Теоретический анализ террористических преступлений
Бесплатный доступ
В представленной статье рассматривается система преступлений против общественной безопасности, исследуются различные подходы их классификации, аргументируется позиция о выделении в рамках уголовного закона группы преступлений террористической направленности.
Система, классификация, уголовное законодательство, общественная безопасность, терроризм
Короткий адрес: https://sciup.org/140279629
IDR: 140279629
Текст научной статьи Теоретический анализ террористических преступлений
Ключевые слова: система, классификация, уголовное законодательство, общественная безопасность, терроризм.
In the article presented the system of crime against social security is considered, various approaches to its qualification are examined, the position about separation in the frame of criminal law the group of terrorism concerning crimes is disputed.
В целях усовершенствования уголовного законодательства законодатель выделил в УК РФ специальный раздел о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка и включил в него пять глав: "Преступления против общественной безопасности" (24); "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" (25); "Экологические преступления" (26); "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта" (27); "Преступления в сфере компьютерной информации" (28). Подобное решение обосновывалось необходимостью обеспечения всесторонней охраны важнейших социальных благ, а именно безопасности общества и порядка в нем. При этом в основу классификации преступлений, входящих в этот раздел, были положены родовой и видовой объекты. Таким образом, была образована система преступлений, посягающих на общественную безопасность.
Исследование преступлений, посягающих на общественную безопасность, невозможно без использования системного подхода. Системный подход представляет собой одно из современных общенаучных направлений исследования, ориентирован на выявление специальнометодологических принципов теоретического воспроизведения в знании представлений о целостных, системных объектах1 и позволяет увидеть сложные системы в многообразии составляющих их связей2; направлен на раскрытие целостности объекта исследования с учетом всех типов связей для представления единой теоретической картины.
Разработка основных направлений уголовной политики, в том числе политики противодействия преступлениям террористической направленности, является важной не только в научных, но и в практических целях. Объясняется это тем, что в основу структуризации уголовного закона положены наиболее значимые, принципиальные параметры уголовной политики, важнейшие уголовно-правовые институты.
Вместе с тем приведенные аргументы и доводы о системности современного уголовного законодательства не находят реального воплощения в самом законе. В связи с этим следует согласиться с В.Н. Кудрявцевым, считающим, что "анализ норм Особенной части приводит к выводу, что вся их совокупность не может рассматриваться как завершенная логическая система, построенная по одним и тем же правилам"3. Не является исключением и глава 24 "Преступления против общественной безопасности" УК РФ, содержащая перечень преступлений террористической направленности. В рамках проводимого исследования возникает потребность определить место преступлений террористической направленности в главе 24 и УК РФ в целом, для чего необходимо провести их классификацию, то есть на основании единых классификационных критериев объединить эти преступления в крупный типовой комплекс.
Такой подход позволит познать сущность преступлений террористической направленности, определить их объективные признаки, основные характеризующие составляющие; представить изучаемые явления в научно-обоснованном и структурированном виде, выявить их взаимосвязи и соподчинения, понять как часть целого и, базируясь на представлении об этой целостности, спрогнозировать наличие недостающих звеньев, то есть осуществить диагностирование и предсказание новых явлений4; изучить преступления террористической направленности детально и одновременно с этим соединить разносторонние и порой противоречивые их проявления на практике; определить место преступлений террористической направленности среди множества уголовно-правовых систем; установить взаимосвязи внутри данной классификационной группы; выделить негативные моменты в сфере уголовного законодательства; выявить новые черты, качественные особенности преступлений террористической направленности; упростить применение уголовно-правовых норм; выбрать необходимые средства и методы, выявить черты сходства и различия правового регулирования общественных отношений, взятых под охрану уголовным законом и на этой основе провести первичную обработку, упорядочивание соответствующего правового материала; вовлечь в поле зрения исследователя весь объем классифицируемого материала; охватить большой диапазон изучаемых объектов и, следовательно, избежать односторонности их научной интерпретации; выявить новые черты, качественные особенности преступлений террористической направленности; усовершенствовать структуру уголовного законодательства; познать сущность традиционных, устоявшихся уголовно-правовых форм и представлений, на этой основе получить их обобщающую характеристику; получить новую информацию о преступлениях террористической направленности; упорядочить накопленные научные и практические знания об исследуемых явлениях5.
