Типы региональной кластерной политики и их взаимосвязи со столичным инфраструктурным комплексом водопользования

Автор: Аламшоев Анис Курбониддинович

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Экономические науки

Статья в выпуске: 6, 2015 года.

Бесплатный доступ

В работе представлены результаты исследования комплексного характера региональной кластерной политики и ее связи с механизмом реализации политики столичных и пристоличных регионов. Особое внимание уделено развитию столичного инфраструктурного комплекса рационального водопользования, обеспечивающего удовлетворение соответствующих потребностей населения, реализацию столичных функций хозяйствующих субъектов и инфраструктуры. Обоснован матричный характер формирования единого пространства взаимодействия элементов хозяйственного механизма и типов региональной кластерной политики.

Региональная кластерная политики, типы региональной кластерной политики, механизм реализации региональной политики, столичный инфраструктурный комплекс водопользования, роль столичного инфраструктурного комплекса водопользования, в реализации региональной кластерной политики

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14938229

IDR: 14938229

Текст научной статьи Типы региональной кластерной политики и их взаимосвязи со столичным инфраструктурным комплексом водопользования

На современном этапе экономического развития общепризнанной является необходимость эффективного перехода к формированию и развитию территориально-производственных кластеров - качественно новой формы организации региональной экономики [1; 2]. Она максимально учитывает социально-экономические особенности конкретного региона - его конкурентоспособность, межрегиональные связи, уровень развития инфраструктуры, науки и образования, кадровый потенциал и т. д.

В соответствии с существующими трактовками под кластерами понимают группы географически близко соседствующих хозяйствующих субъектов и связанных с ними институциональных структур и организаций, действующих в различных сферах и взаимодополняющих друг друга.

Под региональной кластерной политикой понимается совокупность механизмов и методов воздействия межгосударственных, федеральных и региональных органов власти, а также местного самоуправления, направленных на поддержку и развитие территориально-производственных кластеров с целью обеспечения максимального экономического роста как основы повышения качества жизни населения.

Реализация кластерной политики требует создания необходимых условий для формирования синергетических эффектов у компаний, входящих в кластерную сеть, а также единого синергетического эффекта самого кластера. Следует обратить особое внимание на возможность и опасность возникновения негативных синергетических эффектов, которые способны стать источником разрушительных действий при неправильной оценке ситуации или использовании необоснованных управленческих решений.

Формирование территориально-производственных кластеров связано с необходимостью удовлетворения инфраструктурным комплексом их потребностей посредством предоставления услуг различного рода - энергетических, логистических, сбора и утилизации отходов, благоустройства, продажи товаров и услуг и т. д. Особая роль принадлежит системе рационального водополь- зования, которая в столицах и пристоличных регионах может принимать чрезвычайно территориально разветвленную и комплексную форму. Например, в столице Республики Таджикистан г. Душанбе она включает водопроводное хозяйство трубопроводных сетей (631 км), ирригационное хозяйство (свыше 50 км), водозащитные сооружения (дамбы, плотины, селеулавливатели и т. д. протяженностью 2100 км), канализационно-очистные сооружения, а также гидроэнергетические сооружения ГЭС на реках Варзоб и Кафирниган с общей установленной мощностью 500 тыс. кВт.

Поскольку территориально-производственные кластеры выступают как технологически, организационно, экономически и функционально сбалансированные системы, недостатки в работе инфраструктурных комплексов, обеспечивающих не только хозяйственную деятельность, но и социальные потребности населения, способны нарушить чрезвычайно точный и тонкий баланс деятельности кластеров и резко снизить устойчивость и эффективность их работы. Нередко такие ситуации выступают следствием ограничений развития инфраструктуры и кластеров на начальных этапах планирования, не рассчитанных на их динамичный и перспективный рост.

Региональная социально-экономическая политика в столицах и пристоличных регионах имеет ряд принципиальных особенностей, поскольку в них происходят многообразные системообразующие (или, наоборот, разрушительные) процессы, - возникают импульсы развития или торможения всей страны.

Вместе с тем функции столицы, точнее столичного города, следует понимать в достаточно широком плане [3]. Крайне сложно в общей системе формирования города отделить функции, ориентированные на создание необходимых условий для функционирования центральных органов власти и иных столичных учреждений, от аналогичной сферы деятельности других объектов, расположенных на территории города, которые также нуждаются в городских ресурсах, инфраструктурных и иных услугах. Важно отметить, что в подобных ситуациях нередко возникает острая конкуренция за ограниченные городские ресурсы, требующая обоснованного отбора их приоритетных потребителей.

