Распространение халкидонизма в Tайке и его влияние на формирование историко-культурной среды

Автор: Назарян Л.С., Наатакян Д.С., Айрапетян А.С., Мурадян А.Г., Матикян А.Г., Акопов А.А.

Журнал: Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья @maiask

Рубрика: Религиоведение

Статья в выпуске: 15, 2023 года.

Бесплатный доступ

После Четвёртого Вселенского Халкидонского собора в 451 г. халкидонизм стал распространяться в Армении, особенно в её провинции Тайк. С распространением халкидонизма туда внедрился грузинский язык, что оказало значительное влияние на историко-культурную жизнь и этнический облик региона. Часть армянского населения, постепенно отдаляясь от Армянской церкви, стала грузиноязычной. Цель статьи - изучить процесс распространения халкидонизма в Тайке и образовавшуюся в результате этого новую этнорелигиозную среду, проанализировать влияние нового вероисповедания на историко-культурную среду. В Тайке, где епископский престол еще в IV в. был основан Григорием Просветителем, до IX-X вв. продолжала оставаться епархия Армянской Апостольской церкви, свидетельством чего являются имена епископов Тайка, упоминаемых на церковных собраниях и в других случаях. Только в IX-X вв., когда местная правящая элита - Багратуни - приняла халкидонскую религию, в регионе укоренились халкидонизм, грузинская письменность и литература. В результате смены вероисповедания в армянских и зарубежных источниках население и правители Тайка стали также именоваться «грузинами» или «иберами». В Тайке и соседнем Кхарджке даже церковные обряды проводились на грузинском языке, хотя использовался и армянский.

Еще

Армянская апостольская церковь, конфессия, халкидонизм, церковное собрание, византийская империя, тайк, кхарджк, курапалат, армяне, грузины, иверийцы

Короткий адрес: https://sciup.org/14129231

IDR: 14129231   |   DOI: 10.53737/2284.2023.77.54.028

Статья научная