Теоретические аспекты национальной безопасности
Автор: А.Н. Сухов
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Социально-психологические и педагогические аспекты деятельности правоохранительных органов
Статья в выпуске: 1 (5), 1997 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/149126568
IDR: 149126568
Текст статьи Теоретические аспекты национальной безопасности
Теоретические аспекты национальной безопасности
Доктор психологических наук, профессор А.Н.Сухов
Рязанский институт права и экономики МВД России
В сложившихся условиях, о которых нет особой нужды говорить, нужно, отбросив вес, заняться разработкой концепции национальной безопасности? Вопросов, связанных с решением национальной безопасности, гораздо больше, чем ответов на этот счет.
Нужно сказать прямо, что России следует учиться у США решать проблемы национальной безопасности: когда надо, США нс останавливаются перед применением силы и активных мероприятий. В России надо начинать с разработки теории национальной безопасности.
В настоящее время предпринимаются многочисленные попытки создать концепцию национальной безопасности, но ни одна из них нс увенчалась успехом, так все они являются незавершенными. Нс произведена даже в полном объеме классификация (инвентаризация) угроз с учетом того, что угрозы по своему происхождению бывают природными, эпидемиологическими, техническими и социальными.
Сегодня можно констатировать:
-
I) произошел отказ от ведомственного понимания и переход к системному видению безопасности;
-
2) в то же время нс выработана нс только парадигма в этой области, но и не определены теоретические подходы к анализу безопасности.
Существует философский, социологический, социально-психологический, правовой, математический и другие подходы к объяснению и построению безопасности. Каждый из этих подходов обладает существенной спецификой и возможностями, но вряд ли сегодня можно раскрыл» специфику понимания безопасности с позиции каждого из них. Пока можно высказать лишь несколько принципиальных соображений по этому поводу.
Первое. Следует иметь в виду, что безопасность есть одна из характеристик и критериев функционирования и развития социальных, экономических, технических, экологических и биологических систем. Поэтому построение теории безопасности невозможно в отрыве от теории эффективности развития экономических и социальных систем, надежности технических систем и т.д. Из этого следует, что существуют базовые явления социально-экономического и технического порядка, от которых зависит уровень национальной безопасности. Теория социально-экономических систем должна имплицитно включать теорию безопасности.
Признаками безопасности социальной системы являются высокая продолжительность, качество жизни населения и т.д. И наоборот, низкая продолжительность жизни и высокий уровень социальной напряженности — симптом опасного состояния социальной системы.
То же самое можно сказать и об экономической системе и соответственно безопасности, хотя й отрыве от социальной рассматривать се бессмысленно. Таким образом, состояние социально-экономической системы, следовательно, и безопасности является несущей конструкцией, каркасом национальной безопасности.
В то же время развитие, “здоровье”, нормальное состояние общества и личности является целью национальной безопасности. Все остальные вилы безопасности, в том числе криминальная, военная являются средствами достижения этой цели. Следовательно, модель безопасности имеет не только структурное, но и иерархическое строение. В более или менее конкретном виде социальная безопасность означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, а нс какого-либо одного слоя за счет ресурсов другого. Опа выражается в ряде показателей: качестве, продолжительности жизни, эмиграции, доверии к ней со стороны других государств и т.п. Между тем сложившаяся в России ситуация в социально-экономической сфе-ре нс укладывается в рамки ни одной из известных теорий: ни индустриального развития, ни других.
Что касается общественной безопасности, то она предполагает определенный уровень зрелости гражданского общества, развитие общественных институтов, наличие соответствующей само-оценки, самоуважения и социально-психологической компетентности личности.
Устойчивое, стабильное развитие социально-экономической системы — главное условие национальной безопасности. Иначе,говоря, международная и национальная безопасность России — это эффективность се внутренней и внешней политики проводимого властью курса. В данном случае имеет значение теория и практика социальных, экономических, правовых отношений, институтов, организаций и общностей, т.с. эффективность власти, действующей модели государства, национальной экономики, общества. Важно использование опыта Скандинавских стран, Китая. Японии и других стран, которые сумели успешно осуществить реформы в относительно короткий срок.
