Толерантность как ценность гражданского общества
Автор: Жигунова Галина Владимировна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Идеи и смыслы
Статья в выпуске: 1, 2010 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается толерантность как ценность и норма гражданского общества. Автор статьи обобщает представления о толерантности и утверждает, что принятие толерантности как ценности на личном, общественном и государственном уровне является важнейшим условием развития гражданского общества и правового государства.
Толерантность, интолерантность, гражданское общество, ценность, культура, дискриминация
Короткий адрес: https://sciup.org/170165067
IDR: 170165067
Текст научной статьи Толерантность как ценность гражданского общества
Т олерантность – сложный и противоречивый социальный феномен. Его смысловые и содержательные компоненты формировались многие годы. Вбирая в себя ценности и социальные интересы, ментальные установки и стереотипы, являясь способом выживания в постоянно меняющемся мире, толерантность предстает как составная часть свободы и ответственности и требует уточнения границ на каждом временном отрезке развития социума.
Слово «толерантность» заимствовано из латинского и французского языков примерно в XVI в. и поначалу имело более ограниченный смысл, означая терпимость к религиозным верованиям. На протяжении XVI и XVII вв. религиозная толерантность становится понятием из области права. Правительства издают декреты о толерантности, предписывающие населению толерантное поведение в отношении религиозных меньшинств – лютеран, гугенотов, папистов (католиков), – Нантский эдикт Генриха IV (1598 г.), патент толерантности 1781 г. от Иосифа II1.
Современные представления о толерантности как факторе, укрепляющем гражданский мир и дающем защиту от несправедливости, были во многом подготовлены деятельностью философов XVI–XVII вв., восставших против проявлений нетерпимости и жестоких религиозных конфликтов. Важнейшим результатом их деятельности явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира между религиями, народами и социальными группами.
ЖИГУНОВА Галина
Толерантность – не только теоретическое понятие, но и элемент определенной культуры. Под культурой при этом понимается совокупность знаний, ценностей и норм, определяющих жизнедеятельность членов того или иного общества. В фундамент так понимаемой культуры может быть вписана и толерантность, которую необходимо формировать в сознании граждан.
Для успешного формирования установок толерантного поведения индивидов необходимо понять, что собой представляет реальная российская культура. В российской культуре можно выделить несколько типов отношений к толерантности. Один из них провозглашает в качестве основы отношения человека к окружающему миру принцип органичности, целостности и взаимосвязанности всего сущего в этом мире; принцип признания суверенности мельчайших элемен- тов мироздания и уважения к правам этих элементов; принцип поступательного развития и неприятия революционных преобразований. Это – космоцентрическая культура. В рамках западной культуры эта ориентация наиболее отчетливое выражение получила в работах средневековых европейских мыслителей. Среди авторов новейшего времени можно назвать В. Вернадского, А. Швейцера, Э. Фромма, Ю. Лотмана. Понятно, что в рамках такой культуры толерантность естественна.
Второй тип отношений, который отчетливо проявляется в российской культуре, можно назвать социоцентрической культурой. Особенность этой системы отношений определяется идеей, согласно которой центром мироздания является некая человеческая общность, к которой причисляет себя данный индивид. Фундаментальной особенностью социо-центрической культуры является растворение личности в какой-либо общности, в «мы», и восприятие членов других социальных групп как «они», а значит, чужих и странных. Деление людей на «своих» и «чужих» может проходить по разным признакам, например по религиозному, классовому, национальному и другим критериям. Отсюда классовая, религиозная или социальная ненависть, ответственность за которую несут не отдельные индивиды, а общность как некая целостность.
Третий компонент российской культуры целесообразно обозначить понятием «эгоцентрическая культура». Эгоцентрическая культура характеризуется стремлением к самоутверждению личности, к радости потребления и созидания, к власти над другими. Этот тип культуры связан с представлением о том, что каждый человек – кузнец своего счастья, а счастье заключается в обладании. Все люди, занимающиеся тем же делом, что и данный индивид, рассматриваются им как конкуренты. Однако, будучи ориентированным на самого себя, стремясь к достижению своих личных целей, представитель эгоцентрической культуры должен постоянно помнить, что окружающие его люди точно так же думают только о себе. Потому, чтобы достигнуть желаемого, индивид должен учитывать интересы других, а не использовать людей только лишь в своих личных целях.
Следует подчеркнуть, что обозначенные выше типы культуры – это идеальные модели, практически не встречающиеся в чистом виде. Названные выше три составляющие российской культуры находятся в постоянном конфликте, и это является одной из причин интолерантности многих наших сограждан.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском – толерантность это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению»1.
В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине, в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает терпимое отношение к чему-либо или кому-либо, в том числе к чуждому, иному. Это качество может быть присуще не только отдельной личности, но и социальной группе, и обществу в целом. Необходимо различать понятия «терпимость» и «терпение». «Терпение, – отмечает В.М. Соколов, – это уровень, психологический порог восприятия личностью (общественными слоями, группами) неблагоприятных для нее социальных, духовных и других воздей-ствий, выше которого она теряет свою психологическую и волевую стойкость и способна к непредсказуемым действиям»2.
