Теория Д. Массея в дискурс-анализе социально-экономической активности и сетевого взаимодействия трудовых мигрантов в РФ
Автор: Данилова Елена Олеговна
Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis
Рубрика: Научные сообщения
Статья в выпуске: 3 (23), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрыты теоретические положения концепции Дугласа С. Массея, основные идеи которой позволяют проанализировать социально-трудовую активность и мобильность населения, а также специфику трудовой миграции в РФ. Интенсивность миграционных процессов, факторы трансформации структуры социально-экономических ценностей принимающего сообщества, рынок труда - эти и иные категории описания миграции показывают перспективные направления дискурс-анализа исследуемых процессов в методологическом поле теории миграционных сетей. Опираясь на работы профессора социологии и связей с общественностью Принстонского университета, члена Национальной академии наук Дугласа С. Массея, миграцию можно определить, с одной стороны, как мощный экономический и демографический ресурс и следствие глобализации, с другой - как низкоквалифицированную рабочую силу и вынужденных переселенцев - как проблему, даже угрозу безопасности и стабильности.
Сетевая теория миграции, социально-трудовая мобильность, экономическая активность, миграция, дискурс-анализ, глобализация
Короткий адрес: https://sciup.org/14974952
IDR: 14974952
Текст научной статьи Теория Д. Массея в дискурс-анализе социально-экономической активности и сетевого взаимодействия трудовых мигрантов в РФ
Постановка проблемы исследования определяется сложностью анализа миграции, которая, с одной стороны, является важным фактором социальных изменений, движущей силой переформатирования общин и обществ, с другой – результатом процесса глобализации. Социально-экономические и политические пре- образования в глобальном мире влияют на экономическое благополучие населения. Насилие и нарушение прав, стихийные бедствия, экономические кризисы, военные конфликты – вот неполный перечень причин вынужденной и трудовой миграции, так как конфликтные ситуации приводят к невозможности достиже- ния устойчивого экономического роста. Подавляющее большинство людей, пострадавших от насилия, перемещаясь внутри одной страны, как правило, не улучшают своего материального положения, остаются одинаково бедными. Если они не получили убежище в другой стране в стадии активного конфликта, то прибегают к трудовой миграции, надеясь улучшить условия жизни. Исследование проблемы современной социально-экономической мобильности как движущей силы предполагает комплексный анализ, который рассматривает каждый конкретный феномен (например, миграцию) в широком контексте общей динамики отношений и взаимодействия различных пространственных уровней (местного, регионального, транснационального и т. д.) и для общества в различных областях (экономика, культура, политика и т. д.). Другими словами, миграция не может быть адекватно понята отдельно от других элементов социокультурного пространства, сложных проблем и вызовов.
Описывая последствия глобализации и рост миграционных потоков, Д. Массей сформулировал синтетическую, или сетевую, теорию миграции. Теория Д. Массея представляет интерес не только идеей представления совокупности межличностных отношений мигрантов как миграционных сетей, в которых осуществляется взаимодействие с семьями, друзьями или соотечественниками, оставшимися в других странах, а, во-первых, сравнением издержек и потенциальной выгоды от миграции. Во-вторых, анализом роста денежных переводов мигрантов (трудовые мигранты переводят значительные суммы своим семьям). Именно денежные переводы становятся индикатором анализа интенсивности построения социальных сетей. Эта идея поддерживается экономистом Д. Капуром [5], который утверждает, что денежные переводы могут рассматриваться как экономические инвестиции. Утверждение, что денежные переводы могут содействовать региональному и национальному развитию, является привлекательным для государств – экспортеров рабочей силы, стран, не имеющих устойчивой национальной стратегии развития. Они рассматриваются как незаменимый источник иностранной валюты для обеспечения макро- экономической стабильности и сокращения бедности страны. Раскрывая весь спектр преимуществ миграции для принимающей стороны, в теории Д. Массея можно выделить три направления: «социальные и денежные переводы» как фактор развития экономических отношений между странами, некорректность использования в глобальном мире понятия «утечка мозгов» и его замена понятием «циркуляция мозгов»; исследование экономической выгоды от временной (или круговой) трудовой миграции.
