Теоретико-правовое обоснование обеспечения экономической и финансовой безопасности государства (на примере Кыргызской Республики)

Бесплатный доступ

Существует необходимость разработки единого стратегического документа нормативного характера, который бы рассматривал и регулировал все аспекты, соприкасающиеся с финансовыми процессами, в целях эффективного обеспечения финансовой безопасности государства. Комплексный характер концепции финансовой безопасности предполагает не только то, что система государственного обеспечения экономической и финансовой безопасности должна быть межсекторальной и комплексной, но так же и то, что государственный подход должен быть отражен/объединен в рамках документа или акта концептуальной/стратегической направленности.

Концепция национальной безопасности, финансовая безопасность, экономическая безопасность, функции государства

Короткий адрес: https://sciup.org/142179296

IDR: 142179296

Текст научной статьи Теоретико-правовое обоснование обеспечения экономической и финансовой безопасности государства (на примере Кыргызской Республики)

Введение. Тема данной работы не нуждается в доказывании или подтверждении актуальности в настоящее время, так как безопасность страны всегда была, является и будет актуальной. Еще К. Маркс писал, что «безопасность есть высшее социальное понятие гражданского общества» [1]. Экономическая и финансовая безопасность существенно отличаются от других элементов безопасности государства своей особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут иметь весомое значение и для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности, и для обороноспособности страны как суверенного государства. Все остальные признаки и элементы безопасности государства прямо и непосредственно зависят от уровня экономической и финансовой безопасности, показателем эффективности которой является правовая составляющая.

Правовое регулирование тех или иных сфер экономической жизнедеятельности общества необходимо не только для защиты интересов государства, но также и для защиты и продвижения интересов всех участников современных рыночных конкурентных отношений.

Так, эффективное государственное управление через эффективное правовое регулирование является обязательным условием обеспечения финансовой безопасности страны, а также условием способности государства осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами.

Сущность и цель любого правового регулирования заключается в упорядочении общественных отношений в рамках парадигмы определенных ценностей, т.е. у любого регулирующего воздействия есть определенные цели и задачи.

В этом отношении регулирование как реализация финансово-экономической функции государства выражается в том, чтобы придать системе общественных отношений (в аспекте финансовой сферы) такой порядок, когда выполняются основ- ные требования безопасности, т.е. защищенности финансово-экономических интересов личности, общества и государства.

Доктринальные положения по вопросам правового регулирования системы обеспечения финансовой безопасности государства. Доктрина, говоря о целях государственного участия, чаще касается следующих задач, стоящих перед государством [2]:

  • -    обеспечение устойчивости платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;

  • -    смягчение внешних шоков (воздействие международных и региональных финансовых кризисов);

  • -    обеспечение условий, при которых не наблюдается резких перепадов в движении капитала (особенно при уходе капитала из реального сектора экономики или за границу);

  • -    привлечение иностранных заимствований;

  • -    предупреждение правонарушений в финансовой сфере, а также эффективное преследование со стороны соответствующих государственных органов.

В настоящее время вопросы совершенствования государственного управления и контроля в области обеспечения финансовой безопасности приобретают дополнительную актуальность. Роль государственного управления в этом смысле существенна и ее эффективность напрямую влияет на уровень финансовой безопасности государства.

Вместе с тем функционирующая сегодня система по вопросам обеспечения финансовой безопасности недостаточно приспособлена к проведению содержательной и целостной политики.

Современные доктринальные источники понимают под обеспечением экономической безопасности государства в сфере правовых отношений (что вполне применимо и к сфере финансовой безопасности) «… совокупность системы законодательных и нормативно-правовых актов, определяющих порядок взаимоотношений между субъектами хозяйствования, содержание которых составляют субъективные права и юридические обязанности участников обеспечения экономической безопасности» [3].

Также заявляется, что предметом правового регулирования обеспечения экономической безопасности (опять же этот подход видится применимым и к сфере финансовой безопасности) является «… система отношений между органами государственного управления и субъектами хозяйствования по поводу организации и реализации комплекса мер, направленных на обеспечение экономической безопасности конкретных, в рамках установленных законодательством, правомерных действий при устранении возникающих угроз и негативных явлений» [4].

Можно видеть то, что данные авторы значительно сужают функциональный ряд концепции экономической (в том числе и финансовой) безопасности в связи с тем, что предметом их анализа в данном случае является самый первый уровень экономической безопасности – уровень предприятий и учреждений. На этом уровне они и выделяют вышеприведенные функциональные составляющие (к ним также добавляют и некоторые другие – финансовую, интеллектуальную, технико-технологическую, правовую, экологическую, информационную и др.).

