Теоретические и методологические проблемы социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми
Автор: Денисов Сергей Борисович, Тужилкина Екатерина Николаевна
Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 3 (15), 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется положение пожилых людей в современной России, их социально-демографическая характеристика. Приводятся различные научные подходы к рассмотрению такого периода жизни, как пожилой возраст. Рассматриваются пути и методы решения проблем пожилых и престарелых людей.
Социальная работа, пожилые люди, престарелые люди, социальная защита
Короткий адрес: https://sciup.org/14720638
IDR: 14720638
Текст научной статьи Теоретические и методологические проблемы социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми
Последние 50–60 лет происходит интенсивное старение человеческого общества. «Социальные и научно технические достижения вызвали резкое увеличение продолжительности жизни населения экономически-развитых стран. Свыше 60 % населения развитых стран доживает до 70 лет» [8, с. 3].
В России лиц в возрасте старше трудоспособного насчитывается более 30 млн чел., что составляет более 21 % от общей численности населения страны. По среднему прогнозу Федеральной службы государственной статистики к 2030 г. доля пожилых составит уже более 28 % [11, с. 57].
В связи с происходящими демографическими изменениями значительно возрастает актуальность теоретических и методологических проблем социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми. Среди них такие, как проблемы объекта и субъекта социальной защиты старости, формирования инфраструктуры социальной защищенности старости, управления социальной защиты старости.
Следует отметить, что на характер, направления и эффективность социальной работы с пожилыми людьми оказывает определенное влияние отсутствие четкой возрастной классификации. В социальной работе, социологии, геронтологии, медицине, психологии, демографии и других науках предпринимались неоднократные попытки решить эту задачу [2; 14; 17; 18].
В основном исследователи увязывают «особенности психосоматического состояния человека, его социального и экономического статуса с определенными периодами жизни» [14, с. 8]. Так, например, Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) возраст от 60 до 74 лет признан пожилым, от 75 до 89 лет – старческим, от 90 лет и старше – возрастом долгожителей [6, с. 17]. Физиологи выделяют три группы пожилых: «молодые старые» (60 – 64 года); «средние старые» (65 – 74 года); «старые старые» (старше 74 лет) [15, с. 111]. Специалисты по социальной работе предлагают следующую классификацию: от 61 года до 74 – пожилые люди; люди от 75 до 90 лет – старческий возраст; с 90 лет – категория долгожителей [13, с. 129].
Реализация общероссийской концепции социальной защиты пожилых людей требует адекватной системы и планомерной организации деятельности по всем направлениям. В связи с этим принципиальное значение имеет социологическое изучение положения и проблем старых людей, которое играет роль информационной основы мероприятий в данной сфере деятельности. Дальнейшее развитие социальной поддержки пожилых людей, внедрение новых форм помощи со стороны государства и общественных организаций этой группе нередко наталкивается на отсутствие информации о потребностях в такой помощи. Особенно это касается мер, связанных с моральнопсихологическим состоянием пожилых людей.
При разработке мер помощи не всегда учитывается тот факт, что социальная группа пожилых людей (пенсионеров по возрасту) неоднородна по составу. Пенсионеры очень различны между собой по состоянию здоровья, материальному положению, семейным связям, способностям трудиться и т. д., а значит, имеют разные потребности. Между тем, для анализа этой проблемы всегда использовались только экономические показатели без учета того, насколько они эффективны с социальной точки зрения, а, как известно, нередко эти меры усугубляли социальное напряжение в социальной группе пожилых людей. Так, например, повышение минимального уровня пенсий привело к сокращению дифференциации в трудовом стаже, что вызвало большое недовольство пенсионеров [7, с. 87]. В настоящее время этот дисбаланс пытаются решить с помощью процесса валоризации [16].
Возрастные изменения, старение человека – это реальный, чрезвычайно сложный процесс, ставящий перед обществом, человеком, наукой большой комплекс важных проблем. Это проблемы личности, нравственности, динамики профессионализма и преемственности поколений, проблемы индивида и общества. Знание обществом специфики старения – степени и характера включенности пожилых людей в общественные отношения, уровня их адаптации к изменяющемуся состоянию, положению и месту в обществе – все это чрезвычайно важно для более легкого приспособления людей позднего возраста к возрастным изменениям и поиску новых возможностей. Современные научные исследования личности акцентируют внимание на тесной связи личности со своим временем, со своей эпохой и ее особенностями. Следовательно, социальный работник, взаимодействуя с клиентами старших возрастных групп, должен учитывать, что люди, принадлежащие к поколению старших, испытали и вынесли в своей жизни много трудностей, пережили много сложных периодов и ситуаций.
