Точное решение уравнений Рейнольдса для турбулентных течений типа Джеффри - Гамеля в тонком диффузоре
Автор: Брутян М. А., Ибрагимов У. Г.
Журнал: Труды Московского физико-технического института @trudy-mipt
Рубрика: Механика
Статья в выпуске: 2 (58) т.15, 2023 года.
Бесплатный доступ
Рассмотрено турбулентное стационарное течение типа Джеффри - Гамеля вязкого газа от источника, расположенного в вершине тонкого клина. В рамках классической модели Прандтля для турбулентной вязкости и гипотезы Буссинеска для тензора турбулентных напряжений установлена возможность построения автомодельных решений. Уравнения в частных производных Рейнольдса при этом сводятся к системе обыкновенных дифференциальных уравнений. Найденный профиль скорости сравнивается с классическим логарифмическим профилем скорости.
Турбулентные течения вязкого газа, уравнения рейнольдса, точные решения
Короткий адрес: https://sciup.org/142238149
IDR: 142238149
Текст научной статьи Точное решение уравнений Рейнольдса для турбулентных течений типа Джеффри - Гамеля в тонком диффузоре
Течение Джеффери - Гамеля от источника, массы (стационарное движение жидкости между двумя плоскими стенками, наклоненными под углом друг к другу) представляет собой один из немногих классических случаев, в котором удается построить точное решение уравнений Навье - Стокса, в вязкой несжимаемой жидкости [1]. В работах [2-6] впервые установлена, возможность построения точного решения для случая ламинарного течения вязкого сжимаемого газа, в клине и конусе. В работе [2] численно решена, задача, о течении газа, в конусе с граничными условиями проскальзывания для температуры и скорости, а в работах [4, 5] рассмотрена аналогичная задача с граничными условиями протекания на. стенках. В работе [6] задача, решена, как в автомодельной, так и в неавтомодельной постановке. Установлено, что автомодельные режимы течения могут быть реализованы в некоторой внутренней области конуса, конечной длины. В работе [7] получено точное аналитическое решение задачи о ламинарном течении газа, от источника, массы в клине, а. в
работе [8] получено аналогичное точное решение для плоской струи вязкого газа от линейного источника импульса. В частном случае, когда температура газа постоянна вдоль линий тока, а коэффициенты переноса - степенные функции температуры, построены аналитические решения. Автомодельные течения вязкого газа в плоском канале при произвольной зависимости коэффициентов переноса от температуры изучены в работе [9].
Заметим, что исследование иных отдельных задач также сводится к решению Джеффери - Гамеля. Так, в [10] показано, что на большом удалении от твердой границы ламинарное течение, индуцированное пространственной пристеночной струей, соответствует течению типа Джеффери - Гамеля около развернутого угла. Задача Джеффери - Гамеля в несжимаемой жидкости при фиксированном расходе изучалась в работе [11], где определены точки бифуркации и области существования течений в плоском диффузоре.
В настоящей работе рассматривается возможность построения автомодельных решений для случая турбулентного течения сжимаемого газа в тонком клине, и в дополнение к результатам работы [12], подробно изучается течение вблизи твердой границы. Показано, что при определенной комбинации определяющих параметров задачи уравнения Рейнольдса могут быть редуцированы к системе обыкновенных нелинейных дифференциальных уравнений. Результаты проведенных численных расчетов полученной системы уравнений сравниваются с аналогичными результатами для ламинарного течения. Установлено, что профиль скорости около стенки практически совпадает с логарифмическим профилем скорости, что косвенно подтверждает правильность проведенного анализа.
2. Постановка задачи
Рассмотрим стационарное турбулентное течение вязкого сжимаемого газа от источника массы, расположенного в вершине клина с углом раствора 2а (рис. 1).

