Трансформация инфернального в идиллическом: Н. В. Гоголь - Л. Н. Толстой - И. А. Бунин

Автор: Шульц Сергей Анатольевич

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 3 т.15, 2017 года.

Бесплатный доступ

На материале повестей Н. В. Гоголя («Вий»), Л. Н. Толстого («Дьявол»), И. А. Бунина («Митина любовь») рассмотрена эволюция сюжета трансформации «дьявольского» в «идиллическом». Показана связь разрушения «идиллии» с мифологическим сюжетом происхождения космоса из хаоса. Хтоническое начало, под власть которого подпадают Хома и Иртенев, проявляет себя в неожиданных условиях: идиллические «мирные пейзажи» обнаруживают в себе возможность обратной страшной метаморфозы. Если Хома «соблазнен» помимо своей воли, то в истории со Степанидой Иртенев - инициатор. В обоих случаях актуализируются также отношения власти как регулятора общественного устройства: сирота бурсак соблазнен богатой и знатной панночкой; Евгений же, приглашая Степаниду, напротив, пользуется своим преимуществом барина. В конечном счете оба героя подчинены власти бесовской, покрывающей все другие отношения господства и подчинения. В эпоху сентиментализма идиллический канон был «акосмичен». Гоголь и Толстой вернули ему космизм, а наследующий им Бунин частично вернулся к сентименталистскому акосмизму, «лирически» шире раскрыв катастрофу индивидуального сознания.

Еще

Н. в. гоголь, л. н. толстой, и. а. бунин, дж. байрон, "идиллическое", инфернальность, хаос и космос

Короткий адрес: https://sciup.org/14749026

IDR: 14749026   |   DOI: 10.15393/j9.art.2017.4502

Список литературы Трансформация инфернального в идиллическом: Н. В. Гоголь - Л. Н. Толстой - И. А. Бунин

  • Бахтин М. М. Дополнения и изменения к Рабле//Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. -М.: Русские словари, 1996. -Т. 5. -С. 80-129.
  • Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе//Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. -М.: Языки славянских культур, 2012. -Т. 3. -С. 340-512.
  • Белый А. Душа самосознающая. -М.: Канон+, 1999. -559 с.
  • Бицилли П. М. Бунин и его место в русской литературе//Бицилли П. М. Трагедия русской культуры. -М.: Русский путь, 2000. -С. 418-423.
  • Бочаров С. Г. О художественных мирах. -М.: Советская Россия, 1985. -296 с.
  • Булгаков С. Н. Человекобог и человекозверь. По поводу последних произведений Л. Н. Толстого: «Дьявол» и «Отец Сергий»//Булгаков С. Н. Сочинения: в 2 т. -М.: Наука, 1993. -Т. II. -С. 458-498.
  • Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. -М.: Радикс, 1993. -590 с.
  • Гаспаров М. Л. Сюжетосложение греческой трагедии//Гаспаров М. Л. Избр. труды: в 3 т. -М.: Языки русской культуры, 1997. -Т. 1. -С. 449-482.
  • Голубева Е. И. Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя: дис. … канд. филол. наук. -М., 2016. -133 с.
  • Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. -М.; Л.: ГИХЛ, 1959. -532 с.
  • Густафсон Р. Обитатель и чужак. Теология и художественное творчество Льва Толстого/пер. с англ. Т. Бузиной. -СПб.: Академический проект, 2003. -477 с.
  • Ильин И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. -М.: Скифы, 1991. -216 с.
  • Ковалев В. А. Поэтика Льва Толстого: Истоки. Традиции. -М.: Изд-во МГУ, 1983. -176 с.
  • Кривонос В. Ш. Пародийный герой и его оценка в прозе Гоголя («Вий»)//Проблемы изучения литературного пародирования. Межвуз. сб. науч. тр. -Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1996. -С. 87-94.
  • Лосев А. Ф. Диалектика мифа//Лосев А. Ф. Миф -число -сущность. -М.: Мысль, 1994. -С. 5-216.
  • Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. -М.: Мысль, 1996. -975 с.
  • Маркович В. М. Балладный мир Жуковского и русская фантастическая повесть эпохи романтизма//Жуковский и русская культура. -Л., 1986. -С. 138-166.
  • Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. -М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. -136 с.
  • Ничипоров И. Б. Поэзия темна, в словах невыразима… Творчество И. А. Бунина и модернизм. -М.: Метафора, 2003. -256 с.
  • Сливицкая О. В. «Повышенное чувство жизни». Мир Ивана Бунина. -М.: РГГУ, 2004. -270 с.
  • Тамарченко Н. Д. Об авторской позиции в повестях «позднего» Л. Толстого («Крейцерова соната» и «Дьявол»)//Русская словесность. -1999. -№ 4. -С. 17-24.
  • Терц А. (Синявский А. Д.) В тени Гоголя//Терц А. (Синявский А. Д.) Сочинения: в 2 т. -М.: Старт, 1992. -Т. 2. -С. 3-336.
  • Тирген П. Et in Arcadia ego: Идиллия и смерть в русской литературе//Sub specie tolerantiae. Памяти В. А. Туниманова. -СПб.: Наука, 2008. -С. 305-321.
  • Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии/пер. с нем. И. Сац//Шиллер Ф. Собр. соч.: в 7 т. -М.: ГИХЛ, 1957. -Т. 6. -С. 385-477.
  • Шульц С. А. Гоголь. Личность и художественный мир. -М.: Интерпракс, 1994. -160 с.
  • Шульц С. А. Миф и ритуал в творческом сознании Л. Н. Толстого//Русская литература. -1998. -№ 3. -С. 33-42.
  • Шульц С. А. Гоголевский миф о художнике в контексте нарративной двуплановости повести «Вий»//Гоголезнавчi студїi/Гоголеведческие штудии. -Нiжин, 2000. -Вып. 5. -С. 122-142.
  • Шульц С. А. Хома Брут и Франсуа Вийон//Человек. -2017. -№ 2. -С. 144-154.
Еще
Статья научная