Многоаспектность концепции финансовой безопасности государства создает необходимость комплексного подхода в его обеспечении и оценке ( включая меры правового воздействия ) [5]. В связи со структурной сложностью концепции финансовой безопасности, которая может быть рассмотрена с различных точек и ракурсов, ответные действия государства также должны выходить за рамки одного подхода (к примеру, сугубо экономического), и требуется комплекс самых различных мер, направленных на достижение разноплановых и отличных друг от друга (в своей сущности) эффектов. Такие меры могут включать механизмы правового регулирования, экономические рычаги воздействия, меры социального характера, направленные на сохранение социально-политической стабильности и многие другие [6].

Так, согласно мнению академика Т. Койчуе-ва, показатели, факторы и индикаторы не могут быть одинаковыми и для развитых, и для неразвитых стран, и крупных и малых, и т.д., т.е. каждая страна, учитывая свою состоятельность и динамизм, масштабы развития, должна определять пороговые значения своих экономических показателей, и потому к разработке системы показателей экономической, национальной безопасности Кыргызской Республики должны быть привлечены все министерства, области и научные силы [7].

Таким образом, системность и комплексность в государственном подходе должны обеспечиваться сбалансированным соотношением различных аспектов системы обеспечения финансовой безопасности (далее – ФБ), а именно элементов регулирования, контроля и обеспечения соответствующих качеств системы.

ФБ должна обеспечиваться слаженной деятельностью всего спектра органов и институтов, которые в совокупности должны также обеспечивать прямой эффект от совместной работы (1) общеэкономических, (2) контрольных и (3) правоохранительных институтов.

Данные направления работы помогают достичь (1) качеств стабильности и устойчивости финансовой системы (через механизм государственного регулирования), позволяют обеспечить (2) направленность и поступательность развития (через возможности контрольноревизионных механизмов государства) и также (3) предотвратить, минимизировать или исключить негативные эффекты от нелегальной/ теневой сферы финансово-экономических отношений (через механизм правоохранительной работы, а именно через преследование и наказание за случаи преступного незаконного поведения в сфере финансовых отношений) [8].

Необходимость разработки государственного документа концептуальной/стратегиче-ской направленности. Комплексный характер концепции ФБ предполагает не только то, что система государственного обеспечения ФБ должна быть межсекторальной и комплексной, но также и то, что государственный подход должен быть отражен/объединен в рамках документа или акта концептуальной/стратегической направленности.

Доктрина также говорит о важности наличия такого документа/акта, который охватывал бы, кроме всего прочего, вопросы нормативноправового регулирования, планы действий органов государственного контроля, регулирования, преследования и т.д. [9].

Вопросы правового регулирования данной сферы в целях обеспечения подлинной и действенной ФБ государства, равно как и вопросы о пределах государственного вмешательства, обеспечения целостности и качества государственного нормативного воздействия и другие, не получили достаточного внимания в рамках отечественной и зарубежной науки.

Имеющиеся же труды в рамках юридической науки чаще всего касаются вопросов административного права, а именно вопросов организации деятельности субъектов, вовлеченных в процесс обеспечения ФБ, таких как Национальный банк, Счетная палата, органы прокуратуры, парламентский надзор, роль и место ведомств по вопросам экономики или финансов и т.д.

Вопросы, касающиеся совершенствования правового регулирования в сфере обеспечения ФБ, можно группировать и рассматривать в двух аспектах. В первом случае речь идет о правовой регламентации действий «… субъектов, являющихся внешними по отношению к объекту обеспечения безопасности (государство, местные органы власти, предприятия и организации, общественные формирования, нелегальные структуры, в том числе и криминального типа)» [10].

Во втором случае речь идет уже о «… регламентации действий самих субъектов финансовохозяйственной деятельности, направленных на обеспечение своей собственной финансовой безопасности, … о положениях, прямо или косвенно влияющих на возможности субъекта финансовохозяйственной деятельности обеспечивать свою финансовую безопасность» [11].

Фактические регулятивные функции государственного аппарата в обеспечении экономической и финансовой безопасности страны. Также крайне важным является изучение не только правового, но и внеправового воздействия государства на систему обеспечения ФБ. Соответствующие функции государства проявляются не только через нормативное установление правил, но и через организационную деятельность государственного аппарата, что не всегда связано с традиционным пониманием регулирующей роли государства.