В связи с этим приобретение геронтологических знаний специалистом по социальной работе в процессе профессионального образования является крайне важным. Понимание социального, психического, соматического состояния обслуживаемого человека необходимо в первую очередь для преодоления самых разнообразных трудностей, возникающих во взаимоотношениях между социальными работниками и пожилыми гражданами. Социальные работники должны иметь представление о широком спектре симптомов и форм поведения, которые свидетельствуют об определенных видах нарушений или заболеваний, характерных для позднего возраста. В отдельных случаях конкретный представитель может вообще в минимальной степени соответствовать этим общим характеристикам. Следовательно, пожилые люди – неоднородная группа, а скорее набор подгрупп, каждая из которых имеет свои особенности.
Так, например, особую группу пожилых людей составляют лица, постоянно проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания системы социальной защиты населения РФ. Сегодня в домах-интернатах Российской Федерации проживает более 230 тыс. чел., что составляет более 0,8 % от общей численности граждан в возрасте старше трудоспособного [10, с. 3].
Прекращение активной трудовой профессиональной деятельности, попадание в стационарное учреждение социального обслуживания, сужение круга общения, физическая слабость вызывают необратимый комплекс психологических, ценностных, мотивационных изменений, которые, в конечном итоге, приводят к возникновению нового жизненного ритма или ощущения времени. Прежде всего, утрачиваются социальная полнота жизни, так как ограничиваются количество и качество связей пожилого человека с обществом, пожилые вынуждены общаться с соседями по комнате. Эта резкая перемена жизни пожилого человека, поступление в дом-интернат изменяет привычную жизнедеятельность, что является критическим моментом в его существовании. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка заставляют пожилого человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в нем самом, в его социальном положении. И в такой ситуации резко возрастает актуальность деятельности социальных работников, помогающих и поддерживающих людей «третьего возраста». Тут они становятся и социальными психологами, и социальными педагогами, постоянно взаимодействующими с врачом и медицинским персоналом.
В пожилом, и в особенности, в престарелом возрасте, очень сильно обостряются проблемы, которые необходимо решать как медицинским путем, так и психосоциальной работой. Эти проблемы требуют от специалистов высокого профессионализма и толерантности, потому как довольно часто самим специалистам приходится принимать ответственность за этих людей. При этом умственный статус личности, как отмечают специалисты, – в пожилом воз- расте не снижается, а лишь изменяется, приобретает иную окраску [7, с. 127–135].
Многочисленные исследования, как отечественных [1; 4; 5; 9; 12], так и зарубежных [19– 23] исследователей показывают, что старости присущи различные изменения, связанные в первую очередь с определенной утратой прежней независимости и ощущением приближения конца жизни. Уход на пенсию создает некоторую степень экономической зависимости и актуализирует другие трудности, старческая пассивность, которая становится камнем преткновения в социальной работе. Помимо этого активно начинают доминировать психосоциальные аспекты жизни (общественный эйджизм, разное отношение общество к старому мужчине и старой женщине и т. д.) [3, с. 58].
Следует отметить, что одним из самых негативных факторов, влияющих на социальное самочувствие пожилых людей, на состояние их здоровья, на психологическое восприятие происходящих событий является одиночество. Специалисты по социальной работе должны учитывать, что пожилые люди нынешнего поколения воспитывались условиях социалистических общественных отношений, ориентированных на коллективность. Поэтому одиночество воспринимается ими особенно болезненно. Пожилым людям нужно обязательно дать шанс заниматься каким-либо важным и полезным делом. Например, в стационарном учреждении социального обслуживания эту проблему могут решить лечебно-трудовые мастерские, пассивное же бытие превращается в медленное умирание.
Социальные работники должны иметь представление о широком спектре психологических симптомов и форм поведения, которые свидетельствуют о наличие определенных нарушений или заболеваний, характерных для позднего возраста. Они должны понимать, чем обусловлено психическое состояние старого человека в конкретной ситуации: наличием психического заболевания или своеобразием личностных особенностей.
Таким образом, пожилые люди являются особой социальной группой. У пожилых людей появляется множество старческих недугов, которые обусловлены не столько наличием хронической соматической патологии, сколько психологическими проблемами. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов пожилого человека, в значительной степени объясняется психологическим фактором – пессимистической оценкой будущего, бесперспективностью существования. На состояние жизненного тонуса оказывает влияние и способ реагирования на соматические ощущения, которые также связаны с особенностями личности пожилого человека.
