Традиции гостеприимства коренных жителей Республики Тыва
Автор: Ламанская Н.Б.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 9 (25), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются важнейшие компоненты традиционной культуры: гостеприимства, миротворческого потенциала и энергетики национальной культуры, так как в этнических и социокультурных историях многих народов мира - обычай гостеприимства находится в одном ряду с общечеловеческими ценностями.
Гостеприимство, традиции, благопожелания, обрядовый фольклор, ритуалы, тувинский народ
Короткий адрес: https://sciup.org/140284238
IDR: 140284238
Текст научной статьи Традиции гостеприимства коренных жителей Республики Тыва
Любая модель мира является «программой» поведения для всех людей и для индивида в частности. Она устанавливает некий комплект действий, правила их применения и их мотивировку. Зачастую смысл утвержденных норм со временем забывается, остается только внешняя форма их проявления. Но, по сей день, они непременно исполняются во введенном порядке и в определенной последовательности [5, с. 145]. В течение многих эпох у тувинцев формировался этикет, который представлял собой разнообразные ритуальные формы поведения в общественных местах, в своем доме, в гостях и на праздниках.
Законы этикета степных кочевников охватывали все стороны их жизни. Сюда входили традиции приема гостей с пожеланиями счастья и благополучия, встречи путников, действий на свадьбе и похоронах и при исполнении религиозных культов, приема пищи - праздничной и повседневной и т.д. Эти традиции имеют глубокие генетические истоки и сложились на основе трудового и жизненного опыта тувинского народа. Они неизменно связаны с хозяйственно культурным укладом жизни народа и моральными его принципами [6, с. 53].
Республика Тыва - уникальный регион нашей планеты расположена в самом центре Азии, среди степей и тайги, за хребтами величественных Саян. Большая часть Тувы - это степи и горы и здесь берет начало могучая сибирская река - Енисей. История и культура тувинцев стала неотъемлемой частью богатейшего исторического наследия народов России [3, с. 3].
Обычай гостеприимства, формировавшийся веками, нашел свое отражение в произведениях тувинского фольклора. Это самый важный и лучший обычай (т.к. в нем заложены общечеловеческие нравственные ценности народа), выполнение которого является неписаным законом и обязательным для всех. Забота о пришедшем госте или путнике, угощение его проводится по точно выработанным этикетом правилам и сопровождается рядом благопожеланий.
Благопожелания - это один из самых распространенных и любимых жанров тувинского фольклора, это особая форма выражения добрых отношений к человеку, проявления к окружающим тебя людям искреннего внимания, пожелания удачи, счастья, здоровья и всяческих благ в жизни, и является как бы синтезом приветствий и обращений. Тематика благопожеланий разнообразна и богата, и в ней нашли отражение мировоззрение, нравственные принципы и идеалы, основы традиционной педагогики тувинцев. Благопожелания посвящаются непосредственно людям, и в них присутствует один смысловой блок - это изложение напутствия, пожелания счастья.
Как один из видов тувинского обрядового фольклора благопожелания воссоздают веру древнего человека в магию слова. Они верили в то, что могут с помощью слова направить ход событий будущей жизни того, к кому оно обращено, считая себя настоящим хозяином своего слова. В благопожеланиях народ свободно использует мудрые наставления, звукоподражательные междометия для образной передачи просьбы и пожелания, а качестве сравнения - животных, растения, имена буддийских божеств, сказочно-мифические названия гор, характерные для тувинских сказок и эпоса.
В огромном мире, окружающем степных кочевников, наиболее освоенным было жилое пространство - юрта. В ней веками рождались и жили тувинцы, в ней формировались традиционные нормы поведения.
Тувинская юрта условно разделена на две половины, каждая из которых, в свою очередь, делилась на северную и южную. Все части жилого пространства, в котором определено место для каждого члена семьи и размещения предметов утвари - соответствуют сложившимся традициям. Они регулировали место в нем для каждого жителя юрты, гостей с учетом их пола, возраста и социального положения. В юрте не разрешалось громко говорить, сильно размахивать руками т.к. это жилище небольшое по площади, а людей в нем собиралось много.
