Трансформация российских компаний в условиях новых вызовов

Бесплатный доступ

Ситуация, складывающаяся в экономике России в настоящее время и в ближайшей перспективе, будет определяться, в первую очередь, внешнеэкономическими вызовами и нарастанием глобальных угроз. В этих условиях российским компаниям требуется немало усилий, чтобы отвечать на эти вызовы. Раскрытие и использование имеющегося потенциала компаний выступает важнейшей задачей текущего момента, от решения которой во многом будет зависеть успешность развития российской экономики.

Институты развития, механизмы поддержки, внутренние инвестиции, цепочки добавленной стоимости, длинные деньги

Короткий адрес: https://sciup.org/148332311

IDR: 148332311

Текст научной статьи Трансформация российских компаний в условиях новых вызовов

В рамках ПМЭФ-2023 в соответствии с главной темой Форума – «Суверенное развитие – основа справедливого мира. Объединим усилия во имя будущих поколений» – вектор дискуссий был направлен на объединительную повестку дня. Многочисленные обсуждения прошли в рамках пяти тематических блоков: «Мировая экономика в эпоху глобального перелома», «Российская экономика: от адаптации к росту», «Выстраивая технологический суверенитет», «Народосбережение и качество жизни – основной приоритет», «Рынок труда: ответ на новые вызовы». Как видно из повестки, вектор дискуссий был ори-

ГРНТИ 06.52.17

EDN JFMQKE

Лариса Александровна Миэринь – доктор экономических наук, профессор, профессор специализированной кафедры ПАО «Газпром» Санкт-Петербургского государственного экономического университета. ORCID 00090006-8766-6551

Данная статья подготовлена по материалам сессии ПМЭФ-2023 «Раскрытие существующего производственного потенциала компаний в России». Информационно-аналитическая система Росконгресс. [Электронный ресурс].

Режим доступа:    potentsiala-kompaniy-rossii/translation/# (дата обращения 26.12.2023).

ентирован на обсуждение, в первую очередь, стратегически приоритетных направлений развития российской экономики, связанных с изменением внешнеэкономической среды и порождаемыми этим глобальными вызовами.

Новые вызовы и новые возможности

Нынешнюю ситуацию в мире эксперты называют термином «пермакризис», то есть перманентный кризис. Британский словарь Collins English Dictionary назвал «пермакризис» главным словом 2022 года в английском языке (см.: . И это не удивительно, ведь разрыв экономических связей с нашей страной вернулся разрушительным бумерангом в Европейский Союз. Отличительным признаком пермакризиса является то, что из-за сложившихся глобализационных взаимозависимостей экономик возникает эффект домино. Он усиливает продолжительность кризисов и их разрушительный характер – такие периоды идут друг за другом без перерывов.

Стратегический ландшафт (рис. 1) текущей российской ситуации представляется весьма сложным. И это связано не только с действиями европейских партнеров, но и американских. Общее поле мирового хозяйства весьма нестабильно и противоречиво, оно продуцирует множество угроз для развития национальных экономик, оно требует от них принятия своевременных, зачастую очень масштабных мер в ответ на «предъявляемые» вызовы.

Рис. 1 . Стратегический ландшафт национального хозяйства

Ситуация экономической блокады России со стороны Запада, начавшейся в 2022 году, негативно сказалась на большинстве отечественных отраслей. Первыми почувствовали негативный фон те крупные российские компании, которые связаны с поставками сырья. Потеря европейских рынков больнее всего ударила по «Газпрому», у которого наблюдалось снижение чистой прибыли (см.: . Сильно пострадали и технологические компании, автопроизводители, перерабатывающая отрасль.

Несмотря на пессимистические прогнозы относительно глубины воздействия санкций на российскую экономику, падение ВВП оказалось не таким значительным, как прогнозировали международные эксперты в первой половине 2022 года. На снижение ВВП в 2022 году, которое составило 2,1%, повлияло сокращение индекса физического объема добавленной стоимости в следующих отраслях (см.: : оптовая и розничная торговля – 12,7%; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – 6,8%; обрабатывающие производства – 2,5%; транспортировка и хранение – 1,8%.

