Типология исторического развития: 'o Святой Троицы и его значение для истории

Автор: Легеев Михаил Викторович, Зинковский Станислав Анатольевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 3 (98), 2021 года.

Бесплатный доступ

Современные исследования в области богословия истории предполагают поиск новых методологических подходов, ориентированных на типологизацию исследования исторических процессов. В русле такой задачи в настоящей статье выдвигается научная гипотеза, согласно которой возможно существование универсальной типологической модели, позволяющей проводить подобные исследования. В основу построения такой модели авторы полагают святоотеческий материал, касающийся личного Откровения Святой Троицы к человеку, выступающему субъектом истории в разных образах своего существования, таких как личность, социум и универсум. Образ действия (τρóπος τῆς ἐνεργείας) Лиц Святой Троицы может быть рассмотрен не только в статичном плане (указывающем на одновременность совместного дела Троических Лиц), но также и в динамическом плане - плане исторического изменения характера личного Откровения Святой Троицы. Согласно мысли авторов, это изменение характера не исчерпывается некоторой простой последовательностью, но может быть описано в рамках «двухвекторной модели», которая, в свою очередь, выступает фундаментом исторической типологии. Планируется продолжение настоящей статьи, в котором будет рассмотрена типология исторического развития на примерах отдельного человека и общины, а также уникальной истории Кафолической Церкви и мира на разных исторических отрезках.

Еще

Богословие истории, образ действия святой троицы, закономерности истории, прогресс, регресс, историческое развитие, исторические процессы, свобода, типологическая модель истории

Короткий адрес: https://sciup.org/140257068

IDR: 140257068   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_3_262

Список литературы Типология исторического развития: 'o Святой Троицы и его значение для истории

  • Афанасий Великий (1994а) — Афанасий Великий, свт. Послание 3 к епископу Сера-пиону Тмуитскому о Святом Духе // Афанасий Великий, свт. Творения: в 4 т. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1902-1903. [Репринт: М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского м-ря, 1994.] Т. 3. С. 59-67.
  • Афанасий Великий (1994Ь) — Афанасий Великий, свт. Послание 4 к епископу Сера-пиону Тмуитскому о Святом Духе // Афанасий Великий, свт. Творения: в 4 т. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1902-1903. [Репринт: М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского м-ря, 1994.] Т. 3. С. 67-92.
  • Афанасий Великий (2015а) — Афанасий Великий, свт. Против ариан слово первое // Афанасий Великий, свт. Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2015. Т. 1. С. 156-219.
  • Афанасий Великий (2015b) — Афанасий Великий, свт. Слово против язычников // Афанасий Великий, свт. Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2015. Т. 1. С. 53-102.
  • Василий Великий (2008a) — Василий Великий, свт. О Святом Духе к святому Амфи-лохию епископу Иконийскому // Василий Великий, свт. Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2008. Т. 1. С. 93-168.
  • Василий Великий (2008b) — Василий Великий, свт. Против Евномия // Василий Великий, свт. Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2008. Т. 1. С. 169-318.
  • Василий Великий (2009a) — Василий Великий, свт. Письмо 8. К кесарийский монахам // Василий Великий, свт. Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 455-468.
  • Василий Великий (2009b) — Василий Великий, свт. Письмо 243 (235) к италийским и галльским епископам // Василий Великий, свт. Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 834-838.
  • Василий Великий (2009c) — Василий Великий, свт. Список исповедания веры, произнесённого святейшим Василием, и к которому подписался Евстафий, епископ Севастий-ский // Василий Великий, свт. Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 630-633.
  • Григорий Богослов (2010) — Григорий Богослов, свт. Слово 31, о богословии пятое, о Святом Духе // Григорий Богослов, свт. Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2010. Т. 1. С. 376-391.
  • Григорий Богослов (2011) — Григорий Богослов, свт. Стихотворения Богословские // Григорий Богослов, свт. Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2011. Т. 2. С. 11-178.
  • Григорий Нисский (2009) — Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя // Григорий Богослов, свт. Экзегетические сочинения. Краснодар: Текст, 2009. С. 34-97.
  • Григорий Нисский (2006a) — Григорий Нисский, свт. Слово на день светов // Григорий Нисский, свт. Догматические сочинения: в 2 т. Краснодар: Текст, 2006. Т. 1. С. 254-264.
  • Григорий Нисский (2006b) — Григорий Нисский, свт. Слово о Святом Духе // Григорий Нисский, свт. Догматические сочинения: в 2 т. Краснодар: Текст, 2006. Т. 1. С. 297-299.
  • Григорий Нисский (2006c) — Григорий Нисский, свт. Слово о Святом Духе против македонян духоборцев // Григорий Нисский, свт. Догматические сочинения: в 2 т. Краснодар: Текст, 2006. Т. 1. С. 172-187.
  • Давыденков (2013) — Давыденков О., прот. Догматическое богословие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 622 с.
  • Дионисий (1994a) — Дионисий Ареопагит, св. О божественных именах // Дионисий Ареопагит, св. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб.: Глагол, 1994. С. 10-339.
  • Дионисий (1994b) — Дионисий Ареопагит, св. О мистическом богословии // Дионисий Ареопагит, св. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб.: Глаголъ, 1994. С. 340-367.
  • Дионисий (1997) — Дионисий Ареопагит, св. О небесной иерархии. СПб.: Глаголъ; Изд-во РХГИ; Университетская книга, 1997. 188 с.
  • Иоанн Златоуст (1897) — Иоанн Златоуст, свт. Беседа о Духе Святом // Иоанн Златоуст, свт. Творения: в 12 т. СПб.: Изд-во СПбДА, 1897. Т. 3. Кн. 2. С. 876-896.
  • Ириней (2008a) — Ириней Лионский, сщмч. Против ересей // Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб., 2008. С. 21-537.
  • Ириней (2008b) — Ириней Лионский, сщмч. Доказательство апостольской проповеди // Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб., 2008. С. 576-637.
  • Кирилл (2014) — Кирилл Александрийский, свт. Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице. СПб.: Изд-во О. Абышко; Сатисъ; Краснодар: Текст, 2014. 384 с.
  • Кривошеин (1996) — Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Ал. Невского, 1996. 446 с.
  • Легеев (2018) — Легеев М., свящ. Богословие истории и актуальные проблемы эккле-зиологии. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2018. 312 с.
  • Легеев (2019а) — Легеев М, свящ. Богословие истории как наука. Опыт исследования. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2019. 656 с.
  • Легеев (2019Ь) — Легеев М, свящ. Образ действия как богословское понятие и его значение для богословия истории // Христианское чтение. 2019. №4. С. 23-33.
  • Лосский (2007) — Лосский В. Н. Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице // Лосский В.Н. Боговидение. Минск: Харвест, 2007. С. 366-389.
  • Ориген (2019) — Ориген. Гомилии на Бытие. М.: Познание, 2019. 312 с.
  • Ориген (2008) — Ориген. О началах // Ориген. О началах. Против Цельса. СПб.: Библи-ополис, 2008. С. 35-402.
  • Симеон Новый Богослов (2017) — Симеон Новый Богослов, прп. Слова нравственные // Симеон Новый Богослов, прп. Слова богословские и нравственные. М.: Перервинская православная духовная семинария, 2017. 312 с.
  • Софроний (2009) — Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. М.: Св.-Троицкая Сергиева лавра; Эссекс: Св.-Иоанно Предтеченский м-рь, 2009. 272 с.
  • Тертуллиан (2004) — Тертуллиан. Против Праксея // Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: АСТ, 2004. С. 245-269.
  • Фукуяма (2004) — Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2004.
Еще
Статья научная