Типы политического сознания и поведения российских женщин
Автор: Кранзеева Елена Анатольевна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 10, 2020 года.
Бесплатный доступ
Актуальность изучения политического сознания и поведения детерминируется противоречиями социально-политических процессов в обществе. Политическое сознание как отражение отношения социальных групп к общественно-политическому устройству и развитию страны, различным политическим институтам в социологии исследовано достаточно широко. Однако автор статьи замечает, что политическое сознание и поведение женщин крайне редко являются предметом самостоятельного анализа. Цель статьи - исследование и описание типов политического сознания и поведения женщин современной России. На материалах эмпирических данных Всемирного исследования ценностей (WVS) проводится сравнительный анализ влияния на политическое сознание женщин возрастных, образовательных, поселенческих, социально-профессиональных, репродуктивных характеристик. Используя корреляционный анализ, автор выделяет четыре аналитически сконструированных типа политического сознания и поведения женщин: деятельный, активистский, массовизированный, абсентеистский. В заключении делается вывод о том, что политическое сознание и поведение женщин являются самостоятельным предметом социологического анализа.
Политическое сознание, женщины, гендер, политическое участие, политическое поведение, абсентеизм, политическое сознание женщин
Короткий адрес: https://sciup.org/149132913
IDR: 149132913 | DOI: 10.24158/tipor.2020.10.4
Текст научной статьи Типы политического сознания и поведения российских женщин
Социально-политические процессы, происходящие в современной России, формируют мнения, оценочные суждения, взгляды и поведение людей. Мы наблюдаем ситуацию, когда с одной стороны происходит политизация населения (многочисленные политические ток-шоу, круглосуточные информационные каналы, форумы и обсуждения в интернете), а с другой, опросы общественного мнения фиксируют отчуждение россиян от участия в политике, снижение доверия к политикам и политическим институтам.
В отечественной социологии за последние годы сохраняется исследовательский интерес к анализу содержания и типологии общественного и политического сознания (Н. Лапин, Ю. Левада, Ж. Тощенко, М. Горшков, В. Петухов [1] и др.). Достаточно подробно изучено политическое сознание молодежи [2], рабочих [3], государственных и военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел [4] и др. В последнее время актуализировался исследовательский интерес к структуре, содержанию политического сознания применительно к его специфике на региональном уровне [5]. Такая ситуация обусловлена тем, что политическое сознание всегда имеет конкретных носителей, действующих в определенных геополитических, территориальных, социальноэкономических, социокультурных условиях.
Учитывая конкретизацию носителей политического сознания, целесообразно изучить политическое сознание женщин. Являясь одной из крупных социальных групп, женщины крайне редко становятся объектом исследования с позиции содержания их политического сознания и поведения. Мы связываем это с социокультурной спецификой политического сознания и поведе- ния женщин [6]. В отечественной социологии имеются работы, посвященные политической активности, участию и поведению женщин (Н. Пушкарева, Г. Силласте, О. Хасбулатова, С. Айвазова [7] и др.), однако анализ и типология политического сознания женщин не проводились.
Цель данной статьи – исследовать и описать типы политического сознания и поведения женщин современной России.
Основой для эмпирического исследования служат данные Всемирного исследования ценностей (WVS), охватывающего период с 1990 по 2014 гг. Результаты последней волны (2017– 2020 гг.) будут открыты для доступа в конце 2020 г. и в нашей статье не используются. Выборки репрезентативны по странам, квотные выборки формируются по полу и возрасту респондентов*.
На первом этапе мы выяснили, насколько важной в жизни женщин является политика. Были проанализированы результаты ответа на вопрос о важности политики в жизни респондентов (табл.).
Таблица – Влияние пола на оценку важности политики в жизни респондентов (WVS, 2010 – 2014 гг., n = 2500, %)
Вариант ответа |
Всего |
Муж. |
Жен. |
Очень важно |
6,9 |
7,5 |
6,5 |
Достаточно важно |
20,2 |
21,7 |
18,9 |
Не очень важно |
40,1 |
43,1 |
37,6 |
Совсем не важно |
30,3 |
25,8 |
34,0 |
Затрудняюсь ответить |
1,9 |
1,4 |
2,2 |
Нет ответа |
0,6 |
0,5 |
0,7 |
Полученные результаты позволили нам определить, что мнения о важности политики у мужчин и женщин различаются. Так, важность политики в своей жизни отмечают 29,2 % мужчин и 25,4 % женщин. Совсем неважна политика для 34 % женщин и 25,8 % мужчин. Можно говорить о том, что важность политики для мужчин выше: они демонстрируют высокий интерес к ней, отмечают высокую значимость целей развития страны, готовы защищать ее интересы.