Рис. 1. Схема течения газа в клине
В полярных координатах (г, ») уравнения Рейнольдса имеют вид [13]:
д ,
— (три) = 0,1
дг ди _ дР . 1 Г д С , хх . д ((7'Ө + <^Т'Ө)1
ридг = - дт + г ^дг (' (<Т" + аТгг)) + дю ^ - атӨӨ\ ’
-
1 др 1 д , 2 . 1 д (СТӨӨ + СТТӨӨ )
"" '» 1 ,2 д,1'"'1 1 "" г д» ,
„Д - Д + 1» Л„ + „т, 'tL) +1" Л,„ + „) £) -и, д' дг г дг у дг} г2 д» уд»}
+^ [(.")2 + (^)2 + 2^)2] - ( '^ )2.
Здесь использованы стандартные обозначения для термодинамических переменных: р, р,Т, Һ — соответственно плотность, давление, температура и энтальпия единицы массы; р — коэффициент сдвиговой вязкости, к — коэффициент теплопроводности. Течение в клине предполагается радиальным, так что вектор скорости V = (и(т, Ө), 0). Компоненты тензора напряжений ст определяются следующими выражениями:
ст тт = 2рЕ„ - (га); ст өө = 2рЕөө - д^ту- (ти); ст тө = ст өт = 2рЕтө ,
3т дт 3т дт
Етт
Эн и 1 ди дт; Еөө = т; ЕтӨ = 2^
Тензор турбулентных напряжений Стт и вектор турбулентного теплового потока qт со гласно гипотезе Буссинеска [13,14] представляются в следующем виде:
- 2рт д 2рт д стТтт =2РТЕтт--— (тн) ; СТТӨӨ = 2РТЕӨӨ--у УТ (ти) ; СТТтӨ = 2РТЕтӨ,
3т дт 3т дт qT = -кт ЧТ.
В настоящей работе рассматриваются течения в узких клиньях, т.е. при а ^ 1. В этом случае компонентами тензора вязких напряжений сттт и стөө можно пренебречь по сравнению с компонентой сттө, поскольку ди/дт и и/т по порядку величины оказываются значительно меньше производной ди/дӨ. По этой же причине компоненты стттт и сттөө тензора турбулентных напряжений малы по сравнению с стттө- Тогда исходная система уравнений (1) — (4) упрощается и ожидаемо принимает вид уравнений пограничного слоя:
дт (тРи) = 0
Эи Эр 1 д Г Эи ридт = - дт + т2 дӨ [(р + рт) дӨ
= _ 1 Эр тдӨ, ри^ = ^ + 4(к + кт) 2) + (р + рт) (1УГ . (8)
дт дт т2 дӨ \ дӨ) \т дӨ /
В соответствии с теорией пути смешения Прандтля коэффициент турбулентной вязкости рт определяется по формуле [14]:
Р^2 рт = — т
ди дӨ
где I — длина пути смешения. Турбулентный коэффициент теплопроводности кт связан с рт известным соотношением:
Величина турбулентного числа Прандтля Ргт оказывается близкой к единице практически во всем поле течения, поэтому для простоты расчетов примем далее Ргт = 1 [15].
В качестве характерных масштабов газодинамических параметров выберем значения ро, ио, То в некоторой произвольной точке на оси клина т = то, Ө = 0 и перейдем к безразмерным переменным: р, р, Т, и, т. Уравнения (5) — (8) в этих переменных содержат следующие параметры подобия: число Прандтля Рг = рс-р/к, число Рейнольдса Reo = роиото/ро, число Маха Мо = ио/ТрКТо и отношение теплоемкостей у = Ср/с^. Здесь ро — значение коэффициента вязкости при Т = То.
3. Вывод определяющих уравнений
Автомодельное решение для плоского радиального турбулентного течения газа по аналогии с «ламинарным» случаем [7] ищем в виде
^1-U гт
р - гт-1р(Ө);
- _ Р(о) _
Р үт+1 ;
Т - ТМ- ү2т ;
р= (ТМ
'I ^2т '
К - ЕТI Pr
(Ю)
Показатель степени г в (10) для плотности подбирается таким образом, чтобы уравнение неразрывности (5) выполнялось автоматически, а для давления степень г определяется из уравнений импульсов (6) и (7):
__Эи Эр 1
(И)
рпэТ ~ дг ~ гт+2 -
Показатель степени г для температуры находится из уравнения состояния, записанного с учетом выбора масштабов:
уМ2р(0)- р(9)Т(9).
В формуле для пути смешения Прандтля (9) присутствует неизвестный параметр I. В плоском радиальном течении выражение для I имеет вид [13,14]:
I - уг(а - |9|), где у — некоторый коэффициент, числовое значение которого определяется с использованием экспериментальных данных. Формулу (9) в этом случае можно переписать в следующей форме [12]:
It - Р(9)У2(« - |9|)2
Ни(Ө) НӨ
Окончательно выражения для компонент тензора турбулентных напряжений при а ^ 1 принимают вид
ат-гт — атөө — °;
а™ - ■ - -|»|)2 ^ ^
Но Но
Гт+2 .
Тогда слагаемые в уравнениях (6) — (8), отвечающие за турбулентные напряжения, будут иметь порядок
ат 1
г гт+2 ’
а порядок вязких членов в уравнениях (6) — (8) соответственно
а 11
г г2т^ гт+2 -
Легко заметить, что выражения (11), (13) и (14) имеют одинаковую степень г при вы
полнении условия
2тк - 0.
После подстановки (10) и (12) в уравнения (6) — (8) получаем следующую нелинейную систему обыкновенных дифференциальных уравнений:
(т + 1)р + три2 + 1 -^ (ткНпА + у2 1- Reo Но у Но / Но
(Р(а -|9|)2 НЛ НО -°, (15)
у Но Но у
* = 0
de ,
7 + 1 ) _ 1 d
7 — 1 M2PrReo(7 — 1) de
с з)<(:)" -
у2 d
-
+ M2 PrT (7 — 1) de
f P(a - |е|)2ДУ) + у2Р(а - |e|)2 de
с симметричными граничными условиями:

