Трансформация управления региональным развитием в экономике платформ и экосистем: проблемы и пути решения

Автор: Лыщикова Юлия Владимировна

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Экономика

Статья в выпуске: 2, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены процессы трансформации регионального управления в условиях цифровизации, формирования, функционирования и развития платформ и экосистем. Охарактеризовано развитие экосистемного подхода в контексте информационного общества и цифровой экономики. Предложена структура региональной цифровой экосистемы в контексте территориального управления, включающая ядро (цифровую платформу), мультиагентное региональное сообщество, архитектуру и стандарты деятельности. Сформулированы и раскрыты принципы функционирования региональной цифровой экосистемы. Выявлены и систематизированы проблемы архитектуры, доверия, информационные, инфраструктурные и управленческие проблемы имплементации региональных цифровых экосистем в России. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и актуализации стратегических программных документов федерального, регионального и муниципального уровней, в том числе концепций внедрения интеллектуальных цифровых технологий «Умный регион», проектов «Умный город» и «Цифровой регион».

Еще

Трансформация, цифровизация, региональное управление, экосистема, со-конкуренция, со-творчество, «умный пространственный бенчмаркинг»

Короткий адрес: https://sciup.org/149132575

IDR: 149132575   |   DOI: 10.24158/pep.2020.2.9

Текст научной статьи Трансформация управления региональным развитием в экономике платформ и экосистем: проблемы и пути решения

Платформа является достаточно новым понятием современного государственного и регионального управления, но при этом оно в течение длительного времени используется в сфере производства, где принято говорить о семействе продуктов, разработанных и изготовленных на основе общей платформы и модульной архитектуры (например, семейство автомобилей на базе единой платформы). Повторное использование проектных решений, процессов и компонентов как ресурсного рычага приводит к значительной экономии времени и ресурсов компании за счет эффекта масштаба, позволяя проводить частичное обновление семейства продукции. Когда внутренняя платформа компании принимается и используется несколькими ключевыми игроками, она становится отраслевой платформой [2].

Чем более разветвленной является сеть участников платформы, тем обширнее информация для поиска вариантов решения проблемы потребителей, тем точнее спрос соответствует предложению, тем более выгодными становятся условия сделок. Прямые и косвенные сетевые эффекты платформы усиливаются использованием цифровых технологий, которые позволяют персонализировать отношения, агрегировать спрос, разрабатывать новые приложения, что способствует расширению сети [3]. Деятельность на базе платформ становится многомерной, в отличие от традиционной одномерной (или линейной) модели, а агенты, которые формируют такие платформы, становятся своего рода катализаторами экономической активности. Имеется в виду, что на базе платформ возникает «каталитическая реакция, в ходе которой новые ценности формируются за счет стимулирования взаимодействия между двумя или более взаимосвязанными группами потребителей» [4].

Благодаря цифровым технологиям становится проще и дешевле создавать и развивать платформы, так как нет необходимости владеть материальными активами и инфраструктурой в прежних объемах. Цифровые платформы позволяют по-новому представлять и продавать товары и услуги, организовывать сетевое взаимодействие акторов, реализовывать принцип совместного использования активов (шеринга). Платформенная технология, развиваясь, становится ядром цифровой экосистемы как организационной формы взаимодействия экономических субъектов, т.е. развитие технологий дополняется развитием коммуникаций и партнерства.

Термин «экосистема» привнес в экономику и менеджмент из биологии в 1993 г. Дж. Ф. Мур. Он предложил рассматривать организацию в контексте ее взаимодействия с другими фирмами и ввел термин «бизнес-экосистема» (business ecosystem), понимая под ним динамичные и совместно развивающиеся сообщества, состоящие из разнообразных субъектов, создающих и получающих новое содержание в процессе как взаимодействия, так и конкуренции [5]. В более поздней работе Дж. Ф. Мур рассматривает бизнес-экосистемы как организационную форму, такую же важную, как рынки и фирмы. Сравнивая их между собой, Мур отмечает, что «рынки обеспечивают трансакции товаров и услуг, фирмы – контроль деятельности по производству товаров, а ключевым вкладом экосистем являются инновации в товарах и деятельности по их производству, т.е. со-эволюция рынков, фирм и товаров» [6].

