Трансформация трудовых отношений в условиях информатизации

Автор: Ефимов Владимир Александрович

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социологические науки

Статья в выпуске: 1, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены социальные аспекты развития дистанционных трудовых отношений. Отмечены причины широкого распространения дистанционной занятости с применением информационно-коммуникационных технологий, среди которых стремление к оптимизации трудовых процессов, гибкость графика работы, повышение мобильности специалистов, возможность привлечения высококвалифицированных кадров и др. Охарактеризованы особенности социально-экономических отношений на рынке дистанционного труда. Представлены данные Международной организации труда по дистанционной занятости в развитых странах. Обозначено, что в России дистанционная форма трудовой занятости с применением ИКТ используется в создании объектов интеллектуальной собственности. Установлено, что для построения модели культуры дистанционных трудовых отношений следует применять наработки в области социологии управления, информационных технологий, а также подходы других наук, в рамках которых исследуется сфера труда.

Еще

Дистанционная занятость, дистанционный труд, удаленная работа, дистанционный работник, социальные отношения, культура социального управления, фриланс

Короткий адрес: https://sciup.org/14939037

IDR: 14939037   |   DOI: 10.24158/tipor.2018.1.7

Текст научной статьи Трансформация трудовых отношений в условиях информатизации

Широкое проникновение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизнедеятельности общества заставляет людей ориентироваться в новых реалиях для осуществления более эффективного выбора. Главным образом это затрагивает сферу труда, в частности занятости населения. С помощью информационных технологий стали возможными коммуникации внутри и между фирмами в мировом масштабе. Согласно исследованию, проведенному компанией Symantec в 2009–2011 гг., число сотрудников, работающих удаленно, значительно возросло и продолжает расти. В 2009 г. в мире работали дистанционно 22 % работников, в 2012 г. – 32 % [1], а уже в 2015 г., согласно докладу Международной организации труда (МОТ) о возможностях и проблемах, связанных с ростом масштабов удаленной работы, доля занятых удаленно варьируется до 40 % (в зависимости от страны) [2].

Теперь специалистам не обязательно физически присутствовать на рабочем месте. Процесс работы может происходить не только на территории нанимателя, результат работы может быть передан последнему в любом месте. Сильна тенденция к работе в режиме онлайн, когда наниматель и нанимаемое лицо, находясь в различных местах, поддерживают рабочий контакт с помощью информационных технологий. Данные характеристики становятся все более весомыми в информационном веке.

Впервые термин «дистанционный труд» был предложен в 1972 г. американцем Дж. Найлл-зом для обозначения дистанционной работы по договору. В 2012 г. в статье авторитетного американского электронного издания BizTech «Отцы технологий: 10 людей, которые изобрели инновации в области технологий» [3] Найллз назван одной из самых выдающихся личностей в области инновационных технологий. Распространение дистанционной формы занятости является основной тенденцией в развитии социально-трудовых отношений.

Все более широкое применение нетипичных форм занятости обусловлено рядом негативных экономических и социальных факторов и вместе с тем обладает определенными преимуществами. В российской науке происходит процесс формирования и выработки единого подхода к пониманию дистанционных трудовых отношений, связанных с дистанционной занятостью.

Основными причинами широкого распространения дистанционной занятости с применением ИКТ являются:

  • –    стремление к оптимизации трудовых процессов,

  • –    гибкость графика работы и повышение мобильности,

  • –    создание рабочих мест,

  • –    улучшение соотношения работы и личной жизни,

  • –    возможность привлечения высококвалифицированных кадров.

В условиях сервисной экономики через глобальную сеть могут работать профессионалы в любой области: программисты, дизайнеры, художники, редакторы, переводчики, писатели, финансисты, юристы, медики, архитекторы, т. е. те специалисты, продукт деятельности которых можно доставить к заказчику с помощью ИКТ (сети Интернет).