Самое святое и почитаемое место в юрте – очаг – сакральный центр жилища. Он помещался в небольшом углублении на круглой или квадратной площадке, огороженной камнями, в котором почти постоянно горел или тлел огонь. Н.Ф. Катанов в ХIХ веке писал: «Очаг…посреди юрты. Вместо треножника служат сойотские 3 камня. Очаг устраивают всегда в ямке, имеющей вид круга с радиусом 6 – 8 вершиков [1, с. 98].
Очаг был чрезвычайно почитаемый местом, и даже существовало представление о добром духе-хозяине очага – покровителе семьи. Чтобы его умилостивить тувинцы освещали огонь, «кормили» его молоком, жиром, лучшей едой. «Огонь – дух, он силен и может принести вред, если сердит, поэтому его нельзя ругать, в него нельзя плевать, бросать сор. Женщинам и людям из другого рода вокруг огня можно ходить только так, как ходит солнце. Через огонь нельзя прыгать. Нельзя зажечь головню в огне очага чума и выносить ее из чума» [5, с. 152]. Никто не мог позволить себе погасить огонь в очаге, даже хозяин жилища.
У тувинцев был замечательный обычай: любого человека, проезжающего мимо юрты обязательно приглашали в жилище передохнуть от дальней дороги. Приезд гостей был праздником для хозяев, так как тувинцы жили небольшими аалами обособленно, далеко от других поселений, но при приеме гостей никогда не суетились, не выказывали бурной радости, делали все размеренно и спокойно.
Часть входа в юрту связана с последовательностью значительных и обязательно выполнявшихся норм этикета. Приближающийся к жилищу всадник, должен был слезать с коня за определенное количество шагов (30 – 40) и ждать приближающегося хозяина, который, заслышав лай собаки, или топот копыт коня, выходит на встречу гостя и самостоятельно привязывает его коня к коновязи. Если гостя никто не встречает, то он кашлем, или голосом дает знать о своем присутствии.
Требование этикета обязывало гостя оставлять у входа в юрту огнестрельное оружие и это символизировало мирные, добрые намерения пришедшего. Его ставили на сошки так, чтобы дуло было направлено в ту сторону, откуда приехал гость. Но если он прислонял ружье к юрте или даже заносил с собой в жилище - это считалось оскорблением и трактовалось как злой умысел в отношении к хозяину. В этом случае между гостем и хозяином могла вспыхнуть ссора и, как результат, у приезжего отбирали ружье и даже лошадь, после чего прогоняли [7, с. 160].
Чтобы продемонстрировать уважение к хозяину, гость, перед тем как войти, непременно, должен был поправить шапку левой рукой, неспешно открыть дверь, или слегка отодвинуть рукой, заменяющий ее войлочный занавес.
Когда гость переступил порог, они вместе с хозяином, обходя очаг по движению солнца, переходят на мужскую половину, расположенную напротив входа, в почетную ее часть. Гость, непременно, желал благополучия и мира семье хозяину юрты, коротко произнося слова приветствия: «Мира вам и благополучия» и ответ «Мира и вам», но иногда приветствия и благопожелания были пространнее и красочнее.
Если гость и хозяин знают друг друга, но новая встреча произошла в новом году, то они, проводили более сложный ритуал. Демонстрируя уважение к хозяину, гость вытягивал руки ладонями вверх, хозяин опускал на них свои ладони и они оба кланялись друг другу. Если гость значительно старше хозяина, то первым протягивал руки хозяин, а при встрече сверстников - каждый из них стремился протянуть руки первым, демонстрируя вежливость и уважение. Происходило даже своего рода соревнование - кто быстрее протянет руки ладонями вверх.
Процесс рассаживания гостей тоже сопровождался определенным этикетом. Наиболее уважаемые и почитаемые мужчины могли сидеть, подогнув под себя скрещенные ноги, когда как остальные - подогнув левую ногу, а правую поставив перед собой обязательно так, чтобы она была обращена к входу. Гость садился справа от хозяина в почетной части дома и одаривал хозяина подарками, которые могут быть как символическими, так и дорогими.