В настоящее время экосистемный подход используется и в региональной науке. Первое поколение такого рода работ [7] акцентирует внимание преимущественно на рассмотрении региона как экосистемы инноваций (например, в контексте реализации кластерной политики, обеспечения конкурентоспособности и экономического роста). Однако постепенно происходит переход к исследованию региональных экосистем во взаимосвязи с развитием информационного общества [8] и цифровой экономики [9]. Тем не менее вышеперечисленные труды рассматривают региональные экосистемы с позиций индустриального развития, цифровизации отдельных отраслей экономики региона, но не с позиции внедрения цифровых технологий в управление региональным развитием в формате создания экосистемы на базе единой цифровой платформы.

Экосистемный подход к региональному управлению становится все более актуальным направлением в рамках активно декларируемого внедрения в Российской Федерации проекта «Государство как платформа» [10]. На региональном уровне примерами реализации подобного рода подхода можно считать имплементацию концепций внедрения интеллектуальных цифровых технологий и реиндустриализации экономики Ульяновской, Новосибирской и Свердловской областей «Умный регион», а также недавно высказанную вице-спикером Совета Федерации Андреем Турчаком и поддержанную Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ идею трансформировать ведомственный проект «Умный город» в федеральный проект «Цифровой регион».

Экстраполяция специфики бизнес-экосистемы как сетевой структуры на уровень регионального управления позволяет предложить перспективную структуру региональной цифровой экосистемы (рис. 1).

В качестве ядра цифровой экосистемы региона могут выступать региональные центры обработки данных (ЦОДы), Ситуационные центры (СЦ) губернаторов, «цифровые двойники» регионов и альтернативные, основанные на интеллектуальных цифровых технологиях, решения.

Мультиагентное региональное сообщество представлено организатором экосистемы (владельцем платформы), в качестве которого выступают региональные органы власти, а также независимыми разработчиками и провайдерами и конечными пользователями (жителями региона). Однако специфика региональной цифровой экосистемы по сравнению с бизнес-экосистемой состоит в том, что организатор платформы также является ее пользователем наряду с остальными.

Архитектура региональной цифровой экосистемы предполагает сочетание горизонтальной и вертикальной интеграции технологических решений. Крайне сложной и важной проблемой в этом случае становится обеспечение согласованности (интегрируемости) информации и технологий. Правила функционирования региональной цифровой экосистемы определяют условия доступа к ней, степень ее открытости, контроля и основные принципы формирования и развития.

Принципы формирования, функционирования и развития региональных цифровых экосистем, сформулированные на основе принципов бизнес-экосистем [11], приведены на рисунке 2.

Рисунок 1 – Структура региональной цифровой экосистемы

Принцип приобретения и стратегического партнерства в региональном управлении

Принцип территориального сотрудничества и со-конкуренции

Принцип совместного с жителями региона и бизнес-сообществом создания ценности (со-творчество)

Принцип «все как услуга» в региональном управлении

Принцип персонализации взаимоотношений с гражданами и бизнесом

Принцип открытости и видимости региональных данных

Принцип алгоритмизации управления регионом

Принцип совместного использования (шеринг) ресурсов, компетенций, активов агентами региональной экосистемы

Рисунок 2 – Принципы региональной цифровой экосистемы

Принципы стратегического партнерства в приобретении технологий, компетенций, знаний, территориального сотрудничества и со-конкуренции можно объединить термином «умный пространственный бенчмаркинг», что предполагает не только традиционные технологии регионального бенчмаркинга в рамках поиска структурно схожих регионов и заимствования их практик, но и учет межрегиональных контекстов, ориентацию на межрегиональное взаимодействие в пределах взаимодополняемых технологических компетенций и специализаций, сотрудничество для достижения глобальной конкурентоспособности вместо конкуренции друг с другом. Принцип сотворчества в региональной цифровой экосистеме в определенной степени аналогичен процедуре предпринимательского поиска «умной специализации» с опорой на бизнес-сообщество и структуры гражданского общества региона. Принципы «все как услуга» и персонализация взаимоотношений предполагают предоставление агентам (гражданам и предприятиям) государственных услуг в формате электронно-сетевых общественных благ по индивидуальным запросам. Принципы открытости и видимости, алгоритмизации регионального управления на основе данных и шеринга отражают тенденции датацентричности, переиспользования и совместного использования данных и инфраструктуры, характерные для цифровой экономики в целом.