В развитых странах, согласно докладу МОТ, опубликованному в 2017 г., доля работающих удаленно составляет 17 %, в США и Японии – почти 37 и 32 % соответственно. В Европейском союзе около 10 % сотрудников в 2015–2016 гг. время от времени работали удаленно, вне привязки к офису работали 5 %, а 3 % работников ежедневно выполняли удаленную работу из дома [4]. В России, стране с богатым интеллектуальным потенциалом, дистанционная форма трудовой занятости с применением ИКТ используется в создании объектов интеллектуальной собственности.

В период активного перемещения экономической деятельности в виртуальное пространство наблюдается тенденция, когда фирмы расположены в экономически развитых государствах, а персонал, осуществляющий основную деятельность, посредством ИКТ нанимается в тех странах, где стоимость трудовых ресурсов для этого вида деятельности низкая.

Многие современные авторы рассматривают дистанционную занятость преимущественно с точки зрения экономического подхода, т. е. как часть экономических отношений. Рациональному развитию дистанционных трудовых отношений способствует социокультурный подход. Л.И. Уварова отмечает важность такого подхода в решении проблем общественного развития. В одной из своих статей Л.И. Уварова утверждает следующее: «Социокультурный подход… отражает наметившуюся смену самой парадигмы цивилизационного развития: переход от свойственного индустриальному обществу технократизма к культуроцентризму, на котором будет основываться грядущая цивилизация постматериальных ценностей» [5, c. 54].

Общество представляет собой сложную динамическую систему связи людей, объединенных семейными, групповыми, сословными, классовыми отношениями [6]. Глобальные проблемы выживания человеческого рода становятся определяющими для нормального общественного развития, что подразумевает существование общественных отношений.

Философский энциклопедический словарь определяет отношения как «взаимозависимость элементов определенной системы. Отношения вещей и явлений друг к другу бесконечно многообразны: пространственные и временные, причинно-следственные, части и целого, формы и содержания. Особый тип представляют общественные отношения» [7].

Основателем психологической теории отношений в России является А.Ф. Лазурский (1874– 1917). Им была выдвинута концепция отношений личности, развитая впоследствии его учеником, видным советским психологом В.Н. Мясищевым, который видел сущность отношения в том, что «оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет». По мнению В.Н. Мясищева, отношения личности – ее интересы, потребности, склонности – являются прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми [8].

По мнению М. Вебера, признаком социального отношения служит степень отношения одного индивида к другому. Содержанием социального отношения могут быть «борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, “выполнение” соглашения, “уклонение” или отказ от него, соперничество экономического, эротического или какого-либо иного характера; сословная, национальная или классовая общность…» [9, c. 630].

Таким образом, общество представляет собой социальную сущность, социальные общности, деятельность, взаимосвязи, т. е. социальные отношения, в которых люди выполняют определенные социальные роли. В рамках общества всегда имеет место социальное взаимодействие. Социальные отношения, вытекающие из этого взаимодействия, различны по качеству и интенсивности, зависят от личностных качеств взаимодействующих индивидов.

А.В. Чичканов под социальными отношениями подразумевает один из основных типов общественных отношений, проявляющихся в крупной, относительно самостоятельной и устойчивой части общества – в его социальной сфере. К ней относятся все субъекты и процессы, принимающие прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей [10, c. 10].

Иначе говоря, социальные отношения могут охватывать большой диапазон социальных систем, содержащих обязательные элементы: субъекты взаимодействия, связующее их звено, систему функций, обязательных к выполнению относительно других субъектов взаимодействия.

Социальные отношения тесно связаны и обусловлены трудовыми отношениями. В условиях глобализации интенсивно меняются обустройство мира, характер и отношение к труду, характер рабочей силы и связанные с ними трудовые отношения. Социально-трудовые отношения дают возможность установить и определить социальную роль, общественное положение отдельного индивида и социальной общности в целом. Сфера труда и существующие в ней социальнотрудовые отношения являются одной из главных составляющих общественной жизни.

Трудовой рынок представляет собой систему общественных отношений, которые отражают степень развития и достигнутое на данный момент соотношение интересов между присутствующими на рынке субъектами: работодателями, наемными работниками и государством. Таким образом, социально-экономические отношения на рынке труда складываются из трех главных компонентов:

  • 1)    отношения между работодателями (предпринимателями) и трудящимися (наемными работниками);

  • 2)    отношения между субъектами рынка труда и их представителями (службами занятости, ассоциациями, профсоюзами);

  • 3)    отношения между работодателями, трудящимися и государством.

