; Boston, Mass.: Brill, 11–42.
  • Clines, D. J. A. (ed.) (2011) The Dictionary of Classical Hebrew, vol. V, Sheffield: Sheffield Phoenix Press.
  • Collins, J. J. (1992) “Essenes”, Freedman, D. N. (ed.). Anchor Bible Dictionary, Yale University Press, vol. 2, 619–626.
  • Davies, Ph. R., Brooke, G. J., Callaway, Ph. R. (2011) The Complete World of the Dead Sea Scrolls. 2nd ed. London: Thames&Hudson. Fraade, S.D. “Hagu, Book of”, Encyclopedia of the Dead Sea Scrolls, Shiffman, L., Vander-Kam, J. (eds.). New York, NY: Oxford University Press, vol. I, 327.
  • Graham, D. W., ed. (2010) The Texts of Early Greek Philosophy. The Complete Fragments and Selected Testimonies of the Major Presocratics. Part I. Cambridge; Cambridge University Press.
  • Goff, M. (2017) “Gardens of Knowledge: Teachers in Ben Sira, 4QInstruction, and the Hodayot”, Hogan K. M., Goff M., Wasserman E. (eds.). Pedagogy in Ancient Judaism and Early Christianity, Atlanta, GA: Society of Biblical Literature, 171–194.
  • Jastrow, M. A. (1926) Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Yerushalmi, and the Midrashic Literature. London: Luzac & Co.; New York: G. P. Putnam’s Sons, 1926.
  • Laks, A., Most, G.W., eds. (2016), Early Greak Philosophy, vol. 6, part 1: Later Ionian and Athenian Thinkers. Cambridge, Mass.; London, Harvard University Press.
  • Lönnqvist K., Lönnqvist M. (2006) The Numismatic Chronology of Qumran: Fact and Fiction, The Numismatic Chronicle 166, 121–165.
  • Meshorer, Y. (2003–2006) The Coins from Qumran, Israel Numismatic Journal 15, 19–23.
  • Schiffman, L. (1975) The Halakhah in Qumran. Leiden: Brill.
  • Schwartz, E. (2020) The Exegetical Character of 1QS 3:13–4:26, Dead Sea Discoveries 27.1, 31–65.
  • Sokoloff, M.A. (1992) Dictionary of Jewish Palestinian Aramaic of the Byzantine Period. Ramat-Gan: Bar Ilan University Press.
  • Tantlevskij, I.R. (2004) Melchizedek Redivivus in Qumran: Some Peculiarities of Messianic Ideas and Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls, The Qumran Chronicle 12.1. Krakow; Mogylany: The Enigma Press.
  • Tantlevskij, I.R., Svetlov, R.V. (2014a) “Predestination and Essenism”, ΣΧΟΛΗ (Schole) 8.1, 50–53.
  • Tantlevskij, I.R. (2016) “Further Considerations on Possible Aramaic Etymologies of the Designation of the Judaean Sect of Essenes (Ἐσσαῖοι/Ἐσσηνοί) in the Light of the Ancient Authors Accounts of Them and the Qumran Community World-View”, ΣΧΟΛΗ (Schole) 10.1, 61–75.
  • Tantlevskij, I.R., Gromova, E.V., Gromov, D. (2021) “Network Analysis of the Interaction between Different Religious and Philosophical Movements in Early Judaism”, Philosophies, 6(1).2. https:// doi.org/10.3390/philosophies6010002
  • Tantlevskij, I.R. (2022) “Elements of Pejorative Wordplay and Language of Enmity in the Qumran Commentary on Nahum in Historical-Religious Context”, Humanities and Social Sciences 15.5, 727–740.
  • VanderKam, J. (2010) The Dead Sea Scrolls Today. 2nd ed. Grand Rapids, MI: Eerdmans. VanderKam, J., Flint, P. (2002) The Meaning of the Dead Sea Scrolls. Their Significance for Understanding the Bible, Judaism, Jesus, and Christianity, foreword by E. Tov. New York, NY: Doubleday.
  • Vaux, de R. (1973) Archaeology and the Dead Sea Scrolls. Oxford: Oxford University Press.
  • Zurawski, J.M., Boccaccini, G., eds. (2017) Second Temple Jewish “Paideia” in Context. Berlin: De Gruyter.
Еще
Статья научная