Особенность столицы заключается в том, что в ней реализуется не единая столичная политика как некий конгломерат регионального развития, а определенный сбалансированный комплекс нескольких типов региональной политики, взаимодействующих с механизмом их реализации (рис. 1). Несмотря на качественное различие типов региональных политик, они реализуются общим механизмом, который позволяет гибко использовать самые различные рычаги, включая [4; 5]:

  • -    институционально-экономическое обеспечение - систему нормативно-правовых актов и рычагов, затрагивающих систему экономических интересов различных слоев и групп населения;

  • -    инновационно-инвестиционный механизм, обеспечивающий положительную динамику научно-технического и социально-экономического развития;

  • -    пространственно-территориальные средства размещения, регламентирующие, в частности, размещение производственных сил и поселений;

  • -    средства сдерживания и размещения, связанные с выполнением определенных нормативно-правовых требований;

  • -    обеспечение отраслевого развития в рамках интересов региональных кластеров;

  • -    развитие инфраструктурного комплекса, включая пространственно распределенную систему регионального водопользования.

Взаимодействие типов региональной кластерной политики и механизмов их реализации образует упорядоченное поле приложения усилий хозяйствующих субъектов, институциональных структур, органов власти и активности населения. Каждая строка матрицы характеризует особенности использования элементов механизма реализации, включая, в частности, комплекс рационального водопользования (позиция 6.1 на рисунке 1), а каждый столбец - определенный тип региональной политики, формируя матрицу от A i до Е6 а5 .

Рассмотрим кратко основные типы региональной политики [6; 7]:

Развивающая (А) региональная политика предполагает прежде всего совершенствование организационно-экономического механизма на основе использования факторов интенсивной, интеллектуальной природы: повышения квалификационного уровня населения, его общей культуры; развития предприятий сферы услуг; повышения уровня благоустройства; формирования инвестиционной привлекательности; рационального освоения новых территорий с целью удовлетворения растущих потребностей и т. д.

Стимулирующая (Б) региональная политика использует необходимые мотивы, рычаги и стимулы - материально-технические, экономико-организационные, нормативно-правовые и другие виды ресурсов и средств для ускорения развития столичного региона путем создания новых рабочих мест, повышения уровня и качества жизни населения столичного региона, создания новых видов деятельности, экономических отношений, а также путем инфраструктурной и информационной подготовки территории.

Кластерная политика столичного региона

Типы региональной кластерной политики

§ § S'

§ 8

8 S' 2

1 1 а

§ § S' 5

S

к

^

б

§

1

5 S

§ 5 S

S

о а

о S’

9 i S’ 1 8

Механизм реализации политики столичных и пристоличных регионов

Институционально-экономическое обеспечение

:А1:

:Ei<

в.

Инновационно-инвестиционный механизм ^

i^:

Вз

Тз:

Пространственно-территориального средства развития                  3

: Аз:

Ь,

: Вз

Дз:

Средства сдерживания и размещения     4

А4 :

Б4

В4

E^

Обеспечение отраслевого развития в рамках и интересах региональных кластеров       ?

^

в.

:Д5:

Развитие столичного инфраструктурного комплекса^

■Ае:

Вб

i^

^

Водопользования              , .

Вб»:

В6а

Г 6>

Д64

Ж:

Водопроводная система          ба

Аба}

Ббф

B6ai

№i

Ж1

ЖаГ

Канализационно-очистные сооружения ^

АЬЭ2

БбаЗ

Вба2

Гба2

Дба

Е^й

Водозащитные сооружения        ^а

АбаЗ

Ббф

в баз

Жз

ЖаЗ

Ж7з:

Ирригационные сооружения       ^

A6q4

БбЕ

В6а4

Гба4

Д6а4

Еба4

.      .       .

Гидроэнергетические сооружения     6а5

АбаЗ

БбаЗ

В баз

Гба5

Дба5

Ебаз:

* - дополнено автором

Рисунок 1 – Направления рационального водопользования в системе механизма реализации политики столичных и пристоличных регионов

Компенсирующая (В) региональная политика использует практически те же средства, что были перечислены ранее, для смягчения отрицательных последствий социального и экологического характера, с которыми сопряжена любая стадия развития. Это одна из форм перераспределения доходов для снижения ущерба от неравномерности регионального развития в виде дотаций, льгот, преференций. Важно сокращение доли экологических потерь на уровне столичного региона и территории республики на основе разработки и внедрения экологичных и малоотходных технологий в организациях и учреждениях столичного региона; сокращение степени неравномерности развития территорий столичного региона на основе качественной занятости населения, профессиональной переподготовки трудоспособного населения столичного и окраинных регионов.

Адаптирующая (Г) региональная политика, содействующая приспособлению более динамичных и управляемых компонентов регионального развития к инерционным процессам, менее управляемым и трудноустранимым. Она включает поэтапную адаптацию значительных масс населения столичного региона к повышению требований рационального использования жизненных ресурсов, привлечение научных учреждений, вузов, ссузов и прочих учебных учреждений к разработке научно-технических, инженерных, экономико-организационных и нормативно-правовых решений, связанных с развитием территории столичного региона.

По мнению автора, помимо рассмотренных в работе типов региональной политики [8; 9] необходимо также обратить внимание на следующие два типа:

Противодействующая (Д) региональная политика, использующая средства для борьбы с объективными тенденциями, ведущейся с разной степенью бескомпромиссности – от притормаживания до полного подавления: устранение антропогенных и природных загрязнений, ликвидация санитарно-гигиенической опасности, снижение уровня механической миграции, борьба с преступностью и теневой экономикой и т. д.