Дальнейшая работа с данными шла только с использованием вариантов ответов женщин. Мы сравнили влияние на политическое сознание женщин следующих социально-демографических характеристик: возрастные, образовательные, поселенческие, социально-профессиональные, репродуктивные и темпоральные. Для идентификации выраженности политичного сознания использовался прямой вопрос о важности политики в жизни респондента.
Так, чаще отмечают высокую важность политики в своей жизни женщины молодого (18–25 и 26–35 лет) и пожилого возраста (56–65 лет и 66 лет и старше). Очень важной в своей жизни считают политику женщины с высшим и незаконченным высшим образованием, а среди тех, для кого политика совсем неважна, преобладают женщины со средним специальным и неполным общим средним образованием. Замечено, что на политическое сознание влияет репродуктивный фактор – наличие детей и их количество. Так, респондентки, отмечающие очень высокую важность политики, чаще либо не имеют детей, либо имеют одного ребенка. Отмечаем тенденцию: чем больше детей у женщины, тем меньше ей важна политика. Можно предположить, что иждивенческая нагрузка не оставляет женщинам времени для активного интереса к политике, участия в ней. Однако заметим, что женские организации, существующие в нашей стране, чаще всего позиционируют себя именно в роли материнских («Матери России», «Комитет солдатских матерей», «Матери против наркотиков» и пр.).
Важность политики для женщин связана с местом проживания (тип и размер населенного пункта). Респондентки, для которых политика очень важна, проживают в населенных пунктах с населением от 5–20 тыс. человек и от 100–500 тыс. человек. Аполитичные респондентки проживают преимущественно в крупных городах свыше 500 тыс. человек.
Таким образом, мы констатируем, что политическое сознание женщин не унифицировано, а имеет различители, связанные с возрастными, образовательными, поселенческими, социально-профессиональными, репродуктивными характеристиками.
Типологическими признаками для анализа политического сознания женщин служит выделение когнитивного, эмоционального, ценностно-мотивационного и деятельностного компонентов, обозначенных нами в предыдущих исследованиях [8].
Анализ каждого из компонентов проводился на основе вопросов анкеты соответствующего содержания.
Когнитивный компонент представлен интересами, знанием, мнением женщин о политике. Он содержит политические ожидания женщин и оценку ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий. Когнитивный компонент представлен вопросами об интересе к политике и приоритетности целевых установок развития страны. Можно отметить, что большинство респонденток индифферентно относятся к политике, 45,5 % она «не очень интересует», высокий интерес к ней проявляют лишь 3,9 %. Несмотря на это, свое мнение о целях страны женщины высказывают охотно (только 2,8 % не дали ответа или затруднились ответить). Для большинства женщин такой целью является высокий уровень экономического развития (69,4 %) и учет мнения людей на работе и в обществе (15,7 %). В некоторой степени проявляется противоречие, выражающееся в том, что женщины как граждане страны хотят быть услышанными, но при этом демонстрируют низкий интерес к политике.
Эмоциональный компонент включает чувства, настроения и пр. Этот компонент ближе к повседневной политической деятельности людей, прямо отражает ее и воспроизводится в ней. Проявление эмоционального компонента относят к массовому политическому сознанию, т. к. в его основе лежит яркое эмоциональное переживание некой социально-политической проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность. Часто выраженность эмоций приписывают женщинам, но применительно к политическому сознанию это требует эмпирических подтверждений.
Эмоциональный компонент в анкете представлен вопросами об устойчивом проявлении чувств – доверии (к организациям, выражающим женский интерес) и патриотизме (готовность сражаться за Родину). В вопросе о доверии к женским организациям респондентки выражают полное (8 %) и некоторое (40,1 %) доверие. Обращает внимание факт, что пятая часть опрошенных женщин (22,8 %) затруднилась с ответом или не дала его. Возможно, это связанно с тем, что женщины мало знакомы с деятельностью таких организаций. Однако и на вопрос о желании и готовности сражаться за страну 30 % респонденток также затруднились с ответом. Объяснить этот факт можно с позиции того, что роль защитника, воина традиционно приписывается мужчинам и у женщин перенос роли (даже гипотетический) вызвал затруднение.
Ценностно-мотивационный компонент тесно связан с когнитивным и эмоциональным, и является выражением позиций, диспозиций, установок. В анкете это представлено вопросами об установке действовать на благо других и позиции относительно участия мужчин и женщин в политике. Большинство респонденток идентифицирует себя с людьми, которым важно делать что-то хорошее для общества, только 15,4 % ответили, что это мало похоже на них и 8,2 % затруднились с ответом. А вот позиция женщин относительно высказывания о том, что мужчины лучше подходят на роль политического лидера, разделилась практически поровну: 16,7 % совершено согласны и 34,2 % согласны, а 36,1 % не согласны и 8,2 %совершенно не согласны.