Роль и значение внеправового воздействия также отмечаются и в доктрине, когда речь идет об организационно-регламентирующей, организационно-хозяйственной и организационно-идеологической деятельности в рамках внеправовой деятельности государства (как части финансовоэкономической функции государства) [12].

Общий анализ ситуации, изучение содержательных положений обеспечения ФБ в Кыргызстане, проведение сравнительного анализа с практикой других государств, в том числе стран региона, показывает отсутствие целостности в системе государственного обеспечения ФБ в стране, недостаточное внимание к вопросам мониторинга потенциальных проблем, отсутствие опыта в выявлении рисков и предотвращении

(или хотя бы смягчении) шоковых последствий от региональных и мировых тенденций [13].

В этом отношении важными представляются качественная разработка субъектами обеспечения ФБ соответствующего инструментария и развитие опыта его практического использования. Речь идет о наличии методики, инструментов и опыта, к примеру, по прогнозированию тенденций, важных для концепции ФБ, о вопросах минимизации негативных последствий внешних экономических и финансовых потрясений, разработка мер (в том числе превентивных) для устранения (или нейтрализации) дестабилизирующих факторов и т.д.

Большое значение имеет разработка методики взаимодействия всех рассматриваемых субъектов с тем, чтобы соответствующие данные и реализуемые функции в совокупности давали комплексный эффект и картину ситуации с ФБ в стране.

Необходимо проведение детальной регламентации компетенции и задач субъектов, входящих в систему обеспечения ФБ (в том числе можно изучать и необходимость принятия отдельного документа стратегического (концептуального) характера, регулирующего вопросы обеспечения ФБ в Кыргызстане и взаимодействие органов в этом процессе).

Такой документ мог бы раскрыть содержательные положения концепции ФБ в Кыргызстане, закрепить основные понятия и определения, обозначить круг органов и ведомств, которые более остальных вовлечены в реализацию концепции ФБ, механизм или платформу их взаимодействия для достижения совокупного качественного эффекта.

Текущая ситуация также говорит о необходимости разграничения компетенций и функций органов власти, задействованных в реализации финансово-экономической функции государства.

Показательной в этом отношении является ситуация, сложившаяся в Кыргызстане между двумя органами, прямо вовлеченными в обеспечение ФБ в стране.

В 2014 г. Конституционная палата Верховного Суда КР рассматривала дело, прямо относящееся к вопросу обеспечения ФБ, между двумя основными субъектами, вовлеченными в реализацию финансово-экономической функции государства, а именно между Жогорку Кенешом (в лице комитета по бюджету) и Правительством (в лице Министерства финансов) [14].

В данном деле оспаривалась конституционность правовых норм, согласно которым планирование капитальных вложений из республиканско- го бюджета должно осуществлять Министерство финансов Кыргызской Республики и направлять в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики на согласование с профильным комитетом в расширенном формате. По мнению Правительства, данная норма расширяет полномочия комитета Жогорку Кенеша, противоречит принципу разделения государственной власти и допускает чрезмерное вмешательство в сферу компетенции исполнительной власти.

По мнению же представителей Жогорку Кенеша, предварительное согласование перечня объектов по капитальному вложению с профильным комитетом является формой взаимодействия Правительства и Жогорку Кенеша, которая минимизирует в будущем разногласия и вопросы и также представляет собой форму парламентского контроля за проведение в жизнь положений закона.

Конституционная палата раскрывает в своем решении сущность бюджетного процесса как совокупности взаимосвязанных этапов и процедур, охватывающих стадии от разработки проекта республиканского бюджета до принятия закона об утверждении отчета о его исполнении.

Таким образом, речь идет не только о соблюдении принципа разделения государственной власти, но и о том, чтобы бюджетный процесс был эффективным, что достигается через четкую регламентацию и разграничение компетенции органов государственной власти (субъектов), входящих в систему обеспечения финансовой безопасности страны [15].

Конституционная палата признала рассматриваемые положения закона (и также рассматриваемое полномочие профильного комитета парламента) противоречащими Конституции страны.

Заключение. Качество целостности и системности государственного регулирования в недостаточной мере развито в рамках функционирующей сегодня системы обеспечения ФБ.

