Топологическая характеристика категории времени в художественном произведении

Автор: Бийгелдиева Нуржан Абдыгуловна

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Филологические науки

Статья в выпуске: 5 т.9, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье на научно-теоретической основе определяется топологическое свойство художественного времени. Топология - это изучение способности геометрических фигур сохранять свою первоначальную форму независимо от того, сколько изменений они вносят. В философской литературе в теории времени термин «метрический» употребляется в значении «качественно-инвариантный» как антоним. Неправильно измерять художественное время в виде «метрики» (размера). Временно-наглядная форма, рассматриваемая как признак ее выражения, является одним из основных объектов, описываемых в книге, что не мешает взглянуть на временную продолжительность действия под другим углом. Как установлено рядом исследований, проведенных в последние десять лет, художественное время не ограничивается календарным измерением события, но определяет и количество взаимосвязанных событий, их ассоциативную, причинно-следственную, психологическую связь друг с другом, выстраивается в ряд по содержанию, раскрывает сложность рассказа.

Еще

Художественное время, топологическое свойство, метрика, качественно-инвариантная, темпорально-наглядная форма, объективное время, континуум, материя, реальная реальность, временное повествование

Короткий адрес: https://sciup.org/14127760

IDR: 14127760   |   DOI: 10.33619/2414-2948/90/91

Список литературы Топологическая характеристика категории времени в художественном произведении

  • Бабушкин С. А. Пространство и время художественного образа: дисс.. канд. филос. наук. Курск, 1970. 256 с.
  • Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1971. 413 с.
  • Мостепаненко А. М. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. 229 с.
  • Сапаров М. А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. 298 c.
  • Урманцев Ю. А., Трусов Ю. П. О свойствах времени // Вопросы философии. 1961. №5. С. 58-59.
  • Храпченко М. Б. Семиотика и художественное творчество // Контекст: литературно-теоретические исследования. 1973. Т. 1972. С. 13-77.
  • Шкловский В. Б. Тетива: О несходстве сходного. М.: Сов. писатель, 1970. 374 с.
Статья научная