Термин proairesis и богословие личности

Автор: Зинковский Мефодий

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.8, 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается история развития термина proairesis, тесно связаного с понятием «воли», но не тождественного ей. Если proairesis связывается с недостатком знания и возможностью выбора греха, то он не может признаваться в Боге и в обоженном состоянии святых. Однако в более широкой перспективе термин отражает субъектный образ пользования природными волей и энергией, описывая как ипостасно определяемое направление действия, так и состояние природы произволяющего. Анализируются свойства понятия proairesis: мета-природность, синтетичность, отличительность и целевая направленность.

Воля, свобода выбора, ипостась, энергия, образ действия

Короткий адрес: https://sciup.org/147103380

IDR: 147103380

Список литературы Термин proairesis и богословие личности

  • Беневич, Г. И., Шуфрин, А. М. (2009) «Прп. Максим Исповедник. Полемика с моноэнергизмом и монофелитством», Беневич, Г. И., сост. Антология восточно-христианской богословской мысли. В 2-х т. Москва, Санкт-Петербург: II, 156-172.
  • Вейсман, А. Д. (1899) Греческо-русский словарь. Санкт-Петербург.
  • Лосский, В. Н. (1991) Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Mосква.
  • Мейендорф, И., протопресв. (2007) Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск.
  • Шуфрин, А. М., пер. (2009) «Максим Исповедник, св. Марину, преподобнейшему пресвитеру», Беневич, Г. И., Антология восточно-христианской богословской мысли. В 2-х т. Москва, Санкт-Петербург: II, 183-196.
  • Bathrellos D. (2013) “St Maximus the Confessor's Contribution(s) to the Notion of Freedom, Knowing the purpose of creation through the resurrection,” Bishop Maxim (Vasiljevic), ed., Proceedings of the Symposium on St. Maximus the Confessor. Belgrade, October 18-21, 2012. Belgrade: 129-142.
  • Clark, E. A. (1977) Clement’s Use of Aristotle. The Aristotelian Contribution to Clement of Alexandria’s Refutation of Gnosticism. New York-Toronto.
  • Dichle, A. (1982) The Theory of Willing in Classical Antiquity. Berkeley.
  • Farrell, J. P. (1987) Free Choice in St. Maximus the Confessor. Oxford.
  • Harriet, F. B. (2008) “Human Communion and Difference in Gregory of Nyssa,” From Trinitarian Theology to the Philosophy of Human Person and Free Decision. Gregory of Nyssa: The Minor Treatises on Trinitarian Theology and Apollinarism: Proceedings of the 11th International Colloquium on Gregory of Nyssa (Tübingen, 17-20 September 2008). Tübingen: 337-350.
  • Rist, J. M. (1985) Prohairesis: Proclus, Plotinus at alli, Platonism and its Christian Heritage. London: 103-117.
  • Rist, J. M. (1969) Stoic Philosophy. Cambridge. Telepneff, G. (1991) The Concept of the Person in the Christian Hellenism of the Greek Church Fathers: a Study of Origen, St. Gregory the Theologian and St. Maximus the Confessor. Berkeley, Calif.
Еще
Статья научная