Важен и интересен обряд традиционного этикета, в процессе которого хозяин вынимал табакерку с нюхательным табаком и, не произнося ни слова, предлагал ее гостю, протягивая ее правой рукой, придерживая левой. Гость принимал ее тем же образом и начинал нюхать табак. При этом чихать, или разговаривать считалось не приличным.
После завершения этого обряда можно было приступать к беседе. Вначале произносились традиционные короткие фразы со стороны уважаемого гостя, который интересовался здоровьем семьи и скота, и следовали односложные ответы хозяина. Эти вопросы и ответы носили, как правило, ритуальный характер и не несли какой-либо ценной информации.
В ходе беседы гостя обязательно угощали, подавая ему кумыс, хойтпак или молоко, а затем предлагали самые лучшие кушанья. При трапезе рядом с хозяином должен стоять чайник с заваренным чаем и гостю подавали чай с молоком. Чаем обязательно угощали любого, приехавшего в аал гостя – случайного путника, знатного бая и это отражено в тувинской поговорке: «Кто в аал пойдет - чай пьет, кто в лес пойдет - серу жует».
Отведав чаю, гость приступал к следующему угощению - талгану -муке из жареного ячменя или пшеницы, или толченому просу, которое сверху покрывалось жирными молочными пенками. Также могли подать пресный или кислый творог со сливками.
Распитие араки или кумыса сопровождалось определенными обычаями. «Угощая гостя, хозяин наливал кумыс или араку в чашку, затем опускал в нее безымянный палец и, прежде, чем подать гостю, жертвовал несколько капель духам-покровителям, т.е. брызгал ее капли щелчками большого и безымянного пальцев по сторонам: вначале вверх, в отверстие юрты, затем в сторону очага, наконец, если гостей было несколько, по направлению к наиболее почетному из них, сидящему рядом с хозяином с правой стороны. Это делалось, чтобы духи-покровители дали счастье гостю, а арака (или кумыс) были у семьи в изобилии. Так же, как и чашку с чаем, чашку с аракой или кумысом подавали непременно обеими руками и двумя руками принимали [4, с. 125].
Если в гости пожаловал знатный и уважаемый человек, то специально для него закалывали барана. Угощали гостей мясом по строго определенному обычаю. Е.К. Яковлев писал: «…соблюдается детально установленный церемониал подавания пищи…Первому, самому почетному гостю подносится…задняя часть барана с хвостовой частью… вторая часть по счету - грудина...третья - ребра.. .четвертая - лопатка» [8, с. 26]. После того, как гости отведали мяса, им, в обязательном порядке, подавали суп или бульон.
Процесс угощения был частью общего этикета приема гостей. Хлебосольство относится к числу социально одобряемых действий; тот, кто его проявляет, показывает свою добродетельность, следует сакральным традициям. И, наоборот, негостеприимность порицается обществом; даже фиксировались случаи, когда оно наказывалось смертной казнью [2, с. 115].
Список литературы Традиции гостеприимства коренных жителей Республики Тыва
- АИЭЛ. ОУЗ. Ф.5. Оп.1 Д. 526. С. 98.
- Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. -Л.: Наука, 1990. -С. 115.
- Вайнштейн С.И. Загадочная Тува. -М.: ООО «Домашняя газета», 2009. -415 с.
- Ванштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. -М.: Наука, 1991. -295 с.
- Кожугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. -2-е изд, доп. -Красноярск: Офсет, 2016. -320 с.
- Маннай-оол М.Х. Обычаи тувинского народа. Ученые записки ТИГИ. -Кызыл: Изд-во ТИГИ, 2002. -С. 53.
- Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. -М.: Наука, 1969. -400 с.
- Яковлев Е.К. Этнографический обзор инороднического населения долины Южного Енисея. -Минусинск: Минусинское книж.изд-во, 1900. -126 с.