Традиционные обряды жизненного цикла монгольских народов в условиях современности: торгутская свадьба

Автор: Нанзатов Баир Зориктоевич, Содномпилова Марина Михайловна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Отечественный опыт

Статья в выпуске: 8, 2013 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются традиционные обряды жизненного цикла ойратов Монголии. Подчеркивается, что данные обряды способствуют сохранению традиционной системы социальных отношений, содействуют возрождению духовной и материальной культуры ойратов.

Традиционные обряды, монгольские народы, возрождение, этническая идентичность

Короткий адрес: https://sciup.org/170167091

IDR: 170167091

Текст научной статьи Традиционные обряды жизненного цикла монгольских народов в условиях современности: торгутская свадьба

а ля представителей современного монгольского общества все большее значение приобретает религиозное обрамление ключевых этапов жизненного цикла. Следует отметить, что пты традиционного мировоззрения ойратской части монго лов, которые проживают на западной периферии Монголии, в наи-меньшей степени подвергались трансформации как в условиях рас пространения буддизма в Центральной Азии, так и в период воин -ствующего атеизма советской эпохи.

Для современного ойратского общества актуально восстановле -ние и поддержание прежних традиционных родовых социальных связей, особенно в религиозном контексте бытия. В прошлом обрядовая практика пронизывала жизнь человека с его появления на свет и до самой смерти. В этнографической реальности в жизни человека особую значимость представляют такие этапы жизненного цикла, которые имеют позитивный характер. Одним из главных событий такого рода в жизни человека и социума является вступле ние в брак.

Ключевые этапы жизненного цикла — это сфера жизнедеятель-ности общества, где возможно наиболее яркое проявление этни ческих признаков национальной культуры, демонстрация ее инструментальных функций: «локально коммуникативной, пси -хологически защищающей, статусно маркирующей, социально ориентирующей»1.

В этой связи представляет интерес исследование традицион -ной культуры и мировоззрения ойратов через призму свадебной обрядности (на примере торгутов Монголии). Основой иссле-дования социально значимых компонентов обрядов жизнен ного цикла стали преимущественно полевые материалы авторов, собранные в сомоне Булган Кобдосского аймака Монголии. Этот сомон является частью западной, пограничной с Китаем террито рии Монголии. В маньчжурское время территория сомона и при легающие территории включали пять сомонов торгутов и состав ляли административную единицу Вангийн чуулган тамгатай. Эти сомоны располагались как на территории современной Монголии, так и на территории современной КНР1. В 1944 г. часть торгутов, оказавшихся на территории КНР, перешли на территорию Монголии в сомон Булган. К местным тор -гутам из приграничной зоны также при -соединилась часть торгутского населения из Хобуксара (северо - запад Синьцзян -Уйгурского автономного района — СУАР, граничит с Казахстаном), где в настоящее время существует Хобуксаринский мон -гольский автономный хошун.

На правах почетных гостей авторам статьи удалось принять участие в свадеб ных торжествах торгутов — хо-буга сайр — сомона Булган. Примечательно, что молодая пара уже жила в неофициальном браке и воспитывала ребенка, которому на момент официального заключения брака исполнился год. Исходя из этого, уже можно заключить, что значительная часть традиционных обычаев и обрядов свадебного цикла уже утрачена либо пре терпела изменения. В прошлом у торгу тов было принято присматривать невесту, когда мальчику было 5—6 лет. Имел место и брачный сговор еще не родившихся детей — ондгон суй (буквально — «сговор яйца»). Со времени сговора родители жениха посещали семью невесты регу лярно, не допуская возможности забыть о сговоре. Когда мальчику исполнялось 7—8 лет, его родители наносили родите -лям невесты визит, который назывался зус хадак — «скрепляющий хадак» (хадак — ритуальный шарф). На этой церемонии родителям невесты подносили рыбий клей в знак крепости брачного соглашения. По достижении сыном 10 лет родителям неве -сты привозили тушу забитого барана и т.д.2 Все визиты носили форму небольших пиршеств, на которых обсуждались те или иные вопросы, связанные с организацией свадьбы.

