Тэнгрианство и северный буддизм единой колесницы (экаяны) в бурят-монгольской школе единоборства Шонын-Баша
Автор: Абаев Николай Вячеславович
Статья в выпуске: 3, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются религиозно-философские основы бурят-монгольской Школы единоборства Шонын-баша в связи с историко-культурными процессами синтеза и взаимодействия национальной религии бурят и монголов тэнгрианства («религия Вечного Синего Неба») и Северного буддизма Экаяны («Единая Колесница»), как интегрального единства философии и практики Ваджраяны (Тантра) и Махаяны. В результате этого взаимодействия в эпоху Чингисхана сложилась специфическая тэнгрианско- буддийская цивилизация народов Внутренней Азии, в которую вошли как буряты, монголы, калмыки и другие монголоязычные народы, так и тюркоязычные тувинцы. Решающую роль в этом синтезе сыграло то, что «тэнгризм» и буддизм фактически возникли в этногенетическом и цивилизационно-культурном отношении как близкородственные религиозные традиции, корни которой уходят в первоначальную арийско-туранскую религию прамонголов и прототюрков, зародившуюся в Саяно-Алтайской этнокультурной зоне Южной Сибири, которая является Прародиной тюрко-монгольского тэнгрианства и так называемой религии ариев, от которой уже в Индии ответвился буддизм, а также колыбелью всей Евразийской кочевнической (пастушеской) цивилизации. Принцип единства и целостности тэнгрианскобуддийской цивилизации ярко воплотился и проявился в бурят-монгольской школе единоборства «Шонын-баша» («Стиль Небесного Волка»). Великий гуру ПадмаСамбхава, учитель-наставник буддийской тантры VIII века, вн.сший значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма, особо почитается у последователей всех школ Северного буддизма Махаяны и особенно -в Красношапочной традиции Ньингмапа (буддийская школа Ньингма почитает его как второго Будду) подчеркивал близость и родство между тэнгрианством, в том числе добуддийской религии Тибета -Бон и Учением Будды. Эти философско-методологические принципы до сих пор являются основополагающим в современной школе Шонын-баша.
Тэнгрианство, вечное синее небо, северный буддизм махаяны, чингисхан, тэнгрианско-буддийская цивилизация, внутренняя азия, саяно-алтай, евразийская кочевническая цивилизация, шонын-баша, падма-самбхава, ньингмапа
Короткий адрес: https://sciup.org/148317407
IDR: 148317407 | DOI: 10.18101/2305-753X-2016-3-25-37
Список литературы Тэнгрианство и северный буддизм единой колесницы (экаяны) в бурят-монгольской школе единоборства Шонын-Баша
- Абаев Н. В. Даосские истоки китайских ушу // Дао и даосизм в Китае. Москва, 1982.
- Абаев Н. В. Чань-буддизм и ушу // Народы Азии и Африки, 1983. № 3.
- Абаев Н. В. Психофизические упражнения ушу. Улан-Удэ, 1989.
- Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: «Наука», 1989.
- Абаев Н. В. Основы психологической и биоэнергетической саморегуляции в национальной религии тувинцев Ак Чаяан (Белая Вера) или Бурган Чаяан // Сравнительноисторическое и типологиечское изучение языков и культур: Мат-лы межд. конф. XXII Дульзоновские чтения. Ч. 2. Томск: Изд-во ТГПУ, 2000.