Работодатели – субъекты социально-трудовых отношений – люди, работающие самостоятельно и нанимающие на работу одного и более человек.

Наемные работники – самая многочисленная часть субъектов рынка труда. Наемный работник – физическое лицо, заключившее трудовой договор с работодателем. К ним относятся люди, живущие за счет продажи своих способностей к труду – рабочей силы. Их уровень материального обеспечения напрямую зависит от того, насколько успешно они могут продать свою рабочую силу – заключить трудовой договор и получить работу.

«Государство как субъект социально-трудовых отношений выполняет законодательную, регулирующую функции. Государственную политику в связи с рынком труда следует понимать как совокупность социально-экономических мер, принимаемых государством для достижения поставленных целей в сфере воспроизводства (улучшение профессионального состава и других структурных характеристик), обмена (предложение рабочих мест, совершенствование механизмов трудоустройства и социальной поддержки ищущих работу, ведения переговоров, заключения контрактов) и использования рабочей силы (стимулирование роста производительности труда, регулирование оплаты труда, условий труда, урегулирование конфликтов)» [11, c. 21].

Работник и работодатель имеют противоположные интересы, в связи с чем трудовое отношение является по своей социально-экономической природе противоречивым. Поэтому важным условием для возникновения трудовых отношений является юридическая независимость равноправных субъектов.

С точки зрения управления дистанционными трудовыми отношениями сфера труда представляет особый интерес как основа социальных отношений. М.Г. Либо и С.В. Кошелева отмечают, что «феномен удаленной работы проявляется на пересечении двух важнейших областей современного менеджмента: человеческих ресурсов и информационных технологий» [12, с. 117].

Более того, сфера труда как поле исследования охватывает множество проблемных вопросов, являющихся предметом изучения разных наук: социологии управления, информационных технологий и права. Для построения модели культуры дистанционных трудовых отношений нельзя ограничиться отдельными наработками в сфере социологии управления, равно как и нельзя в отдельности применить знания в области информационных технологий.

По мере развития информационных технологий увеличивается число дистанционных работников. Дистанционные трудовые отношения позволяют работодателю привлекать профессионалов из регионов, тем самым оптимизируя бюджет и улучшая качество выполняемых работ, а работнику – трудоустройство даже из региона с высоким уровнем безработицы.

Ссылки:

Список литературы Трансформация трудовых отношений в условиях информатизации

  • Катенева Ю. Удаленных работников хотят уравнять с офисными //Профсоюзы сегодня: профсоюзный информационный портал. URL: http://www.unionstoday.ru/news/russian/2012/10/05/17278 (дата обращения: 20.11.2017).
  • Working Anytime, Anywhere: The Effects on the World of Work: joint Eurofound and International Labour Office report/J. Messenger, . 2017. https://doi.org/10.2806/425484.
  • Ribeiro R. Fathers of Technology: 10 Men Who Invented and Innovated in Tech //Biztech. 2012. URL: http://www.biztechmagazine.com/article/2012/06/fathers-technology-10-men-who-invented-and-innovated-tech (дата обращения: 01.12.2017).
  • Уварова Л.И. Формирование культуры управления в процессе профессионального образования: социокультурный подход//Вопросы культурологии. 2008. № 11. С. 54-57.
  • Общая теория права и государства: учеб. для вузов/под ред. В.В. Лазарева. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2001.
  • Философский энциклопедический словарь/гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М., 1983.
  • Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.
  • Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем./сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М., 1990.
  • Чичканов А.В. Социальные отношения в современном российском обществе (социологический анализ): автореф. дис. … д-ра социол. наук. М., 2008.
  • Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и решения: монография. М., 2008. 232 с.
  • Либо М.Г., Кошелева С.В. Телеработа как новая форма управления персоналом в организациях виртуального типа//Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. Серия 8. 2004. № 3 (24). С. 117-137.
Еще
Статья научная