Тифлисская судебная палата

Автор: Курас Татьяна Леонидовна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Отечественный опыт

Статья в выпуске: 11, 2012 года.

Бесплатный доступ

Тифлисская судебная палата стала одной из палат, созданных при реализации судебной реформы. Членам суда приходилось работать в непростых условиях. Однако с момента создания в 1868 г. палата функционировала на подведомственной ей территории, выполняя возложенные на нее законом задачи.

Тифлисская судебная палата, судебная реформа, апелляционный суд

Короткий адрес: https://sciup.org/170166171

IDR: 170166171

Текст научной статьи Тифлисская судебная палата

В федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации»1 закрепляется единство судебной системы, демократические принципы правосудия, устанав-ливается стройная система судов, действующих на территории РФ. Суды делятся на федеральные и суды субъектов федерации, компе -тенция между ними четко разграничена. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепляет принцип независимости судей, единство их высокого статуса2. Прообразом действующей в настоящее время системы судов общей юрисдикции являются судебные органы, созданные при проведении судебной реформы в России второй половины XIX в.

КУРАС Татьяна

В судебных уставах 1864 г. закреплялось введение института мировых судей, а также общих судов: окружных судов, судебных палат и кассационных департаментов Правительствующего сената. В соответствии с законом мировые судьи рассматривали по пер вой инстанции мелкие гражданские и уголовные дела, окружные суды — дела, неподсудные мировым судьям и не отнесенные зако-ном к ведению палат. Судебные палаты проверяли в апелляцион-ном порядке дела, рассмотренные окружными судами без участия присяжных, и рассматривали по первой инстанции дела о государ ственных и должностных преступлениях. Таким образом, деятель -ность судебных палат по рассмотрению гражданских дел осущест влялась по общему правилу только в апелляционной инстанции. Функционирование же палат по уголовным делам распадалось на две части — рассмотрение дел в качестве обвинительной камеры и в качестве судебной инстанции. Законом было установлено, что все дела о преступлениях, влекущих за собой для подсудимых лише -ние или ограничение прав, рассматривались обвинительной каме рой судебной палаты. В качестве же судебной инстанции палаты рассматривали только дела, разрешенные окружными судами без участия присяжных заседателей, на которые приносились проте сты или жалобы, а также дела, которые начинались в палате как в первой инстанции суда. Исходя из этого, число уголовных дел, рас -сматривавшихся в палатах в качестве обвинительных камер, всегда значительно превышало вторую категорию3. Высшим судебным органом страны являлся Правительствующий сенат.

Для проведения реформы вся территория империи была поделена на судебные округа, возглавляемые судебными палатами. В 1866 г.

были открыты Санкт-Петербургская и Московская палаты1. Затем на основе принимаемого законодательства стали создаваться другие судебные округа и открываться новые палаты. Так, следую -щей в 1867 г. была создана Харьковская судебная палата2. Тифлисская судеб -ная палата начала функционировать на основании положения о применении судебных уставов к Закавказскому краю с 1 января 1868 г.3 Затем 2 апреля 1869 г. состоялось открытие следующей судеб ной палаты — Одесской4. Далее, 8 ноября 1870 г. была открыта Казанская судебная палата5. В 1871 г. начала свою деятельность Саратовская палата. Важным этапом в проведении судебной реформы стало создание в 1876 г. Варшавской судебной палаты6. С 1880 г. начали работать новые суды Киевского судебного округа во главе с соответствующей палатой. Позднее, 20 ноября 1883 г., была открыта Виленская палата7. В целом проведение судебной реформы затянулось на долгие годы, в результате она по разному реализовыва лась на различных территориях империи. К 1894 г. дореформенный суд еще сохра-нялся в 23 губерниях и областях на севере, востоке и юго - востоке страны8. Только к концу XIX в. были открыты новые суды в Сибири. Так, Иркутская судебная палата была открыта в 1897 г.9 В 1899 г. начала работать Омская судебная палата, в этом же году была создана Ташкентская палата, последней — в 1904 г. — была открыта Новочеркасская палата10. Таким образом, в целом по России проведение судебной реформы и образование в ее рамках судеб ных палат к началу XX в. было завершено. К этому времени в Российской империи была создана система из 14 судебных окру -гов, возглавляемых судебными палатами. Место палат в судебной системе было весьма высоким, их образование станови лось значимым этапом на пути укрепле ния авторитета судебной власти.

Тифлисская судебная палата заняла свое место в системе судов в целом и судебных палат в частности, осуществляя возложен ные на нее законом функции.