Авторы статьи стали свидетелями последнего, заключительного этапа сва дебного цикла. Свадебное торжество про водилось в разных частях сомона — в доме жениха и в доме невесты. Встреча и обще ние родственников в доме отца жениха до кульминационного момента — появления невесты — длится в течение суток. Днем устанавливают большую юрту для приема гостей, закалывают баранов, варят имен - ное мясо, жарят боова — традиционное монгольское печенье, наподобие лапши. На главный стол устанавливают почетное блюдо - заднюю часть туши овцы вместе с курдюком, блюдо накрывают белым хада-ком.

Постепенно в юрту собираются гости — представители стороны жениха. Люди одеты в праздничные традиционные мон гольские костюмы. Некоторые ревнители ойратских традиций одевают торгутскую одежду. Гости, приветствуя друг друга, исполняют старинный ритуал — выни-мают из шелковых, украшенных монголь скими орнаментами кисетов нарядные табакерки и обмениваются нюхательным табаком. Для монголов, живущих на раз ных стоянках, которые отделяют большие расстояния, любой праздник — это неча стый повод встретиться, пообщаться.

Гости рассаживаются в юрте в соответ ствии с традиционным членением про странства юрты на мужскую и женскую половины. В самой почетной части юрты — хойморе — занимают места родители жениха, его ближайшие родственники по матери и по отцу. Молодежь неторопливо, без лишней суеты, начинает обслужи вать гостей — каждому присутствующему наливают в пиалу чай, спиртное, подают мясо и бульон. «Именное мясо» — крестец, берцовые и бедренные кости, лопатки, ребра — подают ближайшим и почетным родственникам жениха — его родителям, дядям по матери и отцу, теткам, родным и двоюродным братьям и сестрам. Гостей обслуживают по ходу движения солнца. В это время всеми присутствующими исполняются песни, которые полагается петь на свадьбах. Это в основном совре -менные песни, написанные местным поэ том. Песнопения продолжаются всю ночь до утра — до времени, указанного ламой, когда родственники жениха отправятся за невестой. Одно из условий, соблюдаемых на свадебных песнопениях, — песни не должны повторяться.

Гости прибывают в течение вечера. Каждый вновь прибывший гость приносит с собой подарок молодым, который при нимает специально назначенный человек. Подарок торжественно демонстрируется всему обществу и складывается в одно место в хойморе .

Следует отметить, что в жизнь ойратов прочно вошли некоторые элементы буд дийских ритуальных практик, в частности стало обязательным участие буддийского священнослужителя в обрядах свадеб -ного цикла. Выбрав невесту, прежде всего обращались к буддийскому астрологу, чтобы определить соответствие жениха и невесты по годам рождения1. Лама давал указания относительно того, какой масти лошадь должна доставить невесту в дом жениха, в какой день и час невеста должна покинуть дом своего отца. Соблюдение этих условий должно обеспечить молодым благополучную жизнь.

Ранним утром родственники жениха — наиболее уважаемые люди рода — отправ-ляются за невестой в дом ее отца. Во дворе отца невесты также установлена большая юрта для приема гостей. Родственники невесты тоже провели ночь, исполняя песни, угощаясь мясом, вином. Встречая жениха и его сопровождающих, отец и мать невесты исполняют обряд, в про шлом традиционно входивший в число досвадебных мероприятий, которые про ходили в айле отца невесты. Этот ритуал можно охарактеризовать как акт приема жениха в род невесты. После угощения жениха мать невесты надевала на буду щего зятя рубашку, отец невесты — халат дэли , подпоясывал его, за пояс засовывал белый платок арчуур , который свисал по правому боку2.

То же самое действие совершается и на современной свадьбе. Жениха облачают в новое дэли цвета слоновой кости, под поясывают его, засовывают за пояс белый платок. Отец невесты говорит жениху бла -гопожелания, обнимает его. Вообще про цесс дарения одежды в монгольской куль туре присущ лишь знаковым ритуалам жизненного цикла. Одежда с воротником либо отрез ткани для пошива традицион ного халата с длинными рукавами имеет символику установления родственных отношений между разными родовыми коллективами3. В культуре монгольских народов шуба (халат), преподнесенная в дар, была одним из самых дорогих подар ков и рассматривалась как знак установ ления очень близких отношений между дарителем и одариваемым.

