Трагический образ Елены Спартанской в одноименной пьесе Э. Верхарна

Автор: Семченко Людмила Витальевна

Журнал: Сибирский филологический форум @sibfil

Рубрика: Литературоведение. Зарубежная литература

Статья в выпуске: 1 (1), 2018 года.

Бесплатный доступ

Рецепция античного материала является одной из ведущих тенденций в современном литературоведении. Исследователи рассматривают трансформацию известных мифологических сюжетов, освоение классических образов в литературном наследии, предлагая свои методы анализа и интерпретации мифа. Так, учеными выделяется символическая концепция Э. Кассирера, структуралистская К. Леви-Строса, эстетическая А.Ф. Лосева. Широкое распространение в настоящем антиковедении получают метод психоанализа и гендерный подход, что позволяет выделить новые типы художественной рецепции. Особое место в мировой литературе занимает античный цикл мифов о Троянской войне, который привлекал писателей разных эпох и направлений. И одним из самых интересных и неоднозначных троянских образов для художников остается образ Елены Прекрасной. Спартанская царица невероятно красива, но ее красота обладает не созидательной, а разрушительной силой. Героиня и восхищает, и вызывает ненависть. Так, еще в Античности образ Елены становится амбивалентным. Вследствие этого существуют разные оценки поведения известной красавицы, ее роли в развязывании кровопролитной Троянской войны, соответственно, формируются разные линии в интерпретации образа, которые находят свое развитие и в литературе XX века. Цель данной статьи - проанализировать рецепцию образа Елены Прекрасной в трагедии бельгийского писателя и поэта Эмиля Верхарна «Елена Спартанская» («Helena de Sparte»,1909). Основными методами исследования являются рецептивный метод, сравнительно-исторический и метод мотивного анализа. Э. Верхарн впервые рисует трагический образ Елены Прекрасной. Спартанская царица становится жертвой собственной красоты, сила которой у нее самой вызывает страх. Верхарновская героиня способна духовно эволюционировать, менять свои предпочтения и взгляды. Образ Елены становится символом совершенной красоты - внутренней и внешней. Тесно связывая мифологический сюжет с современностью, писатель снимает с Елены обвинения в развязывании войны, представляя героиню жертвой политических интриг.

Еще

Художественная рецепция, мифология, миф, античная литература, литература xx века, троянский миф, мотив, мотивный комплекс

Короткий адрес: https://sciup.org/144161955

IDR: 144161955

Список литературы Трагический образ Елены Спартанской в одноименной пьесе Э. Верхарна

  • Ашаева А.В., Чиглинцев Е.А. Рецепция Античности: актуальные исследовательские тенденции в современном зарубежном антиковедении (опыт историографического обзора) // Ученые записки Казанского государственного университета. 2012. № 3, т. 154. С. 162-171.
  • Брюсов В.Я. В гостях у Верхарна. Из записной книжки // Дневники. Автобиографическая проза. Письма / сост., вступ. ст. Е.В. Ивановой. М.: ОЛМА - ПРЕСС Звездный мир, 2002. С. 250-259.
  • Верхарн Э. Елена Спартанская / пер. В. Брюсов. М., 1909. 92 с.
  • Гомер. Одиссея / пер. В. Вересаева. URL: http://lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer02.txt (дата обращения: 21.10.2016).
  • Денисман Т.Г., Эфрос Н.Д. Переписка с Эмилем Верхарном 1906-1914 // Литературное наследие. М., 1976. Т. 58. С. 546-621.
Статья научная