Трансграничные территории в региональной экономической политике: оценка и перспективы развития
Автор: Ковалева И.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Экономические науки
Статья в выпуске: 10-4 (73), 2022 года.
Бесплатный доступ
Трансграничные территории представляют собой не только географическое пространство, представленное государственной границей, но и часть субъекта Российской Федерации, имеющей отраслевую специализацию и представляющую уровень социально-экономического развития региона. Проведена оценка состояния транспортной инфраструктуры; возможности развития международной торговли; ресурсного потенциала трансграничных муниципальных районов в части отраслевой диверсификации и формирования транспортно-логистических комплексов; развития рекреационно-туристической деятельности.
Эффективность, территории, трансграничные, развитие, регион
Короткий адрес: https://sciup.org/170196636
IDR: 170196636 | DOI: 10.24412/2500-1000-2022-10-4-124-128
Текст научной статьи Трансграничные территории в региональной экономической политике: оценка и перспективы развития
Российская Федерация является крупнейшей трансграничной территорией, что, несомненно, отражается на уровне развития как логистической инфраструктуры, так и регионов, имеющих трансграничной географическое положение. С одной стороны, это может рассматриваться как положительный фактор с точки зрения потенциального развития транспортных коридоров, узлов и маршрутов, с другой -наличие дифференцированных природноклиматических условий, ограниченные возможности освоения новых транспортных маршрутов, применения видов транспорта и др. рассматриваются сдерживающим фактором не только транспортной логистики, но и устойчивого развития территорий.
Материалы и методы исследования
Для трансграничных территорий субъектов РФ, данная проблема рассматривается как одна из ключевых, поскольку во многом определяет региональную экономическую политику, в том числе развитие международных торговых отношений. Для Алтайского края, имеющего положение трансграничного региона и высокий уровень развития отраслей сельского хозяйства, преобладанием сельского населения, статус трансграничных территорий оказывает существенное влияние их на социально-экономический уровень и во многом предопределяет направления развития сельских территорий, в том числе возрастает уровень и состояние транспортной инфраструктуры (рис. 1)
менее 10^:
от 10% до 90Я свыше 90%
Рис. 1. Локальный уровень состояния автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих нормативам [1]
Негативная тенденция сокращения численности населения характерна для всех приграничных муниципальных образований, в среднем этот показатель составляет более 20%, кроме того, усиление дисбаланса половозрастной структуры населения усугубляет проблему воспроизводства сельских кадров по ряду профессий [1, 2]. Так, в 11 из 15 муниципальных образований на протяжении последних 5 лет, суммарные потери населения составляют более 1% населения в год. Наиболее тяжёлая ситуация наблюдается в Третьяковском, Угловском, Краснощековском, Курьин-ском и Локтевском районах, теряющих по 1,7-2,6% населения ежегодно. Относительно благополучными можно назвать г. Рубцовск и Шипуновский район, где сокращение населения составляет 1,3% и 2,4% соответственно, а также Егорьевский и Рубцовский районы, теряющие примерно по 6%о населения ежегодно [3, 4].
Вместе с тем трансграничные территории имеют потенциальные возможности устойчивого развития. Основным направлением рассматривается отраслевая диверсификация в секторе растениеводства, где наряду с традиционным возделыванием зерновых культур, целесообразно выращивать масличные (рапс, лен на маслосемена и др.), отличающиеся повышенным спросом стран Дальнего и Ближнего зарубежья. Значимым внешним партнёром является Республика Казахстан, что обусловлено пограничным статусом половины муниципалитетов зоны (Змеиногорский, Локтев-ский, Михайловский, Рубцовский, Третьяковский, Угловский, Чарышский районы). В географической структуре импорта лидируют Новосибирская, Кемеровская, Омская, Иркутская и Томская области, Красноярский край и Москва, среди стран зарубежья - Казахстан, Китай, Киргизия.
Расположение транспортной артерии (Турксиб) и автомобильной дороги (А-322) открывает трансграничным территориям региона широкие перспективы сотрудничества: Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областей с одной стороны, и Восточно-Казахстанской области - с другой. «...Поскольку Россия и Казахстан входят в единое экономическое пространство, граница здесь выполняет контактную функцию, что служит конкурентным преимуществом. Кроме того, Казахстан является одним из наиболее перспективных и быстроразвивающихся рынков Средней Азии. Удаленность от курортов Западной Европы, Азиатских стран, Турции и Африки создает естественные конкурентные преимущества для предприятий туристической отрасли Алтайского края» [5].
Кроме того, по территории региона проходят транспортные коридоры, которые связывают Барнаул, Семипалатинск и Усть-Каменогорск. Это «...может способствовать активизации межстрановой торговле и привлечению инвестиций в создание на территории Южной территории транспортно-логистических центров обслуживания этой торговли. В Южной зоне находится как равнинная территория, используемая для нужд агропромышленного комплекса, так и горная местность, привлекательная для туризма» [6]. Кроме этого, на территории Южной зоны находятся полезные ископаемые (драгоценные металлы, полиметаллы и др.).
В условиях ограниченности человеческих ресурсов одним из возможных способов повышения эффективности экономики трансграничных сельских территорий является концентрация людей в крупнейших на этой территории населенных пунктах: г. Рубцовске, г. Змеиногорске. Это позволит сформировать кластеры с участием профессиональных организаций, предприятий агропромышленного комплекса, ма- шиностроения, добычи и переработки полезных ископаемых, туризма и других в компактной территории.
Трансграничные территории имеют возможность развитие туризма, как сельский, событийный туризм, культурнопознавательный и этнографический туризм, экологический туризм, спортивный и охотничье-рыболовный туризм, а также оздоровительный туризм. В целях развития туристического сектора, ориентированного как на туристов, постоянно проживающих в Алтайском крае, в соседних регионах, так и в других регионах России и соседних стран, необходимо развитие существующей материально-технической базы и информационного сопровождения туризма.
Необходимым компонентом развития является расширение информационного сопровождения, как местных гостиниц, так и иных участников сферы туризма. Кроме того, необходимо дальнейшие развитие транспортной инфраструктуры и повышение качества благоустройства населенных пунктов, в целях создания комфортных условий времяпрепровождения на их территории.