В состав Тифлисского судебного округа вошли Тифлисский, Ставропольский, Кутаисский, Елисаветпольский, Бакинский, Эриванский окружные суды, а позднее, с 1871 г., - Екатеринодарский и Владикавказский. Пространство округа составило 406 984,1 кв. версты, на террито -рии проживало 7 284 548 чел. при плотно -сти населения 17,9 жителей на кв. версту11. По площади округ Тифлисской палаты находился на шестом месте после окру гов Иркутской, Омской, Ташкентской, Казанской, Московской палат. Что каса -ется численности населения, по указан ному критерию Тифлисский округ нахо дился на седьмом месте - после округов Московской, Харьковской, Казанской, Киевской, Саратовской и Варшавской судебных палат. Для сравнения, на терри -тории лидирующего по числу населения Московского округа проживало 16 296 505 чел., а в Иркутском округе, занимавшем последнее место, - всего 2 359 514 чел.12 По плотности населения округ Тифлисской палаты располагался на десятом месте. Рассмотренные характеристики отража лись на числе дел, поступавших на рассмо-трение палаты, на служебной нагрузке ее членов и, соответственно, штатах палат.

Таким образом, в целом по площади, числу и плотности населения округ Тифлисской палаты выдающимся не являлся, однако деятельность палаты осложнялась другими факторами.

В качестве исключения из общего правила, установленного законом, для Закавказья было установлено, что для дел мировой подсудности апелляцион-ной инстанцией является окружной суд, а кассационной — судебная палата (ст. 1264 и 1267 Устава уголовного судопроиз-водства, ст. 1468 и 1470 Устава граждан -ского судопроизводства). Таким образом, Тифлисская судебная палата в соответ -ствии с законом рассматривала дела по первой, апелляционной и кассационной инстанциям, что было одной из особенно стей ее деятельности. Исключительность функций Тифлисской палаты выража лась еще и в том, что она, в силу особой постановки государственного межевания Закавказского края, являлась высшей инстанцией судебно межевого дела в Закавказье. Техническая сторона межева-ния находилась в заведывании Управления межевой частью Министерства юстиции. Споры, возникавшие при межевании, поступали на рассмотрение окружного суда, оттуда по жалобам — на разреше-ние судебной палаты. Она имела право не ограничиваться оценкой поступающих на ее рассмотрение юридических вопросов, но и выявлять технические неправильно сти, допущенные при составлении меже вых актов. В связи с этим в состав палаты были введены особые межевые члены. Им поручалось производство допроса на месте свидетелей и окольных людей. Члены межевого присутствия действовали в составе гражданских департаментов Тифлисской судебной палаты. Их число было различным в разные годы. Так, по данным, размещавшимся в Сборниках статистических сведений Министерства юстиции, в 1891 г. в составе гражданского департамента палаты действовал один член межевого присутствия, а к 1894 г. — уже двое.

В 1910 г. сенатору Н.М. Рейнке было поручено обозрение судебных органов округа Тифлисской судебной палаты с целью выяснения положения судебного дела и степени его соответствия местным условиям. Как отмечал в своем отчете сенатор, Тифлисский судебный округ отличался отсутствием единства судебной организации. Наряду с общими и миро выми судами, волостными, станичными и слободскими, правосудие было вверено еще 8 судебным организациям. Он под черкивал отсутствие единообразия в орга низации даже тех судов, которые должны были действовать на основе судебных уставов и общегосударственных законов. Так, в Терской области, составляющей округ Владикавказского окружного суда, кассационную инстанцию для дел миро вой подсудности составлял Сенат, а не Тифлисская палата, как во всем судебном округе1.

Как отмечалось выше, на Тифлисской судебной палате и подведомственных ей окружных судах Закавказья лежала обя занность, которая отличала ее от судебных палат в других частях государства. В силу ст. 457 Учреждения судебных установле -ний они разрешали споры, возникающие при межевании Закавказского края. В Закавказье мировые судьи ведали всеми опекунскими делами. В инстанционном порядке такие дела восходили в окружные суды и судебную палату. Кавказское насе ление представляло конгломерат — около 70 народностей, многие из них не знали русского языка, а судьи в большинстве случаев не понимали ни одного местного языка. В результате возникала необходи мость обращаться к переводчикам, кото рые бывали недобросовестными, невоз можно было установить истину, и местное население сознавало это2.