По данным Росстата, структура основных компонентов ВВП в 2022 году относительно 2021 года сместилась в сторону увеличения доли чистого экспорта – с 9,3% до 12,5% – за счет существенного роста цен экспортируемых топливно-энергетических продуктов по сравнению с ценами импорта. Наряду с высокими ценам на энергоресурсы, выстоять в условиях внешних беспрецедентных мер экономического давления и недобросовестной конкуренции в самых крайних формах российским компаниям помогла государственная поддержка, а также многолетний опыт работы в режиме введённых санкций. Стрессоустойчивость отечественной экономики обеспечивается многолетней «закалкой» хозяйства, научившегося преодолевать как внутренние трансформационные проблемы перехода к рынку 1990-х годов, так и внешние: мировой кризис 2008-2009 гг., введение санкций в 2014 году, пандемию 2020-2021 гг.

Тяжелее всего в такие «штормовые» годы приходится малому и среднему предпринимательству (МСП). Если проследить динамику числа компаний МСП, то из данных таблицы видно, что отрицательная динамика была в период пандемии, а за 2022 год общее количество малых и средних предприятий даже выросло на 2,1%, правда, не восстановился пока уровень даже 2018 года [1]. Самым тяжелым в ситуации санкционного воздействия является разрыв хозяйственных связей, потеря рынков и клиентов, а значит и потеря ресурса времени, что в конкурентной среде оборачивается финансовыми потерями.

Таблица

Число субъектов МС П в России ( по состоянию на 1 января соответствующего года)

Показатель

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Количество

6 039 216

6 041 195

5 916 906

5 684 561

5 866 703

5 991 349

Рост к предыдущему году, %

0,03

0,0003

-0,02

-0,04

3,2

2,1

Составлено автором по [1].

С появлением санкционных «черных лебедей», возникшей геоэкономической фрагментацией мира и вызванным этими факторами падением производства российским компаниям удалось справиться, благодаря активной поддержке со стороны государства всех субъектов хозяйствования: и бизнеса, и населения. Это было подчеркнуто экспертами в рамках сессии ПМЭФ-2023 «Раскрытие существующего производственного потенциала компаний в России». Отмечая трудности и вызовы, с которыми столкнулась наша страна, Анатолий Храмцов, заместитель генерального директора – главный инженер, ОАО «Российские железные дороги», указал, что каждый вызов открывает окно возможностей.

По мнению экспертов, высказывавшемуся на Форуме, сейчас у российских компаний есть относительно небольшой временной интервал – порядка 8-10 лет, чтобы восстановить потерянные позиции с новыми партнерами или на новых рынках, реализовав амбициозную задачу обеспечения технологического лидерства страны в мире. Реализация потенциала любой компании – это всегда использование ресурсов и возможностей. И увидеть эти возможности – очень важно. Эксперты, участвовавшие в сессии, обратили внимание ряд новых возможностей для отечественных компаний.

Евгений Черняков, заместитель генерального директора по продажам и операциям, ПАО «Северсталь», отметил, что с уходом международных компаний изменился спрос в стране, вырос запрос на отечественную продукцию. При этом, те крупные компании, которые пришли на место иностранных, формируют спрос для сектора МСП, у которого есть хорошие возможности для развития. В рыночной экономике общим принципом является то, что предприятия МСП выступают определенным «подшерстком» для крупного бизнеса, и эта синергия взаимодействия придает процессу возрождения экономики новый потенциал. Так, например, уход компании «Сименс», производившей поезда «Сапсан» в партнерстве с российскими фирмами, поставил задачу обеспечить замену этому продукту, соответственно, появился шанс сделать к 2027 году полностью отечественный скоростной поезд, что реально расширяет внутреннюю кооперацию.

Александр Тарабрин, Заместитель председателя, ВЭБ.РФ, отметил, что запускается фонд акционерного капитала, а также фабрика проектного финансирования, использующие такой долгосрочный инструмент, как проектное финансирование, что позволяет привлекать длинные деньги для того, чтобы перезапустить и развивать производства. Очевидно, что основной базис возможностей для развития и реализации производственного и технологического потенциала компаний формирует государство, реализуя пакет регуляторных мер, «расшивающих» возникшие узкие места.