Важнейшей задачей механизма обеспечения ФБ государства в условиях глобализации является подготовка финансовой составляющей экономики к эффективной интеграции в рамках региональных и глобальных финансовых правоотношений (проведение в рамках общепринятых и эффективных процедур политики разумного протекционизма и, что очень важно в современных условиях Кыргызстана, поддержание стабильности национальной денежной единицы и ее умеренной волатильности).

При текущей интенсивности межгосударственных интеграционных (прежде всего экономических) процессов очевидно, что именно финансовая основа международных отношений (вкупе с развитием технологической стороны банковского дела) станет наиболее адаптивной частью экономических отношений.

Вопрос о необходимости принятия единого стратегического нормативного правового акта, который структурировал и определял бы функции компетентных органов, влияющих на обеспечение финансовой безопасности, является актуальным.

ФБ обеспечивается слаженной деятельностью всего спектра органов и структур, исполняющих и реализующих функции контрольных и правоохранительных институтов. В силу этого необходима разработка системы и тактики подхода к взаимодействию компетентных органов, влияющих на ФБ, чтобы реализуемые функции и их результаты давали комплексный эффект.

Список литературы Теоретико-правовое обоснование обеспечения экономической и финансовой безопасности государства (на примере Кыргызской Республики)

  • Бабурин, С.Н. Мир империй, территория государства и мировой порядок/С.Н. Бабурин. -М.: Юрид. центр, 2015. -С. 315.
  • Бурцев, В.В. Факторы финансовой безопасности России/В.В. Бурцев//Менеджмент в России и за рубежом. -2001. -№1. -С. 48.
  • Никитенко, П.Г. Экономическая безопасность: теория, методология, практика/П.Г. Никитенко, В.Г. Булавко. -Минск: Право и экономика, 2009. -С. 86.
  • Никитенко, П.Г. Экономическая безопасность: теория, методология, практика/П.Г. Никитенко, В.Г. Булавко. -Минск: Право и экономика, 2009. -С. 86.
  • Гафуров, А.Д. Формирование и развитие финансового права развивающихся стран (на примере Исламской Республики Афганистан, Исламской Республики Иран и Республики Таджикистан): автореф. дис.... д-ра юрид. наук/А.Д. Гафуров. -Душанбе, 2015. -С. 6.
  • Никитенко, П.Г. Экономическая безопасность: теория, методология, практика/П.Г. Никитенко, В.Г. Булавко. -Минск: Право и экономика, 2009. -С. 86.
  • Койчуев, Т. К проблеме экономической безопасности Кыргызстана/Т. Койчуев. -URL: http://www.ca-c.org/journal/2001/journal_rus/cac-02/20.koucru.shtml.
  • Корыстин, О.Е. Экономическая безопасность: учебное пособие/О.Е. Корыстин -URL: http://uchebnikionline.com/ekonomika/ekonomichna_bezpeka_-_koristin_oye/ekonomichna_bezpeka_-_koristin_oye.htm.
  • Дмитриева, Г.К. Международный коммерческий арбитраж: учебно-методическое пособие/Г.К. Дмитриева. -М.: , 1997. -С. 88.
  • Дука, Г. Аспекты проблемы энергетической безопасности Республики Молдова/Г. Дука, В. Постолатий, Е. Быкова. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-problemy-energeticheskoy-bezopasnosti-respubliki-moldova.
  • Дидык, В. Некоторые вопросы административно-правового регулирования и обеспечения экономической безопасности государства/В. Дидык//Закон и жизнь. -2009. -№31 (206). -С. 29.
  • Дидык, В. Правовые аспекты обеспечения финансовой безопасности государства: автореф. дис.... д-ра права/В. Дидык. -Кишинев, 2012. -С. 4.
  • Концепция национальной безопасности КР: указ Президента КР от 9 июня 2012 г. №120. -URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/61367?cl=ru-ru.
  • Решение Конституционной палаты Верховного Суда Кыргызской Республики от 11 апреля 2014 г. по делу о проверке конституционности абз. 2 ч. 2 ст. 5 Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2013 г. и прогнозе на 2014-2015 гг.» и абз. 2 ч. 2 ст. 5 Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2014 г. и прогнозе на 2015-2016 гг.» в связи с представлением Правительства Кыргызской Республики. -URL: http://constpalata.kg/wp-content/uploads/2014/04/reshenie-po-predstpavleniyu-Pravitel-stva.pdf.
  • Магура, М. Современные технологии обеспечения финансовой безопасности/М.И. Магура, М.Б. Курбатова. -М.: Интел-Синтез, 2003. -С. 112.
Еще
Статья научная