„(0) _ 1,
T(o)_i, Р(о)_ М2,
и(±а) _ 0,
T(±а) _ Tw.
Таким образом, установлено, что для турбулентных течений вязкого газа в тонких клиньях исходные уравнения в частных производных (5) — (8) можно свести к системе обыкновенных дифференциальных уравнений (15) — (17) , другими словами, в соответствии с установившейся терминологией [14], получить точное решение.
При проведении практических расчетов необходимо знать числовое значение параметра у. В работе [15] с использованием экспериментальных данных для турбулентных течений сжимаемого газа найдено, что значение у приближенно можно считать равным у _ 0.4. С учетом этого окончательно получаем замкнутую краевую задачу (15) — (18), которая описывает автомодельные турбулентные течения вязкого газа в тонком клине.
4. Численное исследование автомодельного решения
Ниже приведены результаты численных расчетов краевой задачи (15) — (18) при к _ 0, т _ 0. Для определенности вновь примем 7 _ 1.4, Pr _ 0.71. В этом случае температура и скорость остаются постоянными на оси клина, а коэффициент вязкости ^о постоянный во всем поле течения. В проведенных расчетах используется численный метод [16], с успехом примененный ранее при расчете ламинарного течения газа [17]. Решение зависит от четырех параметров задачи: чисел Мо и Reo на оси клина, температуры стенки Tw и полуугла раствора клина а. Для каждого а задавался некоторый на бор численных значений Мо, а значения Reo и Tw подбирались таким образом, чтобы выполнялись граничные условия (18).
Сравнение зависимостей Reo _ Reo(Mo) и Tw _ Tw(Мо) для ламинарного и турбулентного случаев представлено на рис. 2а, 26 для течения в клине с а _ 0.03 рад.


м0 м0
а) б)
Рис. 2. Зависимость a) Reo б) и Tw от числа Маха на оси клипа в турбулентном (сплошная линия)
и ламинарном (пунктирная линия) течении
Видно, что при одинаковых значениях Mo температур а на стенке Tw и число Reo в турбулентном течении выше, чем в ламинарном. Последнее можно объяснить тем, что в турбулентном течении дополнительно к вязкой диссипации происходит диссипация энергии турбулентных пульсаций, которая тоже переходит в тепловую энергию, вследствие чего температура на стенках повышается.
Сравним ламинарные и турбулентные профили скорости и температуры при одинаковом расходе. Пусть температура стенок в обоих течениях одинакова. Расход газа запишем в следующем виде:
c pct
Q = Topo^o / р(Ө)и(Ө) dd = %Reo / р(Ө)и(Ө) dd = poReoQo. J —c J — c
Здесь po — значение коэффициента вязкости на оси канала. Требуется найти такую комбинацию параметров Reo, Qo в ламинарном и турбулентном течениях, чтобы расход Q в размерных переменных был одинаковым для обоих режимов течения. Такой комбинации параметров соответствует, например, Reo,L = 28019, Q o ,l = 1.52 • 10-2 при M o ,l = 3 и Reo,T = 19000, Qo,T = 2.31 • 10-2 пр и Mo,T = 1.2.
Сравнение профилей скорости и температуры при одинаковом расходе, отнесенных к значению скорости и температуры на оси клина в ламинарном течении, представлено на рис. За, 36 для клина с полууглом раствора a = 0.03 рад. Заметим, что уровень скоростей в ламинарном течении при этом оказывается выше, чем в турбулентном. Одинаковый расход обеспечивается большим значением плотности в турбулентном течении.

а)
Рис. 3. Профиль а) скорости, б) температуры; пунктирная линия — ламинарное течение, сплошная линия — турбулентное течение

б)
Средняя температура в турбулентном течении на оси клина также оказывается больше, чем в ламинарном течении, поскольку, как было указано выше, в турбулентном течении часть кинетической энергии переходит в турбулентные пульсации, что и приводит к повышению температуры внутри клина.
Рассмотрим теперь автомодельное турбулентное течение в более общем случае (ттг = 0, к = 0), а именно при степенной зависимости коэффициентов вязкости и теплопроводности от температуры p(T ) = T o'76. По-прежнему будем считать у = 1.4. Pr = 0.71. Проведем сравнение полученного в этом случае профиля скорости с классическим логарифмическим профилем скорости, который для плоского радиального случая имеет вид
„ ~ — ln ( " т (“ - »> ) + С. |19| А А
Здесь ит = ^ t w /р, где t w — напряжение трения на стенке, С — некоторая константа.
Пусть имеет место турбулентное течение вязкого газа в узком клине с полууглом раствора a = 0.02 рад при Mo = 1.5 и Reo = 2.1 • 105. Полученный в расчетах автомодельный профиль скорости в логарифмическом масштабе показан на рис. 4.