Рассмотрим в качестве примера функционирования цифровой экосистемы региона Ульяновскую область, поскольку именно этот субъект Российской Федерации в числе первых в 2017 г. разработал и принял концепцию внедрения интеллектуальных цифровых технологий «Умный регион» на 2017–2030 гг. В настоящее время в целях развития концепции разработан и находится в стадии обсуждения проект «Стратегия цифровой трансформации экономики и государственного управления Ульяновской области» на период до 2024 г., предполагающий более детальную проработку положений концепции «Умный регион», учитывающий рекомендации Всемирного банка, полученные регионом в 2017 г. по итогам оценки уровня развития цифровой экономики Ульяновской области, а также рекомендации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и ученых Ульяновского государственного технического университета. Перспективная структура цифровой экосистемы Ульяновской области согласно принятым и обсуждаемым нормативным документам представлена в таблице.

Таблица 1 – Перспективная структура цифровой экосистемы Ульяновской области

Элементы цифровой экосистемы региона

Пример имплементации в Ульяновской области

Ядро экосистемы региона (цифровая платформа)

Центр управления регионом (на основе Ситуационного центра Губернатора Ульяновской области), запуск запланирован на 2020 г.

Мультиагентное региональное сообщество

Органы власти и местного самоуправления, институты развития, бизнес-сообщество и жители Ульяновской области

Архитектура  региональной

цифровой экосистемы

– Общественный экспертный совет по развитию информационных технологий при Губернаторе Ульяновской области;

– Oтраслевые советы по цифровизации, включая Совет по индустриальной цифровизации Ульяновской области;

– Совет по реформам, национальным и приоритетным проектам при Губернаторе Ульяновской области;

– Правительственная комиссия по проведению административной реформы, развитию цифровой экономики и использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности в Ульяновской области;

– Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области;

– АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области», АНО ДО «Агентство технологического развития», «Точки кипения», «Кванториумы», АНО «Цивилизация», ОГКУ «Безопасный город», ОГКУ «Правительство для граждан», Фонд развития информационных технологий в Ульяновской области;

– ГАУ «Институт развития образования», ГУЗ «Ульяновский областной медицинский информационно-аналитический центр», проектные офисы и команды «цифровых» проектов.

Правила (стандарты) функционирования

– Согласование интересов и действий участников цифровой трансформации государственного управления и экономики;

– Датацентричный подход к деятельности органов власти и организаций и к построению информационной архитектуры;

– Предоставление лидерских позиций для руководителей цифровой трансформацией в органах власти и организациях;

– Использование проектного принципа;

– Этапность цифровой трансформации;

– Учет связи цифровой трансформации с процессной оптимизацией и изменением роли человека в производственных процессах и процессах управления;

– Опережающее формирование цифровой культуры и культуры готовности к изменениям в региональном сообществе.

Однако массовая имплементация концепций региональных цифровых экосистем в России сталкивается с системными препятствиями нормативно-правового, инфраструктурного, институционального характера. Проблемы формирования платформ и экосистем в управлении региональным развитием РФ в основном аналогичны проблемам формирования и развития бизнес-экосистем [12] и могут быть сгруппированы способом, представленным на рисунке 3.

Безусловно, представленные результаты и выводы не охватывают всех возможных аспектов трансформации регионального управления под воздействием цифровизации, однако позволяют сделать вывод, что она затрагивает все стороны управления регионом. Речь идет о глубоких системных изменениях, основанных на эволюционных принципах открытости, датацентрич-ности, алгоритмизации, партнерства, персонализации, со-творчества и со-конкуренции.

Проблемы архитектуры экосистемы

• дефицит опыта инициирования сложных сетевых партнерских структур в региональном управлении

Проблемы доверия между участниками экоситемы

  • •    необходимость открытого общения участников;

  • •    транспарентность между ключевыми акторами;

  • •    расширение сферы обмена информацией;

  • •    доверие к региональным институтам

Информационные проблемы

  • •    несогласованность информационной структуры         л

действующих организиционных сетей и региональной цифровой экосистемы;

  • •    регулирование межведомственного взаимодействия на региональном уровне «вслепую»                    )

Инфраструктурные проблемы

• возможная неготовность технологической инфраструктуры к полноценному функционированию цифровой экосистемы региона

Управленческие проблемы

  • •    выбор адекватной бизнес-модели цифровой            л

экосистемы региона;