Стержнем соединения политического сознания с практикой является поведение субъектов, его политическая нагрузка. Вопросы анкеты отражают устойчивость политического поведения (членство в партии), активность политических действий и электоральное поведение. Лишь малая часть респонденток (2,8 %) состоит в политической партии, из них всего 0,4 % активно участвует в работе. Подавляющее большинство женщин (96,5 %) не являются членами политической партии. Опрошенные продемонстрировали низкую готовность к различным политическим действиям, при этом лояльнее женщины отнеслись к участию в мирных демонстрациях: так, 13,2 % заявили о готовности и 21,3 % о возможности участия в них. Отметим высокую электоральную активность респонденток: 41,4 % обозначили свое постоянное участие на выборах в местные органы власти и 45,9 % на выборах президента или Государственной Думы. Здесь мы тоже замечаем интересный факт – при общей низкой политической активности женщины демонстрируют высокую электоральную.
Общая совокупность полученных данных подвергнута корреляционному анализу. Главным индикатором политического сознания женщин является вопрос о важности в их жизни политики. Мы получили зависимость с вопросами когнитивной, эмоциональной и ценностно-мотивационной и поведенческой компонент. Это определило для нас дальнейшую типологизацию.
Для идентификации типов политического сознания женщин использовался прямой вопрос о степени важности политики в жизни респондентки, а также серия вопросов, описывающих конкретные компоненты политического сознания женщин. Таким образом, мы выделяем четыре аналитически сконструированных типа политического сознания и поведения женщин: деятельный, активистский, массовизированный, абсентеистский типы.
Деятельный тип (6,7 %) отличает высокий интерес к политике, целями которой они считают высокий уровень экономического роста и комфорта граждан. Носители этого типа полностью доверяют женским организациям, для них важно делать что-то хорошее для общества. Абсолютно не согласны с тем, что мужчины лучше подходят на роль политических лидеров. Для них лучшей является демократическая система, при этом они считают, что не правительство, а независимые эксперты должны принимать решения. Представительницы этого типа всегда голосуют на местных и федеральных выборах. Высокая важность политики и готовность к политическим действиям, членство в организациях, партиях – отличительная черта данного типа.
Представителями этого типа являются молодые (до 35 лет) и пожилые (66 лет и старше) женщины, преимущественно с высшим образованием, работающие в государственных учреждениях, не имеющие детей или имеющие одного ребенка, проживающие в населенных пунктах с населением 5–20 тыс. человек и 100–500 тыс. человек. Они относят себя к представителям высшего и высшего среднего класса.
Активистский тип (19,5 %) характеризуется выраженным интересом к политике, ее целями женщины считают высокую обороноспособность и учет мнений людей. Носители этого типа идентифицируют себя с людьми, которым важно делать для общества что-то хорошее, в некоторой степени доверяют женским организациям. Они не согласны с тем, что мужчины лучше подходят на роль политических лидеров, очень хорошей для страны считают демократическую систему. Представительницы этого типа всегда голосуют на местных и федеральных выборах. Интерес к политике, лояльность к женским объединениям, возможность участия в них – признаки носителей этого типа политического сознания.
К носителям активистского типа политического сознания отнесем женщин старшего возраста (от 56 лет и старше) с высшим образованием, пенсионерок, работающих (или работавших) в государственных учреждениях и некоммерческих организациях, проживающих в малых населенных пунктах (до 10 тыс. человек). Они относят себя к представителям высшего среднего и рабочего класса.
Массовизированный тип (38,8 %) характеризуется низким интересом к политике, целями которой являются высокая обороноспособность и комфортность, красота городов и сел. Представительницы этого типа не очень доверяют женским организациям, частично идентифицируют себя с людьми, которым важно делать для общества что-то хорошее. Их мнение о лучшем лидерстве мужчин в политике разделилось, а в случае войны они готовы активно встать на защиту своей страны. Обычно они участвуют в голосовании на местных и федеральных выборах, часто по привычке или «как все». Итак, отличительными чертами этого типа являются низкий интерес к политике, низкая степень политического участия, доверия к женским организациям, при этом они демонстрируют признаки электорального поведения, голосуя в силу традиции.
Представителями этого типа являются женщины 36–55 лет, имеющие одного ребенка, со средне-специальным и высшим образованием, работающие на полной занятости, имеющие свой бизнес. Относят себя к представителям среднего класса.