Рис. 4. Профиль скорости турбулентного течения газа, в топком клипе. Сплошная линия — автомодельный профиль скорости, штриховая линия — логарифмический профиль
Как видно из рис. 4, в области между осью и стенкой клина, наблюдается участок, на. котором профиль скорости оказывается очень близким к логарифмическому профилю, построенному по формуле (19). Аналогичное сравнение, но уже в физических координатах представлено на. рис. 5.

Рис. 5. Профиль скорости в физических координатах: сплошная линия — автомодельный профиль, жирная линия — логарифмический профиль скорости, штриховая линия — линейный профиль
Вблизи стенки автомодельный профиль практически совпадает с логарифмическим профилем, рис. 5. На очень малом расстоянии от стенки, как и положено, наблюдается участок линейного профиля скорости (ламинарный подслой).
5. Заключение
Установлена возможность построения точных автомодельных решений для стационарного турбулентного течения газа, от источника, массы в тонком клине. Показано, что в этом случае исходные уравнения в частных производных сводятся к системе обыкновенных дифференциальных уравнений.
Полученные в ходе численных расчетов турбулентные профили скорости и температуры сравниваются с соответствующими ламинарными профилями при условии одинакового расхода, газа, и одинаковой температуры стенок. Показано, что рассчитанный профиль скорости вблизи стенки согласуется с известным логарифмическим профилем.
Список литературы Точное решение уравнений Рейнольдса для турбулентных течений типа Джеффри - Гамеля в тонком диффузоре
- Berker R. Int´egration des ´equations du movement d’un fluide visqueux incompressible // Handbuch der Physik. Band VIII/2. 1968. P. 1–384.
- Williams J.C. Conical nozzle flow with velocity slip and temperature jump // AIAA Journal. 1967. V. 5, N 12. P. 2128–2134.
- Щенников В.В. Об одном классе точных решений уравнений Навье – Стокса для случая сжимаемого теплопроводного газа // ПММ. 1969. Т. 33, № 3. С. 582–584.
- Быркин А.П. Об одном точном решении уравнений Навье – Стокса для сжимаемого газа // ПММ. 1969. Т. 33, № 1. С. 152–157.
- Быркин А.П., Межиров И.И. О некоторых автомодельных течениях вязкого газа в канале // Изв. АН СССР. МЖГ. 1969. № 1. С. 100–105.
- Брутян М.А. Ибрагимов У.Г. Автомодельные и неавтомодельные течения вязкого газа, истекающего из вершины конуса // Труды МФТИ. 2018. Т. 10, № 4. С. 113–121.
- Брутян М.А. Автомодельные решения типа Джеффери – Гамеля для течения вязкого сжимаемого газа // Ученые записки ЦАГИ. 2017. Т. XLVIII, № 6. С. 13–22.
- Брутян М.А. Крапивский П.И. Точные решения стационарных уравнений Навье – Стокса вязкого теплопроводного газа для плоской струи из линейного источника // ПММ. 2018. Т. 82, вып. 5. С. 644–656.
- Брутян М.А., Ибрагимов У.Г. Автомодельные течения вязкого газа в плоском канале при произвольной зависимости коэффициентов переноса от температуры // ПММ. 2021. Т. 85, № 6. С. 755–764.
- Бут И.И., Гайфуллин А.М., Жвик В.В. Дальнее поле трехмерной пристенной ламинарной струи // Изв. РАН. МЖГ. 2021. № 6. С. 51–61.
- Акуленко Л.Д., Кумакшев С.А. Бифуркация многомодовых течений вязкой жидкости в плоском диффузоре // ПММ. 2008. Т. 72, № 3. С. 431–441.
- Брутян М.А., Ибрагимов У.Г. Автомодельные турбулентные течения вязкого газа в клине // Труды МФТИ. 2020. Т. 12, № 3. C. 141–149.
- Wilcox D.C. Turbulence Modeling for CFD // DCW Industries. 2006. P. 1–515.
- Шлихтинг Г. Теория пограничного слоя. Москва : Наука, 1974. С. 1–711.
- Meier H.U., Rotta J.C. Experimental and theoretical investigation of temperature distributions in supersonic layers // AIAA Paper. 1970. N 744. P. 1–10.
- Себиси Т., Бредшоу П. Конвективный теплообмен. Москва : Мир, 1987. С. 474–507.
- Брутян М.А., Ибрагимов У.Г. Автомодельные течения вязкого газа, истекающего из вершины конуса // Уч. записки ЦАГИ. 2018. Т. XLIX, № 3. С. 26–35.