Аффективный поворот в метамодернистской литературе и «новая искренность»

Бесплатный доступ

Статья ставит своей целью изучение прагмалингвистических стратегий и нарративных механизмов, способствующих усилению нарративной эмпатии как ключевого понятия метамодернистcких художественных текстов, отличающего их от произведений постмодернистской и модернистской литературы. Источником материала послужили романы М. Портера и Дж. Иган, короткие рассказы Дж.С. Фоера и Д. Эггерса. Доказана гипотеза о выдвижении на передний план метамодернистского текста маркеров категории эмотивности как лингвистической репрезентации культурно-философской логики «новой искренности» в современной литературе, которая характеризуется не столь выраженной эксплицитной игровой модальностью, свойственной постмодернистским текстам, и большим акцентом на лингвистические средства, обусловливающие активное погружение читателей в моделируемый фикциональный мир и возникновение эмоционального резонанса. Выделены и проанализированы стратегия создания множественной повествовательной перспективы, механизм использования повествования от второго лица, а также стратегия визуально- го выдвижения как наиболее эффективные средства продуцирования когнитивной и эмотивной эмпатии, способствующей усилению прагматического воздействия на читателя. «Новая искренность» рассмотрена как основа продуцирования авторской эмпатии по отношению к персонажам, что и обусловливает усиление эмоциогенного потенциала метамодернистской литературы и способствует активному вовлечению читателей в создаваемые эмотивные ситуации. Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о важности дальнейшего изучения проблемы репрезентации «новой искренности» и механизмов усиления нарративной эмпатии.

Еще

Метамодернистский художественный текст, нарративная эмпатия, эмоциогенный потенциал, новая искренность, эмоциональный резонанс, точка зрения, визуальное выдвижение

Короткий адрес: https://sciup.org/149145971

IDR: 149145971   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2024.2.7

Статья научная