Топонимы как отражение особенностей ремесленной деятельности (на материале смоленско-витебского приграничья)
Автор: Евсеева Ольга Сергеевна
Журнал: Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание @jvolsu-linguistics
Рубрика: Материалы и сообщения
Статья в выпуске: 3 (22), 2014 года.
Бесплатный доступ
Географические названия представляют собой единицы, репрезен- тирующие связь языка с культурно-историческими традициями и национально-специ- фическим контекстом той или иной эпохи. Реализуя накопительную функцию, они со- храняют в семантике информацию лингвистического, культурологического, социально- го, исторического, психологического и этнографического характера. В статье рассматриваются топонимы, распространенные на территории смоленс- ко-витебского приграничья и зафиксированные в современных лексикографических ис- точниках (топонимических и диалектных словарях). Собранная автором картотека гео- графических названий составляет 1 196 единиц, из которых 604 зарегистрированы в смо- ленской приграничной зоне, 592 - в витебской. Проведенный анализ позволил выделить девять групп изучаемых географических названий в зависимости от семантики мотиви- рующего слова. Особое внимание уделяется топонимам, образованным от апеллятивов, связанных с ремесленной деятельностью, которая была широко распространена на тер- ритории Смоленщины в разные исторические периоды. Эти единицы отражают языковую, историко-культурологическую и хозяйственную специфику смоленско-витебского приграничья. Частотными являются топонимы, в которых представлено развитие рудного дела, кирпичного производства, изготовление домашней утвари из стекла и глины. Автором установлено, что в качестве апеллятивов, послуживших основой для топонимов, использовались диалектные единицы, заимствованные слова, свидетельствующие о тесных языковых контактах жителей приграничья, и общеславянская лексика. Результаты лингвистического и культурологического анализа позволяют заключить, что фрагмент топонимической системы, в основе которого лежит ремесленная деятельность жителей смоленско-витебского приграничья, свидетельствует об общности и взаимовлиянии культур и языков близкородственных народов - русского и белорусского.
Топоним, топонимия, топонимическая система, смоленско-витебское приграничье, ремесленная деятельность, языковые контакты
Короткий адрес: https://sciup.org/14969778
IDR: 14969778 | DOI: 10.15688/jvolsu2.2014.3.15
Текст научной статьи Топонимы как отражение особенностей ремесленной деятельности (на материале смоленско-витебского приграничья)
DOI:
Топонимы как названия географических объектов, являются «носителями» ценнейшей информации лингвистического, исторического и культурологического характера. Особый
интерес для изучения представляют топонимы, описывающие специфику занятий людей, которые когда-то, в прошлом, стали основателями населенных пунктов, поскольку имен- но эти единицы отражают связь языка с социально-экономическими процессами в регионе (о продуктивности изучения такого взаимодействия писал основоположник советской социолингвистики Е.Д. Поливанов (см.: [5]).
Цель настоящего исследования – на основе лингвистического и культурологического анализа охарактеризовать топонимы смоленско-витебского приграничья, в основе которых лежат апеллятивы, связанные с ремесленной деятельностью населения края. Такие топонимы рассматриваются нами как фрагмент топонимической системы, под которой, вслед за Э.М. Мурзаевым, понимаем «совокупность специфических особенностей или признаков, закономерно повторяющихся в процессе формирования географических названий и в их современной стабильности» [4, с. 14].
Территория приграничья включает северо-запад Смоленской области и северо-восток Витебской области. Выбор данной территории определяется тем, что Смоленская область занимает согласно современному административному делению приграничное положение по отношению к Республике Беларусь. Помимо того, исторически смоленские и витебские земли имели самые тесные территориальные (входили в состав общих государственных объединений), социальные, культурные и языковые контакты, что позволяет говорить и о сходных чертах хозяйственной деятельности, обусловленных общим административно-территориальным управлением и развитием ремесел. Говоры Смоленщины и Витебщины характеризуются как общими, так и параллельными языковыми явлениями, которые нашли непосредственное отражение в топонимической системе всего смоленского региона и в первую очередь его приграничья.