На невесте - современное платье с этническими элементами. Согласно обы-чаю, невесту должны повсюду сопрово ждать, помогая ей, две невестки - бэргэн - одна со стороны жениха, а другая со сто роны невесты. Как правило, в роли бэр-гэн выступали жены старших братьев или дядей новобрачных, женщины здоровые, многодетные, живущие в достатке, смека листые, ловкие - таких людей в традици онном монгольском обществе называли дурбэн тэгшэ хун (букв. - «ровный с четы -рех сторон», т.е. благополучный во всем).

По существу, именно эти женщины выполняли главные функции в процессе обрядовой интеграции девушки в семью жениха. Невестка новобрачной отда-вала девушку, лишая ее при этом знаков девичества и символов отцовского рода. Невестка жениха принимала ее, наделяя новобрачную маркерами рода жениха, облачая ее в костюм замужней женщины и надевая украшения, которые готовились в прошлом стороной жениха. И костюм, и украшения замужней женщины несли в себе этнические черты рода отца жениха.

Данный элемент свадебной традиции в усеченной форме присутствует и в струк туре современной свадьбе торгутов. Две невестки, взяв девушку под руки, обхо дят с ней все пространство юрты по кругу, новобрачная благодарит гостей, ей в ответ звучат благопожелания. В это время одна из молодых родственниц невесты, взяв на руки ее годовалого сына, обходит с ним гостей по кругу. Каждый гость дарит малышу подарок или деньги4.

В назначенное ламой время, благопри - ятное для выезда невесты, к юрте подъ-езжает грузовой автомобиль, который в настоящее время выполняет функции верблюда. От входа юрты к машине рас -стилают белый войлок. Родственники со стороны жениха, сидящие в кузове, начи-нают принимать приданое невесты — в основном свадебные подарки. Погрузив приданое, машина отъезжает, и ее место занимает другая — легковой автомобиль1. Наступает время, когда невеста должна покинуть дом отца. Новобрачную выво дят из дома под руки две невестки и ведут по войлоку до машины, не позволяя ей ступить на землю. С ней в машине рас -саживаются родственники, и караван из автомобилей, возглавляемый грузовиком, отправляется к дому новобрачных (ко вре -мени женитьбы молодые уже имели свое собственное жилье). Там уже все готово к приему гостей — столы накрыты, суетятся распорядители свадьбы. Но вначале моло дые должны пройти в большую празднич ную юрту, которая в данном случае симво лизирует юрту отца жениха. Ее установили недалеко от дома молодой пары.

В этой юрте невеста совершает тради -ционный обряд поклонения очагу и варит свой первый чай. Бэргэн помогают моло-дой варить чай, которым она будет уго щать всех присутствующих. Совершается и другое значимое для западных монго лов обрядовое действие. Невеста встает на колени, полу ее дэли расправляют и кладут сверху камень. В прошлом мать невесты, собираясь возвращаться домой со свадебного пиршества в айле родите лей жениха, клала на полу дэли дочери камень или жернов и зерна с пожеланием быть «прекраснее золота, тяжелее камня». Новобрачная делала попытку встать и пойти за матерью, однако невестки бэргэн становились коленями на полы ее дэли, препятствуя ей2. Этот ритуал, по мнению монголов, должен был способствовать боле е быстрой адаптации нового члена общества (камень использовали, чтобы невеста прижилась на новом месте, а зерна — чтобы у нее было много детей). Зерна впоследствии заворачивали в хадак и прятали в нарядный подголовник ново брачных. После совершения этого риту-ала молодых усаживают среди гостей в женской половине юрты. Обрядовая часть свадьбы на этом заканчивается, гостей приглашают в дом молодых, где проходит заключительное пиршество.

Итак, традиционные компоненты сва-дебной обрядности ойратов отражают воззрения архаичной, добуддийской традиции, в русле которых и функцио нируют традиционные социальные прак тики, направленные на создание и укре пление новых отношений и поддержание прежних. Сохранение концептов тради ционной культуры, религии, реконструк ция элементов традиционной культуры и воспроизводство ритуальных практик современным монгольским обществом, в частности ойратами, свидетельствует об актуальности этнического самосознания. Значительный рост последнего отмеча ется как вызов модернизационным и гло бализационным процессам, в результате которых происходят явления ассимиля ции — халхаизация языка, материальной культуры западных монголов.

Воспроизведение наиболее актуаль ных традиционных элементов свадеб ной обрядности не только содействует возрождению духовной и материальной национальной культуры ойратов, но и способствует сохранению традиционной системы социальных отношений.

Статья научная