Направления и задачи трансформации компаний

Вызовы бизнесу, связанные как с технологическими и технико-экономическими проблемами (потеря доступа к передовым технологиям по большинству продуктов микроэлектроники, приборостроения, станкостроения), так и с организационно-экономическими (потеря сложившейся позиции в разделении труда, разрыв кооперационных связей в науке, технике, производстве и даже культурной и образовательной сферах), воспринимаются бизнес-сообществом как долгосрочные, требующие адекватных стратегических решений.

Важным аспектом устойчивого развития компаний является полноценное использование потенциала человеческих ресурсов. Сформированный в России человеческий капитал, по оценкам ПРООН, имеет очень высокий уровень развития, если брать данные по индексу человеческого развития (ИЧР) (рис. 2). Снижение ИЧР в 2021 году связано с ситуацией пандемии Covid-19, но это временное явление. По ИЧР Россия находится в группе стран с очень высоким показателем, что достигается, в первую очередь, высокими параметрами развития сферы образования.

Рис. 2 . Динамика значения ИЧР для РФ [2]

Однако, несмотря на положительный фактор накопления человеческого капитала, переток высококлассных специалистов за рубеж, наблюдавшийся все предшествующие годы, создает проблемы на внутреннем рынке труда, и ответом на этот тренд должна стать политика, стимулирующая сохранение кадров в стране. Важным аспектом в плане обеспечения кадрами отечественного бизнеса является решение проблемы отраслевых и региональных кадровых дисбалансов.

Как показал опыт последних трех лет, компании быстро учатся адаптироваться к новым условиям, становятся гибкими и быстрыми в своих решениях, перестраивая свои связи по технологическим цепям. А вот быстро заместить или вырастить кадры не всегда возможно, по каким-то направлениям требуется заново возрождать научно-технологические школы, и это совместная задача бизнеса и государства. Связанная с этим проблема – обеспечение высокотехнологичных рабочих мест. Сейчас стоимость одного такого места существенна: в микроэлектронике, биотехнологиях, например, она составляет 100150 млн рублей при строительстве новых заводов. И эти инвестиции нужно планировать сейчас, чтобы обеспечить стране высокопроизводительное конкурентное производство, – отметил Никита Рыбленков, Генеральный директор, ООО «Новосталь-М».

Эксперты высказали мнение, что замещать все, что ушло, не нужно. Следует активнее двигаться вперед в тех областях, где у России есть конкурентные преимущества. Общие направления, вытягивающие бизнес независимо от размера, это доминирующие тренды, такие как цифровизация, переход к квантовым коммуникациям. Именно на них и следует сосредоточиться. Как только появился запрос на новые технологии, у российского бизнеса все нашлось: и научные заделы, и финансирование, когда государство в буквальном смысле слова «подставило плечо». Важно, чтобы такой диалог бизнеса и власти сохранялся в стратегических направлениях.

На сессии было отмечено, что в России формируется сейчас новая бизнес-модель, которая характеризуется тем, что клиенты становятся партнерами компаний, совместно прорабатывая новые экономические ниши. Те компании, которые имели подготовленные варианты прогнозных сценариев развития в условиях роста неопределенности внешней среды и появления новых вызов, как это было у группы предприятий ОАО «УГМК», смогли трансформировать свою операционную деятельность и перестроить производство, используя цифровую трансформацию. В целом резервы для роста и развития у российских компаний есть. Самое главное – обеспечить мотивацию и вовлеченность людей в реализацию поставленных задач, – отметил Михаил Юрчук, заместитель генерального директора, ООО «Атлас Майнинг» (ОАО «УГМК»).

Заключение

Формирующаяся под воздействием новых вызовов модель развития российской экономики нацелена на создание в качестве важнейшего условия выживания экономического и технологического суверенитета. Ведущую роль в реализации этой задачи должны сыграть российские компании. В ближайшей перспективе российскому бизнесу предстоит решать множество задач, но без широкой государственной поддержки это трудно осуществить, т.к. масштабы проблемы требуют государственных стратегических решений. В связи с этим, на наш взгляд, в качестве приоритетных задач необходимо предусмотреть:

  •    развитие подразделений в компаниях, работающих с рисками;

  •    увеличение числа бюджетных мест в вузах для подготовки по новым специальностям, связанным с цифровыми компетенциями, бизнес-аналитикой;

  •    расширение программ поддержки молодых специалистов в критически важных отраслях;

  •    разработку программ долгосрочного финансирования науки и образования как приоритетных сфер развития.