Традиционный костюм в мировоззрении и ритуале бурят и хакасов

Бесплатный доступ

Авторы настоящей статьи рассматривают тему традиционного костюма в мировоззренческом и обрядовом поле культуры таких южносибирских народов, как буряты и хакасы. Опираясь на литературные и полевые источники, они выделяют связанные с данной темой общие и специфические черты в культурах упомянутых выше народов. В традиции бурят и хакасов социальный статус человека оценивался, в частности, по состоянию костюма (его целостность и внешний вид). Элементы традиционного костюма у обоих народов выступали универсальным средством дарообмена (особенно это проявлялось в свадебной обрядности). Они играли важную роль и в основных обрядах жизненного цикла. Во время родильных обрядов буряты обычно укутывали новорожденного в овечью шкуру или старую тканевую рубашку, а хакасы - в пеленку из ткани. В их костюме, прежде всего в женском одеянии, получали отражение возрастные различия (отдельно выделяются костюмы девушек и замужних женщин). Некоторые элементы погребального костюма у бурят и хакасов выполняли функцию магической защиты живых от воздействия умершего. В традиционном мировоззрении особыми сакральными свойствами наделялись отдельные элементы повседневного костюма: они в определенных ситуациях применялись в магико-лечебных, прогностических, охранительных, жертвенных и иных целях. Особенностью культуры хакасов было то, что сакрализация костюма у них способствовала возведению отдельных его элементов в ранг фетишей - тöс’ов (например, Чага / Шага тос). Проведенное исследование показало, что в традиционном мировоззрении и обрядности у бурят и хакасов обнаруживаются схожие символика и семантика народного костюма и его элементов. В то же время у каждого из рассматриваемых народов имелись отличительные особенности.

Еще

Традиционный костюм, традиционное мировоззрение, обрядность, буряты, хакасы, межкультурное взаимовлияние

Короткий адрес: https://sciup.org/14522281

IDR: 14522281

Список литературы Традиционный костюм в мировоззрении и ритуале бурят и хакасов

  • Адрианов А.В. Айран в жизни минусинского инородца//Зап. Имп. рус. геогр. об-ва по отд. «Этнография», 1909. -Т. 34. -С. 489-524.
  • Бадмаев А.А. Одежда бурят в первой половине XIX в.//Гуманитарные науки в Сибири. -2009. -№ 3. -С. 47-49.
  • Бурнаков В.А. Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. -197 с.
  • Бутанаев В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. -Абакан: УПП «Хакасия», 1999. -240 с.
  • Кастрен М.А. Путешествие в Сибирь. -Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. -352 с.
  • Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов. -СПб.: , 1907. -640 с. -(Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В.В. Радловым; т. 9).
  • Кириллов Н. Об акушерстве у забайкальских инородцев в связи с некоторыми особенностями их быта//Вестн. общественной гигиены, судебной и практической медицины, издаваемый Медицинским департаментом. -СПб.: , 1897. -Кн. IV: Апрель. -С. 84-91.
  • Клеменц Д.А. Заметка о тюсях//Изв. Вост.-сиб. отд. Имп. рус. геогр. об-ва, 1892. -Т. XXIII. -№ 4/5. С. 23-35
  • Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. -Горно-Алтайск: Ак Чечек, 2005. -Вып. IV: Материалы этнографические. -1026 с
  • Хангалов М.Н. Собрание сочинений. -Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. -Т. 1. -551 с
Еще
Статья научная