В настоящее время связь между миграцией и развитием принимающего государства существует лишь на уровне гипотез, тем не менее Россия в условиях демографического кризиса нуждается в увеличении экономически активного населения за счет миграции, как в высококвалифицированных специалистах (врачах, педагогах, ИТ-специалистах), так и в простых рабочих (трудящиеся мигранты играют важную роль в строительстве и в других отраслях, где наблюдается сокращение рабочей силы). С другой стороны, увеличение числа мигрантов может привести к высокой конкуренции за рабочие места, повышению уровня безработицы. В то же самое время органы власти и местного самоуправления декларируют идею социально-экономической и культурной интеграции (или даже ассимиляции) уже проживающих на территории России мигрантов, так как гипотетически это повысит контроль над мигрантами, сократит социальную напряженность и долю предполагаемых угроз национальной безопасности. При этом из внимания упускается тот факт, что миграция и ассимиляция не могут вызвать устойчивого экономического роста без фундаментальных социальных изменений – таких как земельная реформа, борьба с коррупцией, улучшение транспорта и связи, а также улучшение здравоохранения, образования.
Д. Массей [2] приходит к выводу, что миграция высокообразованных людей из стран, в которых высокий человеческий капитал является относительно редким явлением, значительна, но не менее значительны потоки рабочих относительно низкой квалификации (особенно из сельскохозяйственных районов в города). Существует проблема недостаточного государственного внимания к развитию сельских районов, отсутствуют стимулы для вклада сбережений в сельскую экономику. Часто в сельских районах нет хороших дорог, коммуникаций, не хватает информации о новых рынках, стандартах продукции, более экономичных производственных практиках и технологиях, доступа к кредитам.
В странах, где доходы и сельскохозяйственное производство растут, миграция является отражением успеха, так как международная миграция и денежные переводы вносят свой вклад в развитие региона. В странах, где наблюдается застой, миграция является отражением неудачного развития, и ее положительные эффекты, вероятно, будут ограничены. Международная миграция может легко стать заменой для рациональной политики в области развития, может обеспечить поток доходов, что улучшает условия жизни домохозяйств. Таким образом, разрыв доходов между богатыми и бедными странами создает стимулы для миграции. Исследователь отмечает, что международная миграция становится более привлекательной, чем внутренняя, об этом свидетельствуют две причины. Во-первых, международный мигрант обычно осуществляет денежные переводы на сумму в несколько раз большую, чем внутренний. Во-вторых, сумма перевода может менее активно коррелировать с местными доходами. Но высокие затраты на переезд и проживание делают международную миграцию менее осуществимой. Следовательно, нужны новые политические меры, чтобы увеличить вклад миграции в экономическое развитие.
Дискурс-анализ концепции Д. Массея позволяет обосновать нынешний кризис незаконных мигрантов в РФ политикой, основанной на ошибочных предположениях. Миграция в РФ вызвана не отсутствием экономического развития, а в первую очередь переходом от командной экономики к рыночной системе. Радикальное изменение экономической системы влечет за собой трансформацию социальных структур на всех уровнях, вытеснение традиционного образа жизни, повышение экономической активности и социально-экономической мобильности населения. Исторически сложилось так, что добровольная трудовая миграция расширилась в период индустриализации, это была внутренняя и внешняя мигра- ция в разрастающиеся города, урбанизация общества. В части стран на международном уровне большая доля населения была насильно перемещена. В результате мы получаем массовую миграцию, где прослеживается эмпирическая корреляция между началом индустриализации и началом международной миграции. Другими словами, международные мигранты стремятся в те страны, которые развиваются динамично. Вторая особенность миграции в том, что она является следствием быстрого роста населения. Демографический рост создает избыточное население, которое не может самореализоваться внутри страны и продает свои услуги на международном рынке труда (миграция из Китая на Дальний Восток).
Д. Массей [4] считает заблуждением утверждение, что мигранты перемещаются в ответ на различия в заработной плате, в качестве доказательства он приводит данные «неоклассической» экономики, где отражена умеренная корреляция миграции с размером заработной платы. Небольшую корреляцию можно обосновать тем, что часть заработанных денег мигранты тратят в принимающем сообществе, поэтому денежные переводы не так значительны, однако они стабильны, а это главное преимущество для стран с недостаточно развитой экономической системой. Дискурс-анализ концепции Д. Массея дает инструментарий и для исследования проблем нелегальных мигрантов, которых в РФ на данный момент находится большое количество. Это маргинальная, экономически уязвимая, политически бесправная часть общества, боящаяся контакта с социальными учреждениями, которые обеспечивают социальную защиту, здравоохранение, образование. В таких условиях невозможно находиться длительное время, поэтому вывод исследователя заключается в том, что большинство трудовых мигрантов намерены вернуться на родину, а международная миграция является для них временной.