Второе принципиальное соображение связано с тем, что необходимо различать общую и специальные. частные теории безопасности.
Общая теория обслуживает систему безопасности в целом, а частные — се составляющие, виды, направления, в том числе создание специальных программ по борьбе с терроризмом и пр.
Концепция национальной безопасности строится также на основе военной, уголовной доктрины. Пока преждевременно говорить об определении понятия “национальная безопасность”. В рабочем порядке под национальной безопасностью следует понимать систему мер па разных уровнях и условиях, направленную на предотвращение и ликвидацию угроз для устойчивого развития личности, общества, экономики и государства.
Понятийный аппарат для анализа проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности, также еще нс сложился. Как правило, для этих целей используют такие термины, как угроза, опасность, вред, ущерб, риск и тл. В одних случаях эти понятия употребляются как синонимы. в других — как нс рядоположенныс явления. Сложилось так. что эти понятия относятся к центральным понятиям теории национальной безопасности.
Однако при этом важно учитывать, что в зависимости от подхода к толкованию данных дефиниций содержание их будет значительно отличаться. Эго связано с тем, что есть объективное и субъективное толкование рассматриваемого явления.
С социально-психологической точки зрения, основу концепции национальной безопасности должна составить теория социальных конфликтов, в том числе глобальных, геополитических, меж-государствснных, репюпальиых, внутриполитических и т.п. Конфликтологический подход к построению концепции национальной безопасности позволяет определить наиболее значимые национальные интересы, жизненно важные зоны угрозы их существованию.
Подобное возможно лишь на основе четких представлений о причинах и динамике конфликтов внутри России, а также между странами, входящими в СНГ, и противоречиях глобального характера.
Такой подход позволит строить внутреннюю и внешнюю политику России на основе одного иршшипа — соблюдения национальных интересов.
Конфликтологический подход позволяет объяснить, почему царский режим в России объективно привел к известным октябрьским событиям, большевистский — к массовым репрессиям, а проводимые с 1991 г. реформы — к социальной напряженности.
Данный подход обладает также возможностями прогнозировать эскалацию конфликтов, связанных с геополитическими изменениями, обострением борьбы за'сырьевые источники (газ. нефть и пр.). В свою очередь, это обстоятсл1>ство позволяет определить грамотную военную доктрину, потенциальных противников и создать армию, способную обеспечить внешний контур национальной безопасности.
Иными словами, конфликтологический подход позволяет избежать наивного взгляда на развитие межгосударственных отношений в будущем. Проблемы сырья, территорий, народонаселения, ресурсов, экологии обостряют эти отношения. Причины межгосударственных конфликтов из идеологической плоскости перешли в область жизнеобеспечения населения той или иной страны. Поэтому нужна адекватная готовность к такого рода событиям. Именно с учетом этого нужно проводить реформы армии. Недопустимо, чтобы теория управляемого конфликта использовалась для развала единого государства, дискредитации армии и правоохранительных органов. При этом следует иметь в виду, что войны сегодня ведутся г основном без применения военной силы, информационным образом.
Сегодня одна из главных опасностей — проблема психического и нравственного нездоровья нации, проблема разрушения российского менталитета, культуры. Соответствсшю, одной из центральных задач национальной безопасности является сохранение культуры российского народа.
Реальная постановка вопроса о социальном и психическом здоровье населения требует и решения се в масштабном контексте посредством социальной психогигиены и информационной безопасности.
Социальное и психическое здоровье нации зависят от экономических и экологических условий, качества и образа жизни: питания, отдыха, лечения, комфортности среды обитания, устранения стрсссфакторов.
Одной из опасностей для психического здоровья нации является воздействие “масс-медиа”, электронный контроль за жизнью, настроениями, мнением граждан, политических организаций и т.д. Специальные технические средства нового класса способны негативно влиять на психику, причем как на сознательном, так и подсознательном уровнях. парализовать деятельность всех систем.