Если проанализировать определения, которые уже существуют в литературе, то толерантность можно представить следующим образом: это модальный стоицизм, признание того, что другой человек «имеет право»; моральный идеал, выражающийся в гуманных отношениях; общественная значимость и права человека; баланс сил между конфликтующими группами; способы достижения мирного сосуществования; ценность и социальная норма гражданского общества1.
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, уважать их взгляды и мнения и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь, толерантность предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.
На практике толерантность может осмысляться по-разному в зависимости от вида деятельности: исследователями – на уровне теоретического анализа и эмпирических фактов; государственными деятелями – на уровне диалога, конвенционального соглашения; в социальной политике конкретных государств толерантность связана с распространением и реализацией идей плюрализма, свободы слова и прав человека. На уровне обыденного сознания толерантность чаще всего понимают как терпимость по отношению к верованиям, чувствам, традициям других культур, разных социальных групп, способность воздерживаться от силового воздействия в ситуациях конфликта ментальностей и реализации конкретных интересов.
Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей особые ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантность соткана из разного рода отношений: морально-этических, ценностно-нормативных, правовых. Они соприкасаются в главном – установке на сотрудничество, гармоничное сосуществование, ненасилие.
На основании статуса основными ви- дами толерантности являются: половая толерантность, расовая, возрастная, национально-этническая, языковая, социальная, имущественная, профессиональная, политическая, конфессиональная, региональная и др. Перечисленные виды толерантности проявляются в субъект-субъек-тных отношениях, где в качестве субъектов толерантных отношений могут выступать как отдельные люди, так и целые общности. Следует отметить, что выделение видов толерантности на основании статусных критериев не является достаточным. В этом случае из поля зрения выпадает фрус-трационная толерантность, понимаемая как способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации2.
В зависимости от масштаба взаимодействующих субъектов можно выделить следующие уровни толерантности: само-толерантность, индивидуально-личностный уровень, групповой или социальный уровень, подразумевающий признание неотъемлемых прав людей на создание добровольных организаций, обществ и союзов. Далее следуют этнический, национально-государственный и социокультурный уровни3. У конкретного человека толерантность также проявляется на разных уровнях – от открытой враждебности по отношению к окружающим до стремления к диалогу и признания своих ошибок.
Толерантность, как и любое социальное явление, противоречива по своей сути, и многие авторы указывают на ту или иную грань, которая позволяет существовать ей как благу и как прямо противоположному качеству в суждениях и деяниях. Дискурс толерантности в научной литературе свидетельствует о том, что содержательные смыслы понятия разнообразны и широки, а общий концептуальный подход к ее определению пока не найден4. Толерантность, таким образом, проявляется как подвижная форма социальности, она не может возникнуть сама из себя и является отражением условий и качества жизни, с одной стороны, а с другой – институциональных и самоорганиза- ционных форм взаимодействия. Несмотря на свою размытость, толерантность формируется в рамках устойчивых структур, таких как социальные институты, социальные общности, социальные организации, которые обеспечивают качество жизни, связь времен, опыт поколений и создаваемые ими системы ценностей.
Можно выделить следующие критерии толерантности, формирование которых является важнейшей задачей современного общества: равноправие; взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам; равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества; сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств; охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям; возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе; свобода вероисповедания; сотрудничество и солидарность в решении общих проблем; позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами1.
Все эти критерии соответствуют модели либерального плюрализма, которую можно рассматривать как воплощение толерантности на уровне целого общества. Модель либерального плюрализма предполагает два полюса. На одном – разнообразные убеждения нравственного и религиозного характера, которых придерживаются различные группы внутри общества. На другом – беспристрастное государство, подтверждающее права каждого гражданина на справедливое отношение, включая и право вырабатывать и выражать свои убеждения. «Вопрос становится уже не просто о том, как жить вместе, – справедливо отмечает А.А. Галкин, – а о том, как жить вместе, не утрачивая идентичности различий»2.
Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности – интолерантнос- ти, или нетерпимости. В современной научной литературе интолерантность все более рассматривается как серьезная угроза, так как с интолерантностью в демократическом обществе мир невозможен. Одно из объяснений причины данного явления следующее: «интолерантность проистекает из убежденности человека или социокультурной группы в том, что их система верований или образ жизни является высшим», а отсюда и предубежденность к «другим», оскорбления, дискриминация, преследования, запугивание, сегрегация и – как крайность – насилие3.
Другой гранью, тесно соприкасающейся с толерантностью, но не сводимой к ней, является мультикультурализм. Этим понятием обычно обозначают комплекс идей и действий различных социальных субъектов (государственных и общественных), направленных на равноправное развитие различных культур, преодоление дискриминации различных групп населения во всех сферах общественной жизни, обеспечение равных шансов при трудоустройстве и получении образования, в достижении желаемого социального статуса и т.д. Другими словами, мультикультурализм означает содействие сосуществованию различных культур и групп в одной стране.
Подводя итог, необходимо отметить, что в последние десятилетия понятие «толерантность» стало важнейшим международным термином, ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом и отражает взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех. Оно состоит в уважении прав другого и в праве быть иным. Однако в нашей стране идеи равных прав и возможностей для всех граждан стали осознаваться лишь недавно, и их еще предстоит сформировать в общественном сознании в полной мере.