Трагедия Вяч. Иванова «Прометей» в свете исследований культа кабиров в немецкой классической филологии XIX века

Бесплатный доступ

Трагедия Вяч. Иванова «Прометей» не раз становилась предметом историко-литературного и герменевтического анализа, однако исследователи уделяли мало внимания подтекстуальному полю произведения, ограничиваясь эксплицированными самим Ивановым аллюзиями. Целью работы является установление одного из ритуально-мифологических подтекстов ивановской пьесы, а именно - взаимосвязи образа сынов Прометея, одного из ключевых акторов трагедии, с мифологическими Кабирами. Материалом исследования стал текст трагедии, эпистолярий Иванова, его научные работы, а также исследования кабирического культа Фридриха Велькера, Людвига Преллера и авторов из Лексикона Рошера - те источники, знакомство с которыми Иванова документально подтверждено. Использованы компаративистский, герменевтический, структурносемантический методы, метод контекстуального и мотивно-тематического анализа. Результатом проведенного исследования стало обнаружение тесной взаимосвязи между образом сынов Прометея и Кабирами. Их объединяет связь с орфическим мистериально-дионисийским сюжетом растерзания Диониса титанами и его возрождения, мотив священного брака, участие в учреждении мистерий и первых ритуальных действий (бега с факелами, героической тризны, похоронного обряда, земледелия). Сыны Прометея предстают как первые люди. Подобно Кабирам, они образуют мистическую общину, которая носит благочестивый и богоборческий характер. Иванов вписывает свою трагедию в «Прометеиду» Эсхила и использует все три события, которые Велькер считал основным содержанием «Прометея-огненосца»: свадьба Прометея, кража огня, передача его людям. Сценическое пространство ивановской трагедии напоминает Лемнос - остров, где Прометей крал огонь и передавал его Кабирам.

Еще

Вяч. иванов, фридрих велькер, людвиг преллер, культ кабиров, прометей, пандора, античная мифология, подтекст, символизм

Короткий адрес: https://sciup.org/147241133

IDR: 147241133   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2023.962

Список литературы Трагедия Вяч. Иванова «Прометей» в свете исследований культа кабиров в немецкой классической филологии XIX века

  • Брюсов В. Я. Вячеслав Иванов. Прометей. Трагедия // Вяч. Иванов: Pro et contra. Т. 1. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2016. С. 396-398.
  • Венцлова Т. К вопросу о русской мифологической трагедии: Вячеслав Иванов и Марина Цветаева // Венцлова Т. Собеседники на пиру: Литературоведческие работы. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 106-126.
  • Вестбрёк Ф. Фрагмент неоконченной трагедии «Антигона» Вячеслава Иванова // Europa Orientalis. XXI. 2002. 1. С. 170-211.
  • Герасимов Ю. К. Неоконченная трагедия Вячеслава Иванова «Ниобея» // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1980 год. Л.: Наука, 1984. С. 178-203.
  • Иванов Вячеслав, Зиновьева-Аннибал Лидия. Переписка: 1894-1903. М.: Новое литературное обозрение, 2009. Т. 1. 752 с.
  • Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.
  • Цимборска -Лебода М. Прометей и Пандора, или мифопоэтическая антропология Вячеслава Иванова (на материале трагедии «Прометей») // Mistrzowi i Przyjacielowi. Wroslaw, 2010. С. 149-168.
  • Cymborska-Leboda M. «La tradition du feu»: le mythe de Prométhée et sa metamorphose dans la tragédie de Viatcheslav Ivanov Prometei' (Promethée) // Representations er symboliques du feu dans les théatre européens (XVIe - XXe siécle). Paris: Honore Champion, 2013. P. 137-149.
  • Duchemin J. Promethee. Histoire du mythe, de ses origins orientales a ses incarnations modernes. Paris: Société d’édition «Les belles lettres», 1974. 218 p.
  • Mureddu D. G. The tragedy Prometheus by Vjačeslav Ivanov // Vjačeslav Ivanov.Russischer Dichter -Europäischer Kulturphilosoph. Heidelberg: Universitätverlag C. Winter, 1993. S. 127-162.
Еще
Статья научная