Типологические признаки смиренного героя в древнерусской литературе и прозе И. Шмелева («Поучение» Владимира Мономаха и роман И. Шмелева «Лето Господне»)

Автор: Дорофеева Людмила Григорьевна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.11, 2013 года.

Бесплатный доступ

Главным в статье является вопрос о генезисе образа героя, называемого нами смиренным, его характерных чертах, и о типологической связи произведений, находящихся в едином русле национальной культурной традиции «Поучение» Владимира Мономаха, относящееся к XII веку, представляет идеальный образ человека — древнерусского князя. Идеал же в средневековой русской книжности, церковной по происхождению, мог быть только смиренным — в уподобление евангельскому Первообразу [4]. Рисунок образа Владимира Мономаха определяется доминантой покаяния, которое рождает жанровую форму «исповеди-самоотчета» [1,123]. Идея Страшного Суда является мотивирующей поступки князя и его ценностный выбор. Внутренний конфликт заключается в осознании Мономахом своей греховности, своего несоответствия Образцу. Разрешение этого внутреннего конфликта находится в осуществлении принципа синергии, или свободного соединения человеком своей воли с волей Бога, что и является главным типологическим свойством образа смиренного человека. Образ Горкина в романе «Лето Господне» также относится к идеально- положительным образам русской литературы, к смиренному типу героя (в определении В. Хализева — к «житийно-идиллическому "сверхтипу" » [12, 156]). Горкин укоренен в Церкви, живет в Предании, и этим определяется тип его отношения к миру. Все повествование строится, как и в «Поучении» Владимира Мономаха, — с точки зрения Страшного Суда, что неразрывно соединяется с идеей смирения. Как для Мономаха в «Поучении », так и для Горкина в романе Шмелева, Образцом смирения является Христос и жизненным принципом — уподобление Христу. Сюжетный рисунок этого героя выстраивается также по принципу синергии. Благодаря включенности обоих произведений в пространство Священного Предания обнаруживается типологическое сходство образа Л. Г. Дорофеева смиренного человека в древнерусском произведении и литературного персонажа в романе Шмелева.

Еще

Типология героя, христианство, церковь, традиция, смирение, синергия

Короткий адрес: https://sciup.org/14748871

IDR: 14748871

Список литературы Типологические признаки смиренного героя в древнерусской литературе и прозе И. Шмелева («Поучение» Владимира Мономаха и роман И. Шмелева «Лето Господне»)