  • •    проблемы межведомственной координации и извлечения синергизма возможностей сетевого парнерства                                         )

Рисунок 3 – Группировка проблем формирования цифровых региональных экосистемСсылки и примечания:

Редактор: Фетисова Ирина Викторовна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

Список литературы Трансформация управления региональным развитием в экономике платформ и экосистем: проблемы и пути решения

  • Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта президента РФ МК-23.2019.6 "Умный регион" как междисциплинарный концепт устойчивого пространственного развития"
  • Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11, № 6. С. 22-36. DOI: 10.18721/JE.11602
  • Tiwana A., Konsynski B., Bush A. Research Commentary - Platform Evolution: Coevolution of Architecture, Governance, and Environmental Dynamics // Information Systems Research. 2010. Vol. 21, no. 4. P. 675-687. DOI: 10.1287/isre.1100.0323
  • Йоффи Д., Кусумано М. Искусство стратегии. Уроки Стива Джобса, Билла Гейтса и Энди Гроува / пер. с англ. М. Сухотиной. М., 2016. 310 с.
  • Тамберг В., Бадьин А. Семь принципов развития сетевого эффекта // Executive.ru. 2011. 18 февр. URL: http://www.executive.ru/community/articles/1456688 (дата обращения: 26.01.2020).
  • Эванс Д., Шмаленси Р. Код катализатора. Стратегии прорыва в современном бизнесе / пер. с англ. Н.С. Брагиной. М., 2008. 216 с
  • Moore J.F. Predators and Prey: A New Ecology of Competition // Harvard Business Review. 1993. May - June. URL: https://hbr.org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecology-of-competition (дата обращения: 26.01.2020)
  • Moore J.F. Business Ecosystems and the View from the Firm // Antitrust Bulletin. 2006. Spring. Vol. 51, no. 1. Р. 31-75.
  • DOI: 10.1177/0003603x0605100103
  • Ахмадеев Б.А., Моисеев Н.А. Инновационная экосистема как ключевой фактор для экономического роста региона // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2016. № 4 (88). С. 145-153.
  • Сагдатуллин А.М. Исследование модели синергетической экосистемы инновационных образовательных кластеров как основы повышения конкурентоспособности региона // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 12. С. 78-83.
  • Конопацкая Е.А., Свечникова Н.Ю., Погорелова Е.В. Информационное общество как условие формирования инновационной экосистемы в регионах // Науковедение: интернет-журнал. 2016. Т. 8, № 1 (32). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/55EVN116.pdf (дата обращения: 26.01.2020)
  • Оценка цифровых экосистем регионов России / В.В. Степанова, А.В. Уханова, А.В. Григорищин, Д.Б. Яхяев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 2. С. 73-90.
  • DOI: 10.15838/esc.2019.2.62.4
  • Самородова Л.Л., Шутько Л.Г., Якунина Ю.С. Цифровые экосистемы и экономическая сложность региона как факторы инновационного развития // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9, № 2. С. 401-410.
  • DOI: 10.18334/vinec.9.2.40607
  • Babayan E.B., Timirgaleeva R.R., Grishin I.Yu. Distributed Infrastructure of the Industrial Region Digital Economy Ecosystem // International Journal of Open Information Technologies. 2019. Vol. 7, no. 7. Р. 120-128.
  • Katz R., Callorda F. Accelerating the Development of Latin American Digital Ecosystem and Implications for Broadband Policy // Telecommunications Policy. 2018. Vol. 42, iss. 9. October. Р. 661-681.
  • DOI: 10.1016/j.telpol.2017.11.002
  • Государство как платформа. (Кибер)государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация / М. Петров, В. Буров, М. Шклярук, А. Шаров // Центр стратегических разработок. М., 2018. 53 с. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/313/3132b2de9ccef0db1eecd56071b98f5f.pdf (дата обращения: 26.01.2020).
  • O'Reilly T. Government as a Platform // Innovations: Technology, Governance, Globalization. 2011. Vol. 6, iss. 1. P. 13-40.
  • DOI: 10.1162/inov_a_00056
  • Маркова В.Д. Цифровая экономика: учебник. М., 2018. 186 с
  • Маркова В.Д., Трапезников И.С. Современные формы партнерства в бизнесе // Мир экономики и управления. 2016. № 4. С. 109-119
Еще
Статья научная