В основе комплекса мер, направленных на адаптацию и социальную защиту пожилых людей в современном обществе должно лежать понимание социальным работником социальных, психологических и медицинских особенностей пожилых людей. Как отмечают отечественные специалисты в области социальной работы Л. И. Савинов и Н. В. Герасимова – «социальные работники должны ориентироваться на распространение конструктивных, высоконравственных, экономически и социально обоснованных технологий подготовки к пожилому возрасту. Цель их усилий – содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем» [7, с. 83].
Следовательно, основными направлениями социальной адаптации и социальной защиты пожилых людей должны быть пенсионное, бытовое, жилищное, медицинское и психологическое обеспечение.
Список литературы Теоретические и методологические проблемы социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми
- Абузярова Д. А. Трансформация системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны: автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. соц. наук/Д. А. Абузярова. -Саранск, 2010. -22 с.
- Воробьева Е. Б. Страхи и тревоги пожилых людей/Е. Б. Воробьева, А. В. Попова//Социальная работа: история, теория и технология. -Ярославль: ОО ЯО «Социум», 2006. -Вып. 3 -С. 85-92.
- Герасимова Н. В. Социальная адаптация пожилых людей к современной ситуации: автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. соц. наук/Н. В. Герасимова. -Саранск, 2001. -21 с.
- Поднебесная Е. Б. Особенности эмоционального состояния лиц поздних возрастов, проживающих в различных социальных условиях (условиях дома-интерната и ситуация одинокого проживания в домашних условиях): автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. псих. наук/Е. Б. Поднебесная. -М., 2006. -28 с.
- Прохорова М. В. Феномен одиночества пожилых людей: социологический анализ: автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. соц. наук/М. В. Прохорова. -Н. Новгород, 2007. -28 с.
- Социальная работа при отказе детей от родителей/под ред. Л. И. Савинова -Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2002. -52 с.
- Холостова Е. И. Пожилой человек в обществе. В 2-х ч./Е. И. Холостова. -М.: СТИ ГАСБУ, 1999. -320 с.
- Альперович В. Д. Геронтология: старость: социокультурный портрет/В. Д. Альперович. -М.: Экспертное бюро, 1998. -270 с.
- Продолжительность жизни и проблемы старения в странах запада/отв. ред. С. Л. Зарецкая. -М.: ИНИОН, 1992. -135 с.
- Савинов Л. И. Социальная адаптация пожилых людей к современной ситуации: Монография/Л. И. Савинов, Н. В. Герасимова. -Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2002. -83 с.
- Урланис Б. Ц. Избранное/Б. Ц. Урланис. -М.: Мысль, 1985. -77 с.
- Френкель З. Г. Удлинение жизни и деятельная старость/З. Г. Френкель. -М.: АМН СССР, 1949. -394 с.
- Безруков В. В. Тенденции геронтологических исследований в мире/В. В. Безруков//Клиническая геронтология. -2004. -№ 4. -С. 55-60.
- Здоровье пожилых: доклад комитета экспертов ВОЗ. -Женева: ВОЗ, 1992.
- Краснова О. В. Социальная психология старения/О. В. Краснова, А. Г. Лидере. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. -413 с.
- Митякина Л. В. Социальный статус старшего поколения современного российского общества (социально-философский аспект): автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. философ. наук/Л. В. Митякина. -Пенза, 2000. -22 с.
- Попова А. В. Динамика и факторы социально-психологической адаптации пожилых людей в современных домах-интернатах: автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. псих. наук/А. В. Попова. -Ярославль, 2008. -23 с.
- Предположительная численность населения РФ до 2030 г.//Статистический бюллетень. -М.: Федеральная служба государственной статистики, 2009. -236 с.
- Российская энциклопедия социальной работы: в 2 т./под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. -М.: Институт социальной работы, 1997. -Т. 2. -406 с.
- Утеева Э. Н. Методологические подходы к адаптации пожилых людей/Э. Н. Утеева//Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. -2008. -№ 1 (9). -С. 111-117.
- Федеральный закон от 24.07.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов с положения законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» № 213-ФЗ (в ред. от 25.12.2009)//Собр. законодательства РФ. -2009. -№ 30. -ст. 3739.
- Hopflinger F. Soziale beziehungen im Alter-Entwick -lungen und problemfelder/F. Hopflinger. -Zurich: Seismo, 2001. -198 S.
- Inlander Ch. Long-Term Care and Its Alternatives/Ch. Inlander, M. A. Donio, I. L. Dodson. -Pennsylvania people's medical society, 1996. -183 p.
- The State Long-Term Health Care Sector: Characteristics, Utilization and Government Funding//American Health Association. -2005. -March, 28. -P. 3.
- Tornston L. Gerontology in a dynamic society/L. Tornston. -N.V., 1982. -261 p.