  • Поучение Владимира Мономаха/Подг. текста и комм. О. В. Творогова; Пер. Д. С. Лихачева//ПЛДР: Начало русской литературы: XI-нач. XII в. М.: Худож. лит., 1978. С. 392-413.
  • Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Изд-е 5-е, Москва. В синодальной типографии. 1889: Репринт: Изд-е СвятоУспенского Псково-Печерского монастыря, 1994, Т. П. С. 243.
  • Шмелев И. С. Сочинения: В 2 т. М.: Худ. лит., 1989. Т. 2. 607 с.
  • Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Изд-е 5-е, Москва. В синодальной типографии. 1889: Репринт: Изд-е СвятоУспенского Псково-Печерского монастыря, 1994, Т. П. С. 270.
  • Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Изд-е 5-е, Москва. В синодальной типографии. 1889: Репринт: Изд-е СвятоУспенского Псково-Печерского монастыря, 1994, Т. П. С. 141.
  • Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея: [репринт, изд.]. СПб.: Сатись (не указан год). С. 400.
  • Душеполезные поучения и послания преподобного Аввы Дорофея. Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2003. С. 33-34.
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 1971. Т. 3. 827 с.
  • Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
  • Дорофеева Л. Г. Образ смиренного человека в «Поучении» Владимира Мономаха//Андрей Рублев и мир русской культуры: к 650-летию со дня рождения: материалы международной научной конференции. Калининград-Клайпеда-Вильнюс, 17-22 октября 2011 года. Калининград: ООО «Аксиос», 2011. С. 184-213.
  • Дорофеева Л. Г. Священное Предание: к проблеме изучения традиции в русской литературе//Аксиоанализ как метод исследования художественного произведения: Материалы междунар. науч. конф. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. С. 4-12.
  • Дорофеева Л. Г. Образ человека в переводной агиографии XI-XV вв.: опыт герменевтического прочтения. Калининград: ООО «Аксиос», 2013. 194 с.
  • Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та. 1995. 288 с.
  • Есаулов И. А. Проблема изучения контекста в поэтике Шмелева//И. С. Шмелев и литературно-эмиграционные процессы XX века. XIV Крымские международные Шмелевские чтения. Симферополь, 2007. С. 187-196.
  • Лепахин В. Икона и иконичность. Сегед: JATEPress., 2000. 264 с.
  • Лихачев Д. С. Избранные работы: В 3 т. Т. 2. Великое наследие; Смех в Древней Руси; Заметки о русском. Л.: Худож. лит., 1987. 496 с. Типологические признаки смиренного героя
  • Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. 108 с.
  • Творогов О. В. Владимир Всеволодович Мономах//Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь/Сост. Л. В. Соколова; Под ред. О. В. Творогова. М.: Просвещение, 1996. С. 32-33.
  • Ужанков А. Н. О проблемах периодизации и специфике развития русской литературы XI -первой трети XVIII века. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. 292 с.
  • Хализев В. Е. Ценностные ориентации русской классики. М.: Гнозис. 2005. 432 с.
  • Bahtin M. M. The Aesthetics of Verbal Creativity [Estetika slovesnogo tvorchestva]. Moscow, Iskusstvo PubL, 1979. 424 p.
  • Dorofeeva L. G. The image of a humble man in "The Testament of Vladimir Monomakh to his Children" [Obraz smirennogo cheloveka v «Pouchenii» Vladimira Monomaha]. Andrei Rublev and the world of Russian culture: the 650th anniversary ofRublev's birth: Proceedings of the International Scientific Conference. Kaliningrad, Klaipeda, Vilnius, 17-22 October 2011 [Andrej Rublev i mir russkoj kul'tury: к 650-letiju so dnja rozhdenija: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Kaliningrad, Klaipeda, Vilnius, 17-22 October 2011]. Kaliningrad, Axios PubL, 2011, pp. 184-213.
  • Dorofeeva L. G. The Holy Tradition: the problem of studying tradition in Russian literature [Svjashhennoe Predanie: к probleme izuchenija tradicii v russkoj literature]. Axioanalize as a method for the art work analysis. Proceedings of the Intern. Scientific, conference [Aksioanaliz как metod issledovanija hudozhestvennogo proizvedenija. Materialy Mezhdunar. nauch. konferencii]. Kaliningrad, Publishing House of the Immanuel Kant RSU PubL, 2009, pp. 4-12.
  • Dorofeeva L. G. Image of a person in translated hagiography of the 11th -15th centuries: experience of hermeneutical reading. Kaliningrad: Aksios, 2013 [Obraz cheloveka v perevodnoj agiografii XI-XV vv.: opyt germenevticheskogo prochtenija]. Kaliningrad, Axios PubL, 2013. 194 p.
  • Esaulov I. A. Category of collegiality in the Russian literature [Kategorija sobornosti v russkoj literature] Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ, 1995. 288 p.
  • Esaulov I. A. The problem of studying the context in Ivan Shmelevs poetics [Problema izuchenija konteksta v pojetike Shmeleva]. Ivan Shmelev and literary and emigration processes of the 20th century. XIV International Crimean Shmelev's readings [I. S. Shmelev i literaturno jemigracionnye processy XX veka. XIV Krymskie mezhdunarodnye Shmelevskie chtenija.]. Simferopol', 2007, pp. 187-196.
  • Lepahin V Icon and iconicity [Ikona i ikonichnost']. Seged, JATEPress PubL, 2000. 264 p.
  • Lihachev D. S. Selected Works in 3 Vol. 2. Great heritage; Laughter in Old Russia: Monographs; Notes on Russian [Izbrannye raboty: v 3 t. T. 2. Velikoe nasledie; Smeh v Drevnej Rusi: Monografii; Zametki о russkom]. Leningrad, Khudozhestvennaya literatura PubL, 1987. 496 p.
  • Lihachev D. S. The man in the Literature of Ancient Russia [Chelovek v literature Drevnej Rusi]. Moscow, Nauka PubL, 1970. 108 p.
  • Tvorogov O. V Vladimir Vsevolodovich Monomakh [Vladimir Vsevolodovich Monomah]. Literature of Ancient Rus. Bibliographic Dictionary [Literatura Drevnej Rusi. Biobibliograficheskij slovar]-Moscow, Prosveshenie PubL, 1996, pp. 32-33.
  • Uzhankov A. N. Problems of Periodization and the Specifics of Russian Literature of the 11th -the First Third of the 13th Century [O problemah periodizacii i specifike razvitija russkoj literatury XI -pervoj treti XVIII veka]. Kaliningrad, Immanuel Kant RSU PubL, 2007. 292 p.
  • Halizev V E. Value Priorities of Russian Classics [Cennostnye orientacii russkoj klassiki]. Moscow, Gnozis PubL, 2005. 432 p.
Еще
Статья научная