Тертуллиан и его вклад в формирование западного учения о "первородном грехе"

Автор: Фокин Алексей Русланович

Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 2 (14), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье показано, что Тертуллиан впервые в западной богословской традиции затронул весь комплекс вопросов о грехопадении человека и его последствиях для всего человечества. В учении Тертуллиана грех Адама, заключавшийся в преступлении заповеди Божией, рассматривается прежде всего как личный проступок, обусловленный его собственным выбором и свободным уклонением от своего изначального благого устроения. Согласно Тертуллиану, все последствия грехопадения Адама можно разделить на три группы: естественные, юридические и нравственные. Первые сводятся к трем основным: смертность, иррациональное (страстное) начало души, присоединившееся к ее изначальной разумной природе, и «закон греха», противоборствующий закону ума и делающий всю человеческую природу - тело и душу - нечистыми и греховными. Юридические последствия грехопадения Адама сводятся к оскорблению Бога и вражде между Ним и людьми, над которыми тяготеет вина Адама и вынесенный ему судебный приговор, что предполагает существование определенной коллективной ответственности всего человечества перед Богом. Способ трансляции греха Адама и всех его последствий Тертуллиан видит в доктрине традуционизма, согласно которой душа каждого человека происходит через посредство родителей от родоначальника Адама и наследует его природу, испорченную грехом. Отмечаются определенные трудности для понимания трансляции греха Адама в учении Тертуллиана, вызванные его взглядом на крещение, где, с одной стороны, человеку прощаются все личные грехи, снимается «покров древней порчи» и устраняется наследуемая им вина, с другой - в крещении нуждаются лишь взрослые и сознательные люди, в то время как младенцы, рожденные от христианских родителей, невинны. В свете этого учение Тертуллиана о наследственном грехе Адама представляется противоречивым. Еще больше противоречий в него вносят взгляды Тертуллиана на благость человеческой природы, в которой после грехопадения сохраняется «семя добра», изначально вложенное в нее Богом, и свобода воли, благодаря которым каждый человек может не только распознать разницу между добром и злом, но и свободно избирать добро и желать его, так же как избирать и желать противоположного, следуя дурному примеру непослушания Адама, в чем можно усмотреть нравственные последствия грехопадения, которые могут быть устранены собственными усилиями человека в принесении Богу должного удовлетворения и примирения с Ним через покаяние - цену, установленную Богом за прощение и восстановление невинности. Констатируется, что учение Тертуллиана о грехе Адама и его последствиях отличается двойственностью, которая была свойственна не только ему, но и многим его современникам, а также большинству позднейших греческих Отцов Церкви.

Еще

Тертуллиан, христианство, теология, амартология, первородный грех, зло, грехопадение, искупление, душа, рациональность, иррациональность, свобода воли, свободный выбор, удовлетворение, заслуга

Короткий адрес: https://sciup.org/140294928

IDR: 140294928   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2022_2_56

Список литературы Тертуллиан и его вклад в формирование западного учения о "первородном грехе"

  • Оксфордское руководство по философской теологии / Сост. Т. П. Флинт, M. К. Рей; ред. M. О. Кедрова. M., 2013.
  • Столяров А.А. Стоя и стоицизм. M., 1995.
  • Фокин А. Р. Латинская патрология. Т. I. Период первый. Доникейская латинская патрология (150-325 гг.). M.: Греко-латинский кабинет, 2005.
  • Шохин В. К. Философия религии и ее исторические формы. M., 2010.
  • Шохин В.К. Философская теология: канон и вариативность. СПб., 201S.
  • Alexandre J. Une chair pour la gloire. L'anthropologie réaliste et mystique de Tertullien. Paris, 2001.
  • Beatrice P. F. Tradux peccati: Alle fonti della dottrina agostiniana del peccato originale. Milano, 197S.
  • Braun R. Deus Christianorum. Recherches sur le vocabulaire théologique de Tertullien. Paris, 1977.
  • Bray G. L. Holiness and the will of God: Perspectives on the theology of Tertullian. London, 1979.
  • D'Alès A. La théologie de Tertullien. Paris, 1905.
  • Gaudel A. Le péché originel // Dictionnaire de Théologie Catholique. T. 12. Paris, 1933. P. 275-б0б.
  • Leal J. La antropología de Tertuliano. Estudio de los tratados polémicos de los años 207-212 D. C. Roma, 2001.
  • Kelly J.N.D. Early Christian Doctrines. London, 196s.
  • Osborn E. Tertullian, First Theologian of the West. Cambridge, 1997.
  • Otto S. «Natura» und «Dispositio». Untersuchung zum Naturbegriff und zur Denkform Tertullians. München, 1960.
  • Polto E. Evoluzione del pensiero di Tertulliano sulla dottrina del peccato. Biella, 1971.
  • Roberts R.E. The Theology of Tertullian. London, 1924.
  • Rondet H. Le péché originel dans la tradition patristique et théologique. Paris, 1966.
  • Spânneut M. Le stoïcisme des Pères de l'Église. Paris, 1957.
  • Steenberg M. C. Impatience and humanity's sinful state in Tertullian of Carthage // Vigiliae Christianae. 200S. Vol. 62. P. 107-132.
  • Swinburne R. Responsibility and Atonement. Oxford, 19S9.
  • Tertullianus. Adversus Marcionem // Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 1 / Ed. by E. Kroymann. Turnhout, 1954. P. 441-726.
  • Tertullianus. De anima // Ed. by J. H. Waszink. Amsterdam, 1947.
  • Tertullianus. De baptismo // Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 1 / Ed. by J. G. Ph. Borleffs. Turnhout, 1954. P. 277-295.
  • Tertullianus. De carne Christi // Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 2 / Ed. by E. Kroymann. Turnhout, 1954. P. 873-917.
  • Tertullianus. De cultu feminarum // Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 1 / Ed. by E. Kroymann. Turnhout, 1954. P. 343-370.
  • Tertullianus. De exhortatione castitatis // Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 2 / Ed. by E. Kroymann. Turnhout, 1954. P. 1015-1035.
  • Tertullianus. De jejunio adversus psychicos // Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 2 / Ed. by A. Reifferscheid, G. Wissowa. Turnhout, 1954. P. 1257-1277.
  • Tertullianus. De monogamia // Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 2 / Ed. by E. Dekkers. Turnhout, 1954. P. 1229-1253.
  • Tertullianus. De patientia // Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 1 / Ed. by J. G. Ph. Borleffs. Turnhout, 1954. P. 299-317.
  • Tertullianus. De paenitentia, // Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 1 / Ed. by J. G. Ph. Borleffs. Turnhout, 1954. P. 321-340.
  • Tertullianus. De pudicitia // Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 2 / Ed. by E. Dekkers. Turnhout, 1954. P. 1281-1330.
  • Tertullianus. De resurrectione mortuorum // Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 2 / Ed. by J. G. Ph. Borleffs. Turnhout, 1954. P. 921-1012.
  • Tertullianus. De testimonio animae // Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 1 / Ed. by R. Willems. Turnhout, 1954. P. 175-183.
  • Tertullianus. Scorpiace // Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 2 / Ed. by A. Reifferscheid, G. Wissowa. Turnhout, 1954. P. 1069-1097.
  • Testa E. Il peccato di Adamo nella Patristica. (Studii Biblici Franciscani, Analecta 3). Gerusalemme, 1970.
  • Williams N. P. The Ideas of the Fall and of Original Sin. London, 1927.
  • Writh K. H. Der begriff des Meritum bei Tertullian. Leipzig, 1882.
Еще
Статья научная