Теоретические основы соотношения грамматического и художественного времени

Автор: Бийгелдиева Нуржан Абдыгуловна

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Филологические науки

Статья в выпуске: 5 т.9, 2023 года.

Бесплатный доступ

Много лет назад к вопросу о времени обращались естествоведы и философы. Литературоведы и лингвисты начали изучать теорию художественного времени в последнее десятилетие. В 20 веке стали появляться новые черты в художественной литературе, т. е. понимание особого времени, сложность временной интеграции разных пластов в содержании, резкое изменение хронологического порядка сцен, принцип прихода одного за другим, появление трещины в повествовании требуют анализа. Все это привело к погружению во внутренний мир героев, к осмыслению их заново согласно сложившейся временной ситуации, и стало ясно, что необходимо найти глубинную связь между эпохой, поколением и историей. С поэтической точки зрения, специфика категории времени в художественном произведении видится в следующем: способность различать и понимать повествование на основе времени и определять, как автор использует языковые единицы в произведении.

Еще

Художественное время, грамматическая форма, темпорально-зрительная форма, инвариант, вариант, семантико-дифференциальный метод/

Короткий адрес: https://sciup.org/14127759

IDR: 14127759   |   DOI: 10.33619/2414-2948/90/90

Текст научной статьи Теоретические основы соотношения грамматического и художественного времени

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

УДК 81                                              

В статье на научной основе анализируется грамматическая теория текста и его стилистическая структура. Сначала интерпретируется значение понятия инвариант и вариант. Пражская и лондонская школы первыми обратились к этому вопросу на конкретном языковом материале. В последнее десятилетие учеными-лингвистами проведено множество исследований, и высказываются различные мнения:

  • 1.    Инвариант — образец определенной детали как эталон;

  • 2.    Менее адаптированное контекстуальное значение;

  • 3.    Инвариант — это абстрактный объект, включающий в себя обобщенное свойство некоторой группы. Мы руководствуемся определением, данным в этом разделе. Инвариант — это идеальный абстрактный объект.

Ниже проанализируем контекст художественного произведения, чтобы раскрыть смысл понятия инвариант.

Беспокойный Едигей сожалел и грустил. Был ли этот Сабитжан тем человеком, с которым нужно было рассуждать и просить о помощи? Он не образован, не воспитан, но надеется, что такие, как он, смогут найти общий язык и поговорить с ним, это Сабитжан! Это результат обучения на одном курсе, в институте.

Чем больше вникал в эту мысль старый Едигей, тем больше сердился он, и четыре стороны заходили в тупик.

- Ты глупый! Лоб Манкурта - это ты! - ругался и жалел Едигея (Ч. А.).

В данном контексте, являющемся предметом анализа, инвариантом Сабитжана является манкурт. Манкурт — икона, потерявшая память: кто он, где живет, как его зовут, кто его родители, где вырос, когда вырос, ничего не помнит, ничего не знает, короче он себя человеком не считает (ЧА). Сабитжан — это образ, в котором заложено общее негативное качество людей, не уважающих свой язык, культуру, традиции и обычаи.

Вариант — это тип формы, который физически реализует инвариант. Сабитжан — вариант Джоламана Манкурта.

  • -    Джоламан! Мой сын!

  • -    Что случилось с моим сыном? Найман волновалась - бормотала Мать. Потом стала заправлять седло... - Не стрелять! - едва успел крикнуть она. Акмая отвернулся и не успел противостоять ему, просвистевшая стрела попала ему в левую подмышку (Ч.А.).

Инвариант — это семантический прием, который может быть частично или полностью реализован в вариантной форме, это единица, обладающая свойствами, обобщаемыми во всех вариантах. К семантическим средствам относятся необязательные (факультативные) признаки. Иными словами, его наличие требуется не во всех вариантах языковых единиц. Неправильно считать инвариантом добавление факультативных явлений к смысловому содержанию. Это контрастирует с его собственным значением, которое находится в самом варианте, единице, с которой он имеет общее свойство [5].

Вариант — явление, наблюдаемое в чувствах. Инвариант — это явление, которое нельзя анализировать без непосредственного наблюдения, его значение интерпретируется в наборе семантико-дифференциальных признаков. Семантико-дифференциальный метод является объективным методом, изучающим структуру субъективно-смыслового пространства, и относится к его экспериментально-семантическому типу.

Субъективно-семантическое пространство — это математико-пространственное представление категориальной структуры личного сознания, принадлежащее индивиду в теневой форме. Исходя из категориальной модели индивидуального сознания, для выделения рассказа в нарративе возникают следующие три требования:

  • 1.    Классификация и оценка любого события;

  • 2.    Дальнейшее понимание путем анализа их значения;

  • 3.    Выяснить, насколько в семантическом пространстве смешано то или иное значение, и проанализировать его.

Вариант — это тип формы, который часто используется и требует определенного контекста, чтобы быть применимым к любой ситуации. В работах авторов тщательно определяется вопрос о соотношении различных элементов, встречающихся в контексте. Очень трудно отличить временно-зрительную форму, имеющую самостоятельный знак, от формы, созданной давлением на текст. При определении встречающегося в них языкового явления необходимо решить два обусловливающих друг друга принципа:

  • 1.    Начало и конец рассказа ограничены, он состоит из отдельных вещей, принцип прерывности;

  • 2.    С одной стороны, он состоит из собственного качества, характерной языковой единицы, а с другой стороны, является взаимосвязанным, непрерывным принципом.