Нейтрализующая (Е) политика призвана нейтрализовать нежелательные экономико-социальные последствия в развитии столичного центра. Например, введение определенных льгот на коммунальные услуги, привлечение малообеспеченных граждан к участию в деятельности организаций и учреждений городского хозяйства с предоставлением им определенных льгот и т. д.

Все типы региональной политики имеют социально-экономические, научно-производственные, экономико-организационные, социально-психологические и нормативно-правовые рычаги регулирования, используемые в различной мере и в различных комбинациях. Их общая направленность ориентирована на развитие организационной целостности столицы и пристоличных регионов как единого целого, обеспечивающего формирование и реализацию позитивных синергетических эффектов различной природы.

Важными элементами механизма реализации политики столичных и пристоличных регионов являются формирование и развитие столичного инфраструктурного комплекса, который должен обеспечить первоочередные потребности жизнедеятельности населения. Особую роль играет развитие столичного инфраструктурного комплекса рационального водопользования (позиция 6.1 на рисунке 1), к которому могут быть отнесены водопроводная система (6 а1 ), канализационно-очистные (6 а2 ), водозащитные (6 а3 ), ирригационные (6 а4 ) и гидроэнергетические сооружения (6 а5 ).

Как показал анализ, к сожалению, данный набор компонентов столичного рационального водопользования характеризуется следующими отрицательными показателями:

  • 1.    В своей совокупности они не представляют собой технологически, организационно и экономически развитый и сопряженный комплекс, не имеют единой целевой функции развития.

  • 2.    Каждый из компонентов комплекса характеризуется существенным уровнем физического износа и морального старения.

  • 3.    Отсутствует единый координационный план развития на ближайшую и отдаленную перспективы с учетом динамики потребностей столичного центра и пристоличных регионов, возможных природных и техногенных угроз.

  • 4.    Уровень компетентности и надежности управления комплексом требует значительного повышения.

  • 5.    Несомненно, влияние всего комплекса рационального водопользования на положительную динамику функционирования всех типов региональной кластерной политики может быть значительно повышено.

Таким образом, социально-экономическую политику развития столичного центра и присто-личных регионов следует рассматривать как систему взаимодействующих типов региональных политик с четкими и дифференцированными элементами механизма их реализации, что значительно повышает адресность проводимых мероприятий, оценку их социально-экономической эффективности, а также требований к экономико-организационному механизму управления. Это необходимо для выявления и использования эффектов и процессов позитивной синергии и повышения инновационно-инвестиционной привлекательности столицы и пристоличных регионов.

Ссылки:

  • 1.    Бойматов А.А., Хомутова Л.Ф. Роль государства в формировании и осуществлении кластерной политики // Вестник Таджикского государственного университета коммерции. 2012. № 3. С. 31–36.

  • 2.    Бухвальд Е.М. Инновационное развитие регионов: роль децентрализации полномочий // Пространственная экономика. 2013. № 1. C. 55–71.

  • 3.    Яськова Т.И. Столичный регион и пристоличное положение: соотношение понятий // Региональные исследования. 2008. № 3. С. 29–34.

  • 4.    Жирнель Е.В. Управление пространственным развитием региона (на примере Республики Карелия) [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление. 2007.  №  1  (09).  URL:  http://region.mcnip.ru/mod-

    (дата обращения: 24.10.2013).

  • 5.    Каримова М.Т. Проблемы разработки региональной политики в Таджикистане // Вестник университета РТСУ. 2012. № 2 (37). С. 105–111.

  • 6.   Жирнель Е.В. Указ. соч.

  • 7.   Каримова М.Т. Указ. соч.

  • 8.   Жирнель Е.В. Указ. соч.

  • 9.   Каримова М.Т. Указ. соч.

Список литературы Типы региональной кластерной политики и их взаимосвязи со столичным инфраструктурным комплексом водопользования

  • Бойматов А.А., Хомутова Л.Ф. Роль государства в формировании и осуществлении кластерной политики//Вестник Таджикского государственного университета коммерции. 2012. № 3. С. 31-36.
  • Бухвальд Е.М. Инновационное развитие регионов: роль децентрализации полномочий//Пространственная эконо мика. 2013. № 1. C. 55-71.
  • Яськова Т.И. Столичный регион и пристоличное положение: соотношение понятий//Региональные исследования. 2008. № 3. С. 29-34.
  • Жирнель Е.В. Управление пространственным развитием региона (на примере Республики Карелия) //Региональная экономика и управление. 2007. № 1 (09). URL: http://region.mcnip.ru/modules. php?name=News&file=article&sid=116 (дата обращения: 24.10.2013).
  • Каримова М.Т. Проблемы разработки региональной политики в Таджикистане//Вестник университета РТСУ. 2012. № 2 (37). С. 105-111.
Статья научная