Трансформация выразительной формы архетипа дома в современном искусстве
Автор: Прохорова Н.И.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Искусствоведение
Статья в выпуске: 4-2 (55), 2021 года.
Бесплатный доступ
Исследуются трансформации архетипа Дома на примере творчества современных художников: Р. Магритта, Ю. Дырина, Г. Матта-Кларка; определяется специфика трансформации выразительной формы данного архетипа в художественном мировосприятии на протяжении ХХ в. В изменениях трактовки образа Дома в знаковых работах современных художников отмечается его трансформация как деконструкция и разрушение соответствующих традиционным трактовкам выразительных форм. Отмечается тенденция к бытованию выразительной формы образа Дома как напоминания об архетипической основе, лежащей в изначальной точке последующих художественных трансформаций.
Архетип, выразительная форма, дом, постмодернист, современное искусство, этнофутуризм
Короткий адрес: https://sciup.org/170188683
IDR: 170188683 | DOI: 10.24412/2500-1000-2021-4-2-109-111
Текст научной статьи Трансформация выразительной формы архетипа дома в современном искусстве
Проблемы трансформаций архетипических образов в современном искусстве наиболее очевидны, если попытаться проследить их изменение на примерах работы современных художников с традиционно устоявшимися и привычными моделями и образами мировосприятия. Творческое сознание художника-новатора превращает привычные предметы и бытовые сюжеты в нечто, заставляющее зрителя застывать перед произведением как перед неожиданным обновлением, казалось бы, давно знакомого и неизменяемого бытия.
Образ Дома для человека любой эпохи по существу архетипичен, является своего рода отправной точкой, от которой начинаются малые путешествия и большие Пути. Дом и Дорога как взаимодополняющие друг друга реальности представляют доминанты человеческого существования и издавна они - предмет переживаний и размышлений, в которых Дом выступает как притягивающий мыслителя-Одиссея якорь в противовес стихии дорог-возможностей. Поэтому актуальным представляется исследование работы современных художников с данным архетипическим образом и концептом как изначальной точкой бытийствования человека.
На картине Р. Магритта «Империя света» (в различных ее вариациях) дом становится обозначением границы между дневным и ночным бытием. Изначально несущий в себе смысл укрытия от тревог и внешних воздействий, образ дома на этой картине тревожен: и светом нескольких окон, и тем, что помещен художником в определенно странный пейзаж, необычность которого, -ив этом проявляется мастерство художника, - не опознается взглядом моментально, а как бы исподволь проступает тревожной нотой в сочетании и/или разрыве дневного неба и темной массы деревьев. «В картинах Магритта почти всегда присутствуют детали, резко контрастирующие друг с другом, вызывая тем самым шок, выводящий разум из состояния оцепенения и заставляющий думать» [1]. Столкновение смысловых разногласий порождает новую интерпретацию, за которой следует новый вопрос, но эта мыслительная процедура весьма далека от всего того, что в обыденном сознании принято ассоциировать с домом как уютным и привычным пристанищем. Так, изобразив дом в странном пейзаже, Р. Магритт отправляет зрителя в метафизическое путешествие в поисках возможных смыслов.
Дом в необычном пейзаже изображает, хотя и с иной целью, художник-этнофутурист Ю. Дырин [2]. Одной из характеристик этнофутуризма является творческая игра с архетипами и образами традиционной культуры, поэтому обращение к возможно новой трактовке привычного традиционному сознанию образа здесь является знаковой отметкой творческих поисков для многих художников этого направления.
На картине «Ангел дома» дом на фоне вечернего пейзажа изображен как бы плывущим в лодке, неспешно движимой ангелом по водам времени. Здесь художник также реинтерпретирует привычный образ Дома, ностальгически созерцая в нем застывшее прошлое детства как символ пространства индивидуальной и родовой памяти. Художник возвышает образ дома до священного символа, сакрализуя смысловой контекст картины сопутствующими ассоциациями ангела, лодки, подобной спасительному ковчегу. «В форме проявляются не только мысли художника, но и их существование в других художественных произведениях, функционирующих в рамках культурной традиции. Таким образом, смысл выразительной формы не сводится к единому акту освещения уникального художественного взгляда, но и несет на себе груз прошлого общекультурного опыта художественного осмысления мира» [3]. С помощью изображения не детально прорисованной, огромной относительно человеческих фигурок фигуры ангела, художник создает близкое по замыслу к иконическому изображение пространства мира памяти, в котором дом предков является смысловым центром. Современному художественному сознанию оказывается необходимым усилить ноту традиционной символической ценности Дома как архетипа, что может быть свидетельством утраты, реакцией на номадическую тоску современного человека по своему Дому как родному углу, жилищу предков и уютному пристанищу. Так выразительная форма этого архетипа претерпевает изменения, отражая изменения современного мировосприятия.
Произведение «Бинго» Г. Матта-Кларка свидетельствует о том, что основа понимания существа образа дома по-прежнему остаётся глубоко в сознании художника, но все изменения в мире, как все то, что способно влиять на основу архетипа, проявляет себя в новых выразительных формах как ряде смысловых преобразований. За десять дней Г. Матта-Кларк целенаправленно разрушает предназначенный к сносу дом, превращая его части в девять квадратов одинакового размера. Работы художника-постмодерниста не только включают архетип Дома в смысловую игру, но прямо и по замыслу автора записанного на видеоплёнку перформанса, подвергают деконструкции привычное понимание дома как жилища. Выворачивая здание наизнанку в виде его элементов, существляя в буквальном смысле разборку дома, художник оставляет его как след в виде трех фрагментов, размещенных в музее современного искусства (МоМА, Нью-Йорк).
Восприятие такой работы художника с архетипичным образом может представать для обыденного сознания болезненным и проблемным нарушением порядка вещей. Однако тут уместно вспомнить слова М. Мамардашвили, с точки зрения философии рассуждающего о проблеме. Она есть «наше возобновляющееся участие в бытии, которое может продумываться каждый раз заново, и тогда оно будет совершаться» [4]. Рассмотренные выше произведения современных художников разнообразны по замыслу и выразительной форме, но все они содержат тенденцию к выталкиванию зрительского восприятия за рамки привычного, к необходимости помыслить обыденное, привычное, традиционное заново, тем самым давая новую жизнь смысла чему-то давно утерянному и даже разрушенному.
Проследив изменения Дома как архетипичного образа в отдельных знаковых моментах творчества современных художников, отмечаем трансформацию как окончательную, до буквальности, деконструкцию и разрушение сопутствующих традиционным трактовкам выразительных форм. В современном искусстве проявляется тен- денция к существованию выразительной точке всех последующих художественных формы как следа, напоминания об архети- трансформаций.
пической основе, лежащей в изначальной
Список литературы Трансформация выразительной формы архетипа дома в современном искусстве
- Паке М. Рене Магритт, 1898-1967: Мысль, изображенная на полотне. - М.: Taschen: Арт-Родник, 2002. - С. 15.
- Юрий Дырин. Мой Эдем. - Саранск: Тип. Кр. Октябрь, 2008. - 120 с.
- Логинова М. В. Онтология выразительных форм в культуре // Вестник Мордовского университета. - 2014. - №4. - С. 207-215.
- Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. - СПб.: Азбука, 2000. - 147 с.