В этих двух принципах одно не устраняет другое, а скорее обусловливает друг друга. Мы согласны с мнением лингвиста А. В. Бондарко о том, что термины «вариант грамматической формы» и «личное значение» имеют между собой условную связь [2].

Грамматическая форма придает значение в дополнение к своему собственному значению. Два варианта формы глагола часто встречаются в произведениях искусства. Они:

  • 1.    В настоящее время неопределенный (индефинитный) вариант.

  • 2.    Перспективный вариант.

Эти варианты реализуются только в результате взаимодействия временно-наглядной формы и контекста, и в их основе лежит грамматическая семантика. Они сопоставляются с контекстуальным значением, которое возникает вместе с текстом. Различая их, можно возразить против типичного и нетипичного сочетания формы и контекста. Второй создает конечность отношения между отдельными значениями в рамках семантической структуры формы. В киргизском и русском языках есть формы времени, настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени, а в английском языке есть такие аспекты, как окончание действия, а также его продолжение. Кроме того, для правильного понимания и употребления формы глагола необходимо решить следующие отношения между текущей речью и интересующим нас действием:

  • 1.    Соответствует ли действие текущей неопределенной формы произносимому слову?

  • 2.    Относится ли это к концу текущего разговора или он все еще продолжается?

Индефинит происходит одновременно с настоящим действием, которое также называют настоящим простым временем или настоящим неопределенным временем. В настоящем неопределенном (индефинитном) варианте указывается закономерный, непрерывный момент времени, а действие как факт не связано с его результатом, либо его продолжительность фиксируется в прошедшем, настоящем и будущем времени. К таким типам времени относятся:

  • 1.    Неопределенное время в настоящем времени;

  • 2.    Неопределенное время в прошедшем времени;

  • 3.    Будущее время включает неопределенное время.

Неопределенное время настоящего времени образуется в основной форме глагола, в его вопросительной и отрицательной формах оно образуется при употреблении глаголов в дополнение к вспомогательной форме глагола.

Неопределенное время в прошедшем времени образуется во вспомогательном глаголе, а дополнительные вспомогательные глаголы используются для образования его вопросительной и отрицательной формы. Неопределенное будущее время образуется от основного и вспомогательного глаголов. Вспомогательные глаголы образуются путем добавления таких глаголов, как нужен или должен. В настоящем неопределенном времени обозначается обычная повседневная деятельность (привычная учеба, рутинная работа, регулярная работа и т. п.), но точное время ее неизвестно, и она может встречаться в следующих видах:

  • 1.    Постоянно повторяющееся действие;

  • 2.    Непрерывное движение;

  • 3.    Действие повторяется время от времени.

В длительном действии к глаголу добавляются наречия (всегда, часто, редко, обычно, никогда, иногда и др.) и такие выражения, как каждый день, каждую неделю, каждый месяц.

В этом случае наречия находятся между подлежащим и сказуемым и стоят в начале или в конце предложения в разных ситуациях.

Второй вариант глагольной формы — явление проспекции.

Проспекция – это элемент речи, содержательно указывающий на то, о чем будет идти речь заранее в основной части текста [4].

Проспекция — грамматическая категория, превращающая содержательную фактологическую информацию текста в предшествующее событие на основе совместной разноязыковой формы [3].

Фразы, которые помогут создать проспекцию:

Предвещая, что будет, будет показано ниже, сколько дней он не знал, что произойдет, как он удивится, когда узнает, что произойдет, что будет в следующем повествовании и т.д. говорят. Специальные формы проспекции: предисловие, введение, пролог.

Вариант формы — это явление, типизированное определенной формой. Из приведенного выше анализа семантических признаков, свойственных варианту, мы знаем, что вариант есть средство смысловой возможности формы.

Временно-визуальная форма не только разрешается на парадигматическом и синтагматическом уровне, но и рассматривается как специфическая часть текстовой структуры, композиционная функция которой развита.

В лингвистической литературе определяются два значения понятия «функция»:

  • 1.    Роль функции как языковой единицы в речевом процессе;

  • 2.    Логико-математическая интерпретация зависит от функции стороны [1].

Лингвист А. Мартин и фонологи Пражской функционально-семантической школы первыми определили композиционную функцию текста [4].

Та часть текста, которая укладывается в определенные рамки повествования, рассматривается как составная часть единой структуры литературного произведения. Хотя он появляется на разных расстояниях, он сохраняет содержание литературного описания. В случае необходимости, по мнению автора, временно-визуальная форма появляется в том или ином слое повествования. «Композиционная функция» глагольной формы — это условная, анализируемая в определенном пределе форма, являющаяся определенной единицей композиции художественного произведения. Грамматическая форма выполняет всю композиционную функцию только тогда, когда она взаимодействует с другими элементами контекста. Определенный ракурс литературного повествования понимается и до сочинения. Поэтому в повествовании временно-наглядная форма реализуется временно и пространственно. Текстово-структурная функция представляет собой анализируемую форму, это единица, способная делить абзац на части [6].

Список литературы Теоретические основы соотношения грамматического и художественного времени

  • Арнольд И. В., Банникова И. А. Лингвистический и стилистический контекст // Стиль и контекст. Л., 1972.
  • Бондарко А. В. Вид и время русского глагола. М., 1971.
  • Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка. // Новое в лингвистике. М., 1960.
  • Мартине А. О книге "Основы лингвистической теории" Луи Ельмслева // Новое в лингвистике. М., 1960.
  • Солнцев В. М. Язык как системно-структурное образование. М., 1971.
  • Сильман Т. И. Проблемы синтаксической стилистики Л., 1967.
Статья научная