Для отбора рассматриваемых языковых фактов использовались разнообразные топонимические словари и словари русских народных говоров (см. перечень источников). Исследовательская база топонимов смоленско-витебского приграничья составляет 1196 единиц, которые были разделены нами на девять групп:
-
1) топонимы, образованные от антропонимов;
-
2) топонимы, образованные от названий животных и растений;
-
3) топонимы, образованные от названий ремесел;
-
4) топонимы, отражающие особенности ландшафта;
-
5) топонимы с диалектными основами;
-
6) топонимы, образованные от этнонимов;
-
7) топонимы, отражающие в семантике религиозные понятия;
-
8) топонимы, отражающие в семантике исторические реалии и события;
-
9) топонимы, образованные от идионимов, связанных с реализацией советской идеологии.
Группа топонимов, образованных от апеллятивов, связанных с ремесленной деятельностью, занимает третье место по количественному составу; в процентном соотношении это составляет 11,09 % от общего числа топонимов на смоленской территории и 15,2 % – на витебской.
Ремесленная деятельность – работа по изготовлению каких-либо изделий кустарным способом – была широко распространена на территории Смоленщины в разные времена. Согласно данным энциклопедического издания «Смоленская область», на территории Смоленщины жили ремесленники почти шестидесяти специальностей [1, с. 438]. На территории Витебщины уже в середине XVI в. зафиксировано не менее сорока ремесленных профессий [2, с. 114–117]. Многие профессии имели широкое распространение на всей территории приграничья.
Во второй половине XVII в. поиски и добыча болотных руд, которые, по наблюдению известного археолога Е.А. Шмидта, велись на территории региона более двух тысяч лет, приобрели общегосударственное значение. О широком распространении рудного дела в прошлом свидетельствуют сохранившиеся до сих пор названия населенных пунктов: Рудня, Рудница , Рудаки и др. (5 упоминаний). Необходимо подчеркнуть, что подобные топонимы встречаются на территории приграничья с обеих сторон – русской и белорусской.
В названии районного города Смоленской области Рудня нашел отражение тот период в истории региона, когда на его территории рудное дело достигло значительного развития, хотя и велось сначала полукустарным способом. Руднями назывались места, где происходила переработка местной болотной руды. Этимология топонима раскрывается в связи со значением слова руда «кровь», кото- рое в словаре В.И. Даля имеет помету «западное»; там же зафиксировано и прилагательное рудой со значением «рыжий, рыже-бурый»; «темно- и жарко-красный» с пометой «южное, западное» (Даль 4, с. 108): кровь и руда имеют сходство по цвету. Б.А. Махотин указывает, что в смоленских говорах слово рудный имеет значение, «красный, красноватый» [3, с. 144]. В смоленских говорах отмечено также слово руда «кровь», «грязь» (ССГ 9, с. 144).
Рассматривая историю появления топонима Рудня , мы обратились к материалам Регионального исторического словаря XVI– XVIII вв., созданного на базе памятников письменности Смоленщины (общепринятое сокращение РИС). В нем первое упоминание рудни датируется 1670 годом. Рудня ( рудница ) – «домна, железоделательный завод»: да нас же сирот твоих на тои руднице целовалник и рудники заставляют работать всякую на себя работу (РИС, с. 259). Слово рудня , согласно историческим и лингвистическим источникам (см., например: СлРЯ XI–XVII 22, с. 235), появилось в XVII в. и существовало в русском языке наряду с домня, домница, домна (СлРЯ XI–XVII 4, с. 308); однако закрепился в литературном языке только один из синонимов – домна (Евгеньева 1, с. 426).
Топоним Рудня появился в XVII в., хотя само поселение впервые упоминается в памятниках письменности под 1363 годом. Первоначально название поселения фиксируется как Р о дня (связанное со словом род ), что означало «плодородный, урожайный» (ср. польское rodny с идентичным значением) [1, с. 393]. Изменение названия, по-видимому, связано с развитием железного дела на Смоленщине.
Нашло отражение в топонимике и развитие других ремесел с использованием местных минеральных ресурсов – глины, песка и камня.
На территории смоленско-витебского приграничья было широко распространено кирпичное дело. Потребность в кирпиче особенно возросла при строительстве христианских храмов в XI–XII веках. В дальнейшем спрос на кирпич увеличивался в связи с развитием градостроительства, возведением крепостных стен вокруг наиболее крупных городов – Смоленска и Вязьмы. Сохранившиеся топонимы дают нам достаточно полные сведения о территориальном размещении кирпич- ного производства. Так, до настоящего времени сохранился один топоним, отражающий наличие кирпичного производства на территории приграничья – название деревни Це-гельня (от немецкого zegel – «кирпич»). В словаре В.И. Даля слово цигельня («кирпичный завод») приводится в иной орфографии (современное написание через «е» объясняется фонетическими процессами в языке) с пометами «южное», «западное» и определяется как заимствование из немецкого (Даль 4, с. 574).