Абсентеистский тип (35 %) представлен отсутствием интереса к политике, целью которой является высокий уровень экономического роста. Представители этого типа не доверяют женским организациям, согласны с тем, что мужчины лучше подходят на роль политических лидеров. Склоняются к тому, что лучшим является тип политической системы, когда не правительство, а независимые эксперты принимают решения. Для носителей этого типа характерна противоречивая электоральная активность, они либо обычно участвуют, либо чаще других отмечают, что никогда не участвуют в выборах.
К представителям абсентеистского типа политического сознания отнесем молодых женщин (до 25 лет) с начальным, неполным общим средним образованием, домохозяек и студенток, имеющих 2–3 детей, работающих (или работавших) в частной компании, проживающих в городах с населением свыше 500 тыс. человек и г. Москве. Сами себя они относят к представителям низшего среднего и низшего класса.
Реально функционирующее политическое сознание женщин образует новую специфическую сущность, в которой проявляются тенденции, объективно отражающие как состояние сознания, так и глубину осмысления социально-политических процессов. Сконструированные нами типы политического сознания женщин нельзя рассматривать как нечто изолированное друг от друга, границы между ними не абсолютны, а относительны. Принципиально важно учитывать, что каждый тип политического сознания представляет собой диалектическое единство общего и специфического. Внутри типов существуют противоречивые ценностные (например, значимость в политике женского лидерства, патриотизм) и поведенческие (электоральные) установки. В каждом из них наряду с элементами, присущими именно данному типу, имеются элементы, которые являются атрибутами общественного сознания вообще и, в частности политического сознания. Эти последние в известном смысле можно рассматривать в качестве некоторых инвариантов.
Ссылки:
Редактор, переводчик: Невзорова Наталья Викторовна
Список литературы Типы политического сознания и поведения российских женщин
- Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000. 288 с.
- Левада Ю.А. Сочинения: избранное: социологические очерки, 2000-2005. М., 2011. 507 с.
- Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник / под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2009. 487 с.
- Горшков М.К. О социальных результатах постсоветских трансформаций // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 3-17. DOI: 10.31857/S013216250007445-2
- Петухов В.В. Гражданское участие в современной России: взаимодействие политических и социальных практик // Социологические исследования. 2019. № 12. С. 3-14. DOI: 10.31857/S013216250007743-0
- Великая Н.М. Политическое сознание российской молодежи в контексте изменения политического режима // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики / под ред. С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской. М., 2019. С. 123-128
- Зубок Ю.А., Сорокин О.В. Формирование политического сознания российской молодежи и обуславливающие его противоречия // Социология власти. 2010. №4. С. 6-15.
- Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Политическая субъектность нового рабочего класса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. №2. С. 333-347. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-333-347
- Кошкин С.А. Специфика политического сознания военнослужащих // Власть. 2009. №4. С. 99-102
- Мурзина Д.Ш. Роль региональных мифов в политическом сознании россиян // Власть. 2013. Т. 21. №7. С. 102-104
- Региональная идентичность в фокусе социологического анализа / Э.А. Зелетдинова, В.В. Дьякова, М.Н. Руденко [и др.] // Теория практика общественного развития. 2020. №1. DOI: 10.24158/tipor.2020.1.1
- Кранзеева Е. А. Специфика политического сознания и поведения современных женщин // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 56. С. 173-183. DOI: 10.17223/1998863X/56/17
- Пушкарева И.М., Пушкарева Н.Л. Женское участие в российской политической жизни начала XX в. (Советская и постсоветская историография) // Женщина в российском обществе. 2017. №2 (83). С. 15-34. DOI: 10.21064/WinRS.2017.2.2
- Силласте Г.Г. От решения женского вопроса к новому гендерному порядку: движение в модусах социального времени // Гуманитарий Юга России. 2017. № 5. С. 48-62. DOI: 10.23683/2227-8656.2017.5.3
- Хасбулатова О.А. Женское движение в современной России // Женщина в российском обществе. 2019. № 3. С. 14-26. DOI: 10.21064/WinRS.2019.3.2
- Институциональный анализ политического пространства в России: предварительные результаты исследования / С.В. Патрушев, С.Г. Айвазова, Г.Л. Кертман [и др.] // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 17 / отв. ред. М.К. Горшков. М., 2019. С. 527-571. DOI: 10.19181/ezheg.2019.22
- Кранзеева Е. А. Специфика политического сознания и поведения современных женщин // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 56. С. 173-183. DOI: 10.17223/1998863X/56/17