Трансформация инновационных процессов в соответствии с принципом открытости

Бесплатный доступ

В статье представлен анализ последствий интеграции открытых инноваций в инновационные процессы. Целью исследования является выявлений последствий реализации принципа открытости для участников инновационных процессов, включающих исследовательские центры, предприятия реального сектора экономики, государства и местного сообщества. Особое внимание уделено исследованию эволюции организационных форма реализации стратегий инновационного развития, предполагающих замещение вертикальных взаимосвязей между участниками горизонтальными. Выявлены атрибутивные признаки сетевых образований (экосистем предпринимательства и др.), возникающих в соответствии с управленческими решениями государства и как следствие функционирования рыночного механизма саморегулирования.

Еще

Открытые инновации, инновационный цикл, модели инноваций, "будущий потребитель", модель инноваций, институты развития, объекты инновационной инфраструктуры

Короткий адрес: https://sciup.org/170189134

IDR: 170189134   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2021-7-141-144

Текст научной статьи Трансформация инновационных процессов в соответствии с принципом открытости

Активизация процессов информатизации и цифровизации экономического пространства, вызванная внедрением информационнокоммуникационных технологий не только в инновационные, но и в традиционные сферы экономической деятельности, привела к возникновению и широкому распространению открытых инноваций. Данный тип инноваций в отличии от закрытых генерируются в лабораториях, исследовательских университетах и стартапах, которые взаимодействуют с предприятиями реального сектора экономики, обеспечивающими внедрение и широкое распространение нововведений. При этом ведущую роль играют технологические инновации, использование которых позволяет качественно изменить содержание традиционных факторов производства и процессов их использования. Постоянное повторение итераций с участием научных и образовательных организаций, субъектов предпринимательства и государства привело к становлению новых моделей производства и диффузии инноваций, к числу которых относятся модель «тройной спирали» (Г. Ицковиц [1]), четырехзвенная (Э. Караяннис, Э. Григорудис [2] и др.) и пятизвенная модели (Р. Акофф [3], Ю.А. Урманцев [4]). В свою очередь, эффективность подобных моделей во многом определяется наличием объектов инновационной инфраструктуры и организационных схем управления, которые обеспечивают снижение транзакционных издержек взаимодействия. К их числу относятся: бизнес-инкубаторы, территории опережающего социально-экономического развития, особые экономические зоны технико-внедренческого типа, технопарки, центры коллективного пользования, инжиниринговые центры и центры прототипирования и др. Модификация инновационного цикла и моделей инноваций предопределяет необходимость исследования их особенностей, понимание которых позволит обосновать инструменты регулирования инновационных процессов в современной экономике. Этим определяется актуальность темы, а также теоретическая и практическая значимость полученных выводов.

Проведенные исследования показывают, что инновации не вытекают непосредственно из научных исследований, которые могут трактоваться как необходимое, но не достаточное условие инициации инновационного цикла. Инновации представлены товарами и процессами, которые возникают вследствие применения новых технологий, бизнес-моделей, а также новых отношений. Важную роль в современном мире играют социальные инновации, которые связаны с производством социальной ценности и отражают качественно новое отношение к нововведениям со стороны местного сообщества.

Системообразующим элементом современных инновационных систем и моделей инновационного развития выступают открытые инновации (Г. Чесбро [5]), распространение которых вызвало экосистем предпринимательства и качественному изменению реализуемых субъектами бизнеса конкурентных стратегий. По сути, термин «экосистема» используется для обозначения многоуровневых и многоплановых сетей локального, национального или международного уровней, в основе которых находятся формальные и неформальные отношения между заинтересованными сторонами, обеспечивающими обмен знаниями и результатами деятельности. Возникно-вение экосистем привело к тому, что линейный тип инновационного цикла не отвечает принципам гибридизации и интеграции многообразных знаний, присущих современным инновациям. Это связано с тем, что эти знания и результаты интеллектуальной деятельности в целом находятся не только за пределами компании, но часто и за пределами отрасли. Для крупных компаний принцип открытости обусловливает необходимость поиска и приобретения знаний извне. Кроме того, цифровые технологии качественно трансформируют инновационные стратегии и вносят значительный вклад в процесс производства открытых инноваций. Основанная на логике сотрудничества, интернет-культура постепенно проникает во все сектора экономики, обусловливая межсекторальные взаимодействия участников инновационных отношений, а также способствуя повышению скорости распространения инноваций.