На территории всего приграничья встречаются микротопонимы, связанные с приведенным апеллятивом: места, где раньше брали глину для производства кирпича, называются цегельни (Демидовский район, Краснинский район, Монастырщинский район и др.) [3, с. 18]. Апеллятивы, связанные с кирпичным делом – цегельня «печь, в которой обжигали кирпичи», «кирпичный завод», цегл(а ) «кирпич», и сегодня бытуют в современных смоленских говорах, распространенных на территории приграничных районов области (Краснинский, Руднян-ский, Хиславичский) (ССГ 11, с. 79–80). Это в определенной мере свидетельствует и об устойчивости ремесленной деятельности, которая в современных условиях становится промышленной (в указанных районах активно работают кирпичные заводы).
В топонимической лексике нашел отражение и тот факт, что на Смоленщине не одно столетие существовали кустарные предприятия, на которых, используя местное и привозное сырье (кварцевый песок, мел и др.), варили стекло, а из него выдували предметы домашнего обихода, главным образом посуду. Такие предприятия назывались гутами , а мастера на стекольном заводе – гутником : Настеклянной гуте ежели гутника Тимофея Жирковича не иметь и совсемъ ему от онои отказать то все то производство отметить должно (РИС, с. 68). Источник появления в русском языке существительного гута «стеклянный завод» определяется в справочной литературе по-разному: так, В.И. Даль характеризует это слово как заимствование из немецкого (Даль 1, с. 411), а М. Фасмер считает, что гумта «плавильный завод» пришло из польск. huta от д.-в.-н. hutt(e)a (Фасмер, с. 480).
Как имя нарицательное слово сегодня не встречается в говорах приграничья, однако оно сохранилось в номинации Гута (деревня в Руднянском районе). Кроме того, корень -гут-сохранили смоленские фамилии Гутник, Гут-ников и др. Сегодня стекольное дело в регионе активно развивается, но для называния предприятий используется общерусское словосочетание стекольный завод, не нашедшее отражения в топонимике.
К производству домашней утвари относится изготовление изделий из глины. На территории приграничья расположено 5 населенных пунктов (в Витебской области – Гончарово (3), Гончаровка (1) и на Смоленщине – Гончаро-во (1)), в названии которых содержится указание на гончарное дело – одно из древних ремесел. По данным этимологического словаря М. Фасмера, гончар – это общеславянское слово, имевшее первоначально вид гърнъчарь ; образовано оно от гърньць – «горшок», что является уменьшительным от гърнъ – «котел» (Фас-мер, с. 456). Гончарное ремесло было широко распространено на значительной по площади славянской территории, что нашло отражение в топонимах как Смоленщины, так и Витебщины.
Итак, топонимы, образованные от названий, связанных с ремесленной деятельностью, отражают языковую, историко-культурологическую и хозяйственную специфику смоленско-витебского приграничья. На рассматриваемой территории распространенными были рудное, стекольное и гончарное дело. В качестве апел-лятивов, послуживших основой для топонимов, использовались диалектные единицы, заимствованные слова, свидетельствующие о тесных языковых контактах жителей приграничья, а также общеславянская лексика. Как показало исследование, фрагмент топонимической системы, отражающий ремесленную деятельность жителей этого региона, свидетельствует об общности и взаимовлиянии культур и языков близкородственных народов – русских и белорусов.
Список литературы Топонимы как отражение особенностей ремесленной деятельности (на материале смоленско-витебского приграничья)
- Будаев, Д. И. Смоленская область (исторический очерк)/Д. И. Будаев//Смоленская область. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2. -Смоленск: Изд-во СГПУ, 2003. -624 с.
- Генкин, В. М. Ойконимы Витебщины и Смоленщины, связанные с ремесленной деятельностью жителей/В. М. Генкин//Десятые Поливановские чтения. -Смоленск: Маджента, 2011. -С. 114-117.
- Махотин, Б. А. К живым истокам/Б. А. Махотин. -Смоленск: Моск. рабочий. Смолен. отд-ние, 1989. -127 с.
- Мурзаев, Э. М. Топонимика и география/Э. М. Мурзаев//Вестник МГУ. -1963. -№ 3 -С. 14-23.
- Поливанов, Е. Д. Статьи по общему языкознанию/Е. Д. Поливанов. -М.: Наука, 1968. -376 с.