Оценивая исключительные функции Тифлисской палаты, которая являлась высшей блюстительницей судебно межевого дела в Закавказье, Н.М. Рейнке высказывал мнение о том, что деятель ность технической части межевого дела в Закавказье так тесно связана с судебно межевой частью, что подчинение обеих одному ведомству обеспечивает успех го сударственного межевания, устраняя воз можность межведомственных споров и несогласованных указаний. Дальнейшее выполнение палатой рассмотренной функции он считал целесообразным3.

Другая особенность Тифлисской судеб ной палаты, как упомянуто выше, состо яла в том, что она являлась кассационной инстанцией для дел мировой подсудности Закавказья. С одной стороны, это обосо бляло судебную организацию Кавказа от общеимперской и изымало дела миро вой подсудности из высшего надзора

Правительствующего сената. Однако, с другой стороны, судебная палата в каче-стве кассационного суда всегда руковод -ствовалась воззрениями Сената. Ввиду этого Н.М. Рейнке признавал, что такое отступление от общего учреждения судеб -ных установлений не причиняет вреда единству судебной практики. В качествен ном отношении и по быстроте движения кассационных дел деятельность палаты представлялась ему удовлетворительной: дела рассматривались обычно в течение 2—3 месяцев с момента их поступления. По мнению проверяющего, можно было упрекнуть палату лишь за неосуществле ние ею надзора за подведомственными ей местами и лицами. Так, например, ни окружными судами, ни мировыми судьями почти никогда не соблюдался установленный ст. 145 и 149 Устава уголов-ного судопроизводства срок для представ ления кассационных жалоб, подаваемых на их приговоры и решения. Он достигал обычно 4—6 месяцев, и из дел было не видно, чтобы палата обращала на это вни мание1.

Деятельность 3 гражданских депар -таментов палаты (1- го, 2 - го и 4 - го; 3 - й департамент ведал межевыми делами) в качестве апелляционной инстанции не вызывала у сенатора особых замечаний. Департаменты не переобременены, рабо тали удовлетворительно и достаточно интенсивно2.

Два уголовных департамента палаты ведали еще делами о государственных и должностных преступлениях, а также апелляционными делами. Дела о государ ственных преступлениях назначались к слушанию обычно через 1—2 месяца, ино-гда через 3—4 месяца после поступления, в зависимости от места и срока сессии. Число поступающих дел понижалось, по -степенно уменьшалось и число дел, остаю щихся неразрешенными. Процент оправ дательных приговоров был незначителен, их наличие объяснялось председателями 1- го и 2 - го департаментов Лубенцовым и Богородским недостаточной обосно -ванностью обвинения, а также тем, что свидетели на суде часто изменяли свои показания, данные на предварительном следствии. Положение по рассмотрению апелляционных дел в уголовных департа ментах Н.М. Рейнке признал неблагопри-ятным. Хотя число решенных дел увели -чивалось, но увеличивалось вместе с тем и число поступающих, и размер остатка. При этом деятельность 2 го департамента была гораздо интенсивнее, чем 1 го, несмотря на то что его личный состав был малочис леннее. При этом он указывал, что и уго ловные департаменты палаты, и граждан ские не были чрезмерно обремененными3. Отметим, однако, что такая благопри-ятная ситуация со служебной нагрузкой была в Тифлисской палате не весь период ее деятельности. К моменту проведения Н.М. Рейнке ревизии в составе уголовных департаментов палаты работало 14 судей, а в составе гражданских департаментов — 24. Число членов палаты стало таким только с 1 января 1906 г., когда были увеличены штаты девяти судебных палат. До этого же Тифлисская палата работала в значительно меньшем численном составе4.

Таким образом, Тифлисская судеб -ная палата заняла свое место в судебной системе пореформенной России, осущест вляя возложенные на нее законом функ ции на подведомственной ей территории. Деятельность палаты существенно ослож нялась местными особенностями, а также возложением на нее дополнительных обя занностей по рассмотрению дел в касса ционном порядке, выполнением несвой ственных ей функций в сфере межевого дела. Несмотря на сложности, Тифлисская палата в целом успешно выполняла возло женные на нее обязанности, осуществляя правосудие на основе действовавшего за конодательства.

Отметим, что в настоящее время судьи осуществляют свою почетную деятель ность не в таких объективно трудных условиях, как члены судебных палат в Российской империи. Думается, совре менным юристам необходимо обратиться к опыту служащих судебных палат, кото рые в тяжелых условиях российской дей ствительности второй половины XIX — начала XX в. самоотверженно работали, проводя в жизнь демократические идеи Судебной ре формы 1864 г.