Становление парадигмы открытых инноваций инициирует интерес к поведению конечных пользователей и интеграции последних в теоретические модели. В этой связи в научной литературе появляется категория «инновации gap», которая отражает разрыв между ценностями общества и представлениями о приоритетных направлениях инновационного развития, провозглашаемых компаниями. Это определяет необходимость разработки и внедрения моделей, которые интегрируют «будущих потребителей» и учитывают их выбор. Тем самым инновации все чаще разрабатываются совместно с конечным пользователем в рамках процесса, который не ограничивается исследованиями и производством. Однако реализация нового подхода к процессу производства и распространения инноваций предполагает необходимость понимания законов потребительского поведения, что обусловливает междисциплинарный характер исследований в этой области, учитывающих достижения этнологии, социологии, маркетинга, психологии и др. Гносеологический потенциал цифровых технологий, позволяющих проводить постоянный мониторинг потребительских предпочтений, создает объективные предпосылки для сбора и обработки большого объема фактических и статистических данных, отражающих особенности поведения «будущего потребителя» инновационной продукции.

Появление открытых инноваций приводит к появлению новых схем взаимодействия участников инновационного процесса, включающих сообщества с открытым исходным кодом, ориентированные на децентрализацию процессов разработки программного обеспечения; краудфандинг как способ финансирования проекта или предприятия за счет привлечения небольших платежей фактических и потенциальных потребителей инновационной продукции; краудсорсинг-платформы, хакерские площадки, коворкинг-пространства и др. Указанные схемы, реализуемые офлайн и (или) онлайн, выходят за рамки традиционных и часто автономных схем инновационного цикла, представленных линейной последовательностью исследовательской лаборатории и производственного предприятия. В их основе лежит понимание инноваций как повседневного явления, не являющегося прерогативой научной или предпринимательской элиты. При этом инновации выступают результатом межсекторальных взаимодействий в реальном секторе экономики и следствием интеграции различных научных школ, исходящих из признания междисциплинарного характера исследований. Атрибутивными свойствами модели открытых инноваций выступают: гибридизация связей между растущим числом участников инновационных процессов, деинституционализация инноваций с помощью отдельных групп организаторов инновационных проектов; смешение физического и виртуального пространства; понимание растущей роли этапа прототипирования и доиндустриального производства» учет выбора «будущего потребителя»; повышение интенсивности взаимодействий между субъектами отдельных стадий цепочки создания стоимости.

В постиндустриальном обществе инновации превратились в ключевой фактор конкурентоспособности. Появление стартапов вызвало повышение скорости распространения инноваций, поскольку они предполагают сокращение времени между разработкой концепции и тестированием инноваций. Зоны опережающего развития, представленные наукоградами, особыми экономическими зонами, кластерами, технополисами и др., становятся катализаторами инноваций. Особое место среди подобных образований занимают инновационные мегаполисы, для которых характерны следующие признаки: способность постоянно воспроизводить факторы инноваций и взаимодействия между участниками инновационных процессов; участие местного сообщества в процессах производства, распространения и потребления инноваций; интегрированность субъектов инновационных отношений в глобальные сети и экосистемы; использование информационных платформ, или программных комплексов, обеспечивающих функционирование базового набора сервисов, необходимых пользователям для выполнения определенных задач не только в сфере научных исследований, производства, но и в области государственного управления (местного самоуправления) и в повседневной жизни; наличие институтов развития. Все это позволяет

«инновационному мегаполису» генерировать определенное разнообразие моделей инноваций, поддержание которого становится стратегической задачей государства и местного сообщества.

Таким образом, внедрение принципа открытости в инновационные процессы приводит к качественному изменению характера взаимодействий меду участниками инновационных отношений. Расширению субъектного состава последних, а также к формированию нового типа модели инноваций. Тем самым, формируется потребность в организационных нововведениях, обеспечивающих трансформацию сравнительных и абсолютных преимуществ территории в источник конкурентоспособности ее резидентов, вовлеченных в инновационные процессы.

Список литературы Трансформация инновационных процессов в соответствии с принципом открытости

  • Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии / Генри Ицковиц; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с.
  • Carayannis E., Grigoroudis E. (2016) Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization: Knowledge Production and National Competitiveness. Foresight and STI Governance, vol. 10, №1, pp. 31-42. DOI: 10.17323/1995-459x.2016.1.31.42
  • Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремлённых системах = On Purposeful Systems/ Пер. с англ. под ред. И.А. Ушакова. М.: Советское радио, 1974. 272 с.
  • Урманцев Ю.А. Общая теория систем в доступном изложении Ижевск: НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика", 2014. 408 с.
  • Chesbrough H. Open Business Models. How to Thrive in the New Innovation Landscape, 2006.
Статья научная