Рис. 2. Логистическая инфраструктура региона [6]
Учитывая, что логистическая инфраструктура расположена в Рубцовском и Кулундинском районах, которые могут выступить в качестве транспортно- складских логистических комплексов (рис. 4). Основной объем грузоперевозок предполагается осуществлять железнодорожным транспортом.

Рис. 3. Совершенствование локализации и переработки сырья трансграничных территорий [7]
Отраслевая диверсификация позволит освоить сельскохозяйственным товаропроизводителям новые экспорт-ноориенированные рынки сбыта продукции с образованием логистических комплексов в р.п. Кулунда (1) и г. Змеиногорске (2) (рис. 3). Новыми направлениями рекреационнотуристической деятельности могут стать историко-познавательный туризм (в т.ч. минералогический) (рис. 4)

Основные туристические объекты: й Промы шлейный туризм
1. культурно-исторические объекты г. Змеипогорска
2. наследие горно-рудного производства в с. Кодывань г^] Научно-познавательный туризм
3. мемориальный музей М.Т. Калашникова
4. этнографический объект "Чарышский народный дом"
5. археологический комплекс "Царский курган"
Брендовые туристические маршруты
Ц Лечебно-оздоровительный туризм
-
6. санаторий "Лазурный"
-
7. детский санаторий "Медуница"
-
8. озеро Горькое
-
9. озеро Горькое-Лерешеечное
-
10. озеро Колыванскос
-
11. Озеро Белое
-
12. Озеро Горькое
-
13. Малиновое озеро
-
14. Гилевское водохранилище
15. Змеиногорский горнолыжный комплекс
^] Пляжный туризм
Горнолыжный туризм

Рис. 4. Туристско-рекреационный комплекс трансграничных муниципальных районов региона [1, 4]
Кроме того, по трансграничным муни-
Заключение. Таким образом, имеющи- ципальным территориям проходят популярные туристические маршруты «Золотое кольцо Алтая» и «Казачья подкова Алтая», набирающие популярность среди туристов из Ближнего зарубежья.
еся потенциальные возможности развития трансграничных территорий региона в части отраслевой диверсификации позволят существенно повысить их социальноэкономический уровень.
Список литературы Трансграничные территории в региональной экономической политике: оценка и перспективы развития
- Официальный сайт министерства экономического развития Алтайского краях. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://econom22.ru/ (дата обращения: 24.09.2022).
- Официальный сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akzs.ru/ (дата обращения: 14.09.2022).
- Официальный сайт управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://akstat.gks.ru/(дата обращения: 04.10.2022).
- Официальный сайт Сибирского таможенного управления. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stu.customs.ru/ (дата обращения: 14.09.2022).
- Ковалева И.В. Демографический фактор как стратегический элемент социально-экономического развития региона // Социально-экономический и гуманитарный журнал. - 2020. - №1 (15). - С. 23-34.
- Ковалева И.В. К вопросу развития международной кооперации в условиях сельских трансграничных территорий // Экономика и предпринимательство. - 2020. - №1 (114). - С. 394-397.
- Ковалева, И.В., Другова Т.В. Развитие трансграничных территорий агроориентированного региона (монография). - Барнаул, 2022. - 182 с.
- Кучеренко, Т.В. Особенности размещения локальных рынков на территории Южной зоны Алтайского края // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 7 (108). - С. 387-392.