Исходя из методологических предпосылок Д. Массея можно охарактеризовать миграцию в РФ как важный ресурс восполнения дефицита трудоспособного населения страны. Нехватка трудовых ресурсов возрастает одновременно с увеличением числа социально уязвимых категорий населения, поэтому на государственном уровне говорят об «управлении миграцией», чтобы контролировать движение и максимально использовать преимущества. Тем не менее успешное управление миграцией не может происходить без международного, межрегионального, межнационального сотрудничества. Следовательно, трудовая миграция – процесс формирования социального взаимодействия. Без выстроенных социальных сетей миграция становится дорогостоящим предприятием, поэтому, как отмечает Д. Массей (цит. по: [3]), мигрантами являются не низшие слои общества, а люди со средним достатком. В результате родственных и дружественных связей иностранный мигрант на новом месте жительства попадает в группу людей с определенными социальными связями. Кроме того, необходимо учитывать влияние обратной связи, влияние «внутренних факторов», встроенных в миграционный процесс посредством социальных сетей, которые в научной литературе называют по-разному: «покровительством» миграции [6], «эффектом семьи и друзей» [8], «цепной миграцией» или «капиталом миграции» [1].
Актуальность данных процессов возрастает в отсутствие сильных рабочих движений, защищающих профессиональные права граждан, с одновременным ростом нетерпимости в отношении трудовых мигрантов. В этом вопросе сильное влияние начинают оказывать диаспоры [2], в которые мигранты объединяются по национальному признаку. Общины и национальные объединения возникают как агенты гражданского общества и набирают все большую роль в реконфигурации властных отношений. Правительство РФ и органы местного самоуправления проводят встречи с национальными объединениями, которые осуществляют свою деятельность в качестве партнеров для реализации различных мероприятий, но не являются равными государственным учреждениям в установлении принципов и приоритетов для осуществления миграционного контроля и управления конфликтами.
Идеи синтетической теории Д. Массея [7] позволяют обозначить методологические рамки анализа трудовой миграции в РФ: миграция является результатом экономического развития; выступает как естественное следствие процессов экономической интеграции, количество въехавших мигрантов отвечает устойчивому спросу экономики, мигранты, которые въезжают в страну впервые, обычно не имеют намерения обосноваться там постоянно, но по мере того как они приобретают опыт, их мотивации изменяются. С течением времени миграция имеет тенденцию создавать собственную инфраструктуру (сети), частью которой являются диаспоры. Следовательно, трудовая миграция, как внутренняя, так и внешняя, является результатом преобразования общества, в процессе развития социально-экономической сферы жизнедеятельности, а понимание противоречий экономической интеграции является важным фоном для анализа отечественной миграции как положительного явления в условиях глобализации.
Список литературы Теория Д. Массея в дискурс-анализе социально-экономической активности и сетевого взаимодействия трудовых мигрантов в РФ
- Васильева, Е. Н. Экономическая активность мигрантов как фактор трансформации рынка труда в Волгоградской области/Е. Н. Васильева, Е. О. Данилова//В мире научных открытий. -2014. -№ 3/4 (51). -С. 1738-1749.
- Массей, Д. На пути к всеобъемлющей модели международной миграции/Д. Массей//Миграция и развитие: докл. и ст. ведущих секций и докладчиков Междунар. конф. «Миграция и развитие», Москва, 13-15 сент. 2007 г. -М.: БиЭльПринт, 2007. -С. 146-172.
- Charles, T. On Uprooting, Kinship, and the Auspices of Migration/T. Charles, C. Brown//International Journal of Comparative Sociology. -1967. -Vol. 8. -P. 139-164.
- Douglas, S. Massey America's Immigration Policy Fiasco: Learning from Past Mistakes/S. Douglas//2013 by the American Academy of Arts & Sciences -Electronic text data. -Mode of access: http://www.deepdyve.com/lp/mit-press/america-s-immigration-policy-fiascolearning-from-past-mistakes-USfTnuTaAH. -Title from screen DOI: 10.1162/DAED_a_00215
- Kapur, D. Migration's New Payoff/D. Kapur, J. McHale//Foreign Policy. -Electronic text data. -Mode of access: http://www.foreignpolicy.com/articles/2003/11/01/migrations_new_payoff. -Title from screen.
- Levy, M. The Influence of Family and Friends on Geographic Labor Mobility: An Intercensal Comparison/M. Levy, W. Wadycki//The Review of Economics and Statistics. -1973. -Vol. 55. -P. 198-203.
- Martin, Ph. L. The Anatomy of a Migration Hump/Ph. L. Martin, E. J. Taylor//Development Strategy, Employment, and Migration: Insights from Models/J. E. Taylor (ed.). -Paris: OECD, 1996. -P. 43-62.
- Ibid. Taylor, E. Differential Migration, Networks, Information and Risk/E. Taylor//Migration, human capital and development/O. Stark (ed.). Vol. 4: In Research in Human Capital and Development. -Greenwich, CT: JAI Press, 1986. -P. 147-171.