Традиционный ислам - реальность или искусственный конструкт? К изданию коллективной монографии "“Ислам, имеющий мирную и добрую сущность”: дискурс о традиционном исламе в среде тюрок-мусульман европейской части России и Крыма"

Автор: Гусева Юлия Николаевна, Сенюткина Ольга Николаевна

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: У книжной полки

Статья в выпуске: 73, 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья содержит критический анализ новой коллективной монографии семерых авторов-исламоведов Казани, Уфы и Москвы под редакцией Р. И. Беккина. Изданная в Москве в 2021 г., монография посвящена истории понятия «традиционный ислам», его концепции, а также региональным особенностям ислама в Татарстане, Башкортостане и Крыму. Анализ коллективной монографии вписан в контекст современной историографической ситуации, для которой характерен повышенный интерес к проблематике российского ислама и взаимоотношениям между государством и конфессиями в современной России. Как особое достоинство коллективной монографии отмечается обширная источниковая база, представленная не только русскоязычными источниками, но и текстами и устными выступлениями на татарском языке, малодоступными читателю. Также в коллективной монографии первые дается подробный историографический обзор литературы, посвященной проблеме традиционного ислама. Подготовка и публикация коллективной монографии подтверждает активный интерес к исламоведческим оценкам жизни российских мусульман на современном этапе деятельности многоконфессионального сообщества России. Статья подводит читателя к мысли о том, что традиционный ислам - и реальность нашего бытия, и искусственный конструкт. Традиционный ислам - сложившиеся региональные практики и меняющиеся оценки этих практик.

Еще

Ислам, традиционный ислам, исламоведение, дискурс, волго-уральский регион, крым, татары, историография

Короткий адрес: https://sciup.org/149141241

ID: 149141241   |   DOI: 10.54770/20729286-2022-3-89

Список литературы Традиционный ислам - реальность или искусственный конструкт? К изданию коллективной монографии "“Ислам, имеющий мирную и добрую сущность”: дискурс о традиционном исламе в среде тюрок-мусульман европейской части России и Крыма"

  • Алмазова Л. И., Ахунов А. М., Беккин Р. И., Муратова Э. С., Сафиуллина-Ибрагимова Р.Р., Хабибуллина З. Р., Шагавиев Д. А. "Ислам, имеющий мирную и добрую сущность": Дискурс о традиционном исламе в среде тюрок-мусульман европейской части России и Крыма. Москва, 2021.
  • Катаргин Д. Рафик Мухаметшин: "Оторвавшись от традиционных ценностей, они могут утешать себя, что живут по Корану и сунне". // Бизнес-онлайн. 2012. 5 сент. [Электронный ресурс]. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/65775.
  • Cultures of Islam: Vernacular Traditions and Revisionist Interpretations across Russia. Washington (DC), 2021.
  • The Concept of Traditional Islam in Modern Islamic Discourse in Russia. Sarajevo, 2020.
  • Батыр Р. "Исламоведы считают, что традиционный ислам - искусственный конструкт, которым пользуется государство" // Бизнес-онлайн. 2021. 30 окт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.business-gazeta.ru/blog/527576.
  • Almazova L. I. Features of Development of Modern Islamic Discourse among Muslims of the Volga-Ural Region // Journal of Sustainable Development. 2015. Vol. 8. No. 7. P. 113-120.
  • Akhunov A.M.Russia - Middle East: The Influence of the Arab Factor on the Formation of Muslim Education System in the Republic of Tatarstan in 1900-2000 // Terra Sebvs. 2014. Special Issue. P. 135-146.
  • Bekkin R. I. Narratives of the Origin of the Institution of the Muftiate among Tatars in Soviet Times // Историческая этнология = Historical Ethnology. 2020. Т. 5. № 2. С. 225-242.
  • Muratova E. S. "Traditional Islam" in Crimean Tatar Discourse and Politics // Context. 2019. Vol. 6. No. 1. P. 117-136.
  • Сафиуллина Р. Р. Психологическое знание в татарском богословском наследии // Minbar. Islamic Studies. 2020. Т. 13. № 4. С. 939-961.
  • Хабибуллина З. Р. "Традиционный ислам" в дискурсе имамов Республики Башкортостан // Известия Уфимского научного центра РАН. 2020. № 4. С. 96-99.
  • Shagaviev D. A. The Works of Shihab ad-din al-Marjani on Islamic Scholastic Theology // Minbar. Islamic Studies. 2020. Т. 13. № 1. С. 103-116.
  • Lipka M., Hackett C. Why Muslims are the World's Fastest-Growing Religious Group // Pew Research Center. 2017, April 6 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/04/06/why-muslims-are-the-worlds-fastest-growing-religious-group.
  • Cwiklinski S. Review of Renat Bekkin (ed.), The Concept of Traditional Islam in Modern Islamic Discourse in Russia // Studia Orientalia Electronica. 2020. Vol. 8. No. 1. P. 145-148.
  • Mathiesen K. Anglo-American "Traditional Islam" and Its Discourse of Orthodoxy // Journal of Arabic and Islamic Studies. 2013. Vol. 13. Р. 191-219.
  • Sagitova L. The Sociology of Competition between "Traditional" and "Globalized" Islam among Tatars in Russia: Actors and Their Interests // Cultures of Islam: Vernacular Traditions and Revisionist Interpretations across Russia. Washington (DC), 2021. P. 10.
Еще
Рецензия