Отметим, что еще в дореволюционной литературе считалось, что только классификация по объекту представляет интерес для Особенной части уголовного законодательства. Впоследствии криминалисты продолжали придерживаться данного подхода. Однако поскольку вопрос об объекте преступления до сих пор в научных кругах остается дискуссионным, предложить унифицированную классификацию, в том числе преступлений, предусмотренных главой 24 УК РФ, не представляется возможным. Разработанные учеными классификации являются поэтому в определенной степени условными, "искусственными". Автор в своих предыдущих работах рассматривал различные классификации, предлагаемые учеными. Эти классификации разрабатывались применительно к первоначальной редакции уголовного закона. Впоследствии законодатель в данную главу внес тринадцать новых статей, которые коренным образом повлияли на классификации преступлений против общественной безопасности.
По совпадающему объекту преступления против общественной безопасности В.П. Малков объединяет в следующие группы:
-
1) преступления, посягающие на состояние защищенности личности, общества и государства от разнообразных внутренних и внешних угроз общего опасного характера (ст. 205 - 211 УК РФ);
-
2) преступления, посягающие на состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями общественного порядка (ст. 212 - 214, 215.2, 227 УК РФ);
-
3) преступления, посягающие на защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями правил обращения с общими опасными материалами, веществами и изделиями (ст. 218, 220 - 223, 226 УК РФ);
-
4) преступления, посягающие на защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями специальных правил безопасности ведения определенных видов работ или деятельности (ст. 215 -217, 219, 224, 225 УК РФ). Предлагая такую группировку преступлений против общественной безопасности, В.П. Малков делает оговорку на условность данной классификации. По его мнению, она представляется удобной с точки зрения изложения и запоминания учебного материала, а
- также уяснения сходства и различий объективных и субъективных признаков смежных составов, включенных в ту или иную группу6.
Данная классификационная группа в настоящее время представляется неполной, поскольку к преступлениям террористической направленности законодатель отнес дополнительно составы, перечисленные в ст. 205.2 -205.5, 220, 221, 278, 279 УК РФ.
Следует согласиться с тем, что вынесение этой классификационной группы в самостоятельную в системе преступлений против общественной безопасности является оправданным, поскольку законодатель в УК РФ выделяет указанные преступления и относит их к преступлениям террористической направленности. Кроме того, в Законе "О противодействии терроризму" также дается перечень преступлений террористической направленности, к которым относятся ст. 205, 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1 -282.2, 360 УК РФ. По сравнению с ранним перечнем преступлений террористической направленности этот перечень, во-первых, сохраняет указание на деяния, предусмотренные ст. 205, 206, 208, 277, 360 УК РФ; во-вторых, не включает ст. 207 УК РФ; в-третьих, расширен за счет ст. 211, 278 -280, 282.1 - 282.2 УК РФ. Однако следует отметить, что последние пять преступлений не имеют признаков терроризма, более того, перечень, предложенный в Законе "О противодействии терроризму", не совпадает с перечнем, указанным в примечании ст. 205.1 УК РФ. Так, Закон не относит к преступлениям террористического характера ст. 220 и 221 УК РФ, в свою очередь, в УК РФ к их числу не отнесены ст. 280, 282.1 - 282.2. С последним следует согласиться, поскольку эти деяния являются преступлениями экстремистского, а не террористического характера. В данном случае, представляется, законодатель допустил некоторую небрежность.
В настоящем исследовании предпочтение отдается положениям кодифицированного нормативного акта, то есть УК РФ, который к преступлениям террористической направленности относит ст. 205, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 360.
Вывод: изучение предложенных доктринальных классификаций показало, что в них дается различный перечень классификационных групп, включенных в систему преступлений против общественной безопасности. Указанный перечень является противоречивым, более того, в нем отсутствуют выделенные законодателем преступления террористической направленности. Объяснение этому видится в том, что законодатель, продолжая совершенствовать уголовный закон, отнес к преступлениям террористической направленности и преступления из других глав УК РФ. Тем не менее, учитывая, что указанные деяния представляют повышенную общественную опасность, фактически посягают на один и тот же объект -общественную безопасность, представляется оправданным проводить их рассмотрение в рамках законодательной классификации.
Список литературы Теоретический анализ террористических преступлений
- Баранов В.М., Кузнецов А.П., Маршакова Н.Н. Классификация в российском законодательстве (теоретико-прикладное исследование): монография / под ред. А.П. Кузнецова. М.: Юрлитинформ, 2014. 160 с.
- Дзилиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. М., 2003. С. 30.
- Кудрявцев В.Н., Лунев В.В. О криминологической классификации преступлений // Государство и право. 2005. N 6. С. 54.
- Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 2001. С. 126, 127.
- Малков В.П. Преступления против общественной безопасности // Уголовное право России. Часть Особенная: учебник для вузов / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 405, 406.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974. С. 10.