Попытки внедрения информационного тоталитаризма (экспансионизма) объясняются борьбой за расширение сфер контроля с помощью средств массовой информации. При этой речь идет нс просто о контроле и учете "общественного мнения, но и. главным образом, о массовом манипулировании, создании автоматически конформной личности. Подобный подход прямо противоположен идеям Роджерса, Маслоу, Франкла о личностном развитии, самоактуализации, поиске смысла человеческой жизни.
В связи с этим встает проблема создания информационной безопасности личности и общества, в том числе от телевизионного насилия. Она включает в себя нс только технические, юридические средства защиты, но и психологические, например, идею ненасилия: отказ от применения насилия в политике, мысль о более гармоничной стратификации общества, эффективном развитии организации, ненасильственном общении и т.п. Криминализация России не должна состояться. Имидж России должен ассоциироваться с образом демократической, процветающей, индустриальной. аграрно и культурно развитой, образованной. сильной страны.
Концепция национальной безопасности поможет, наконец, решить проблему государственного устройства на основе административно-территориального принципа и предоставления культурной автономии всем нациям, йроживаютим на ее территории, а также вопросы об обкдинснии с бывшими союзными республиками. Создание концепции национальной безопасности помогает решению и вопроса о национальной идее, научного анализа истории России.
Реализация концепции национальной безопасности зависит от компетентности власти, от выполнения ее функциональных обязанностей, от того, сумеет ли она добиться, что жить по закону, быть честным выгоднее во всех отношениях, в том числе с нравственной и экономической точки зрения.
Это нс значит, ’гго Россия должна стать тоталитарным государством, мировым жандармом и пожарником. исповедовать национализм и шовинизм.
История России (период раздробленности; татаро-монгольское иго; крепостное право; 1937 год; экологические катастрофы и т.п.) обязывает се научиться защищать свои интересы, перейти к устойчивому развитию ради обеспечения национальной безопасности. В этом должно бып> заинтересовано все мировое сообщество, так как данное обстоятельство влияет на глобальную безопасность.
Самосознание сотрудников ОВД: национальный, гражданский, профессиональный аспекты
Профессор
Нальчикский факультет
Ростовской высшей школы МВД России
В условиях общественно-политической обстановки в России, когда сотрудникам ОВД приходится психологически, а нередко и физически противостоять обострившимся межнациональным прогиворечиям и конфликтам, особую актуальность приобретают вопросы соотношения национального. гражданского, профессионального и иных аспектов самосознания. При этом имеется в виду доминирующая роль самосознания в регуляции практического поведения человека.
Между тем общие положения гуманитарных наук о человеке как совокупности общественных отношений. биосоциальной системе, обобщенные на методологическом уровне знания о закономерностях формирования личности. сознания, в том числе самосознания*, будучи, безусловно, бесценным достоянием общества, нс могут, тем нс менее, “напрямую" применяться к практике, нуждаются в конкретизации путем прикладных исследований.
Принципиальные сдвиги в самосознании сотрудников ОВД должны были произойти в последнее десятилетие в связи с преобразованием общественно-политической жизни, в частности. в связи с ее дсидсологизацией, законодательным запретом сотрудникам органов внутренних дел заниматься партийно-политической деятельностью.
Возможности сравнительного исследования этих сдвигов, к сожалению, отсутствуют. Но и на сегодня существуют достаточно определенные представления о требованиях к личности сотрудников ОВД, в том числе их самосознанию. И выяснение вопроса о том, насколько реальное самосознание реальных сотрудников соответствует предъявляемым профессией требованиям или отклоняется .от них, представляется нам актуальной исследовательской задачей.
Самосознание в нашем понимании есть процесс и результат рациональной (мыслительной) деятельности индивида, объектом которой является собственная сущность назначение и роль в жизни. Самосознание как процесс мышления характеризует индивида с точки зрения нормальности функционирования соответствующих структур его нервной системы, т.с. с точки зре-
1 См.: Леонтьев А. 11. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977.