Транскультуральные клинические аспекты женского алкоголизма в этнических популяциях Южного Урала
Автор: Шпаков А.В., Буторина Н.Е., Бохан Н.А.
Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin
Рубрика: Этнопсихиатрия и этнонаркология
Статья в выпуске: 2 (36), 2005 года.
Бесплатный доступ
Проведено сравнительное исследование клинических показателей женского алкоголизма у 140 пациенток Челябинской наркологической больницы, принадлежащих к славянской и тюркской этническим группам. Клиника алкоголизма в тюркской популяции, по сравнению со славянской, характеризуется более быстрыми темпами формирования клинических признаков алкогольного абстинентного синдрома, большей частотой и более ранним появлением психотических осложнений алкоголизма в сочетании с меньшей толерантностью к этанолу и менее продолжительными запоями. Результаты помогут уточнить основные направления профилактических и лечебных мероприятий в разделении по этническому признаку.
Короткий адрес: https://sciup.org/14295068
IDR: 14295068
Текст научной статьи Транскультуральные клинические аспекты женского алкоголизма в этнических популяциях Южного Урала
3 %, немцы – 1,1 %, белорусы – 0,8 %, мордва – 0,7 %, казахи – 0,9 %, другие национальности – 1,8 % (Косилов А.Н. и др., 2004). На данной территории проживает значительное число представителей татарского и башкирского этносов, алкоголизм у которых в силу социокуль-туральных и биологических факторов имеет особенности, оказывающие влияние на превенцию и лечение изучаемой патологии.
Цель – провести сравнительный анализ клинических показателей женского алкоголизма в двух этнических группах – в славянской и тюркской популяциях.
Мат ер иал и мет о ды . Исследование проведено на базе женского отделения Челябинской областной наркологической больницы и кафедры детской и подростковой психиатрии, медицинской психологии с курсом наркологии Уральской медакадемии ополнительного образования. С помощью клинико-анамнестического и клинико-катамнестического методов исследования изучено 140 пациенток с наличием клинических признаков (Иванец Н.Н., 2001). Из 140 пациенток 70 являлись представительницами славянской популяции (русские, украинцы, белорусы); другие 70 пациенток принадлежали к тюркским народностям (татары, башкиры). В изучение не включались пациентки с наличием двойного диагноза (шизофрения, эпилепсия, аффективная патология, слабоумие). Достоверность различий результатов двух сравниваемых групп определялась с помощью критерия Стьюдента при уровне значимости р<0,05.
Результаты исследования . Средний возраст обследованных составил 41,5±1,3 года в славянской группе (1-я группа) и 40±4,4 года – в тюркской (2-я группа). Средний стаж заболевания, включавший период со времени становления клинических признаков алкогольного абстинентного синдрома до настоящего исследования, составил 8,7±0,8 и 7,0±0,9 года.
Клиническая оценка эффекта спиртного при первой алкоголизации в обеих группах не имела значительных различий. Около половины обследованных (49 % – в 1-й группе и 44 % – во 2-й) нашли эффект алкоголя привлекательным, испытали эйфорию и после захотели повторить алкоголизацию. 51 % в славянской группе и 56 % в тюркской не испытали приятных ощущений, либо их впечатление о действии спиртного было омрачено последующей за его приемом токсической реакцией: тошнотой, головокружением, рвотой. Количество пациенток в обеих популяциях, перенесших токсические реакции при первом приеме алкоголя, также не различалось. В 1-й группе общетоксические признаки отравления этанолом присутствовали в 40 % случаев, во 2-й – в 43 %.
В тюркской выборке не обнаружен «флаш-синдром» (Галактионов О.К., Козлова И.Л.,
1999; Морозов Ю.Е., Охотин В.Е., Калиниченко С.Г., 2001; Whitfield J.B., 1997), заключающийся в гиперемии лица, верхней части тела, появлении тремора при приеме спиртного. Нами учитывались данные литературы о низкой распространенности «флаш-синдрома», его непостоянном характере и отсутствии атипичной формы митохондриальной альдегиддегидрогеназы в некоторых популяциях этой расы, что объясняет способность употреблять высокие разовые дозы алкоголя и более высокую частоту алкогольных проблем по сравнению с японскими и китайскими популяциями (Семке В.Я., Эрдэнэ-баяр Л., Бохан Н.А., Семке А.В., 2001). Поскольку данные о первой алкоголизации получены клинико-анамнестическим методом, не исключено наличие «объективного флашинга», фиксируемого по наблюдениям, а не по само-отчетам, который является чувствительным и специфичным предиктором генотипа АЛДГ-2 (Wall Tamara L. et al., 1996). Известны также атипичные и стертые формы «флаш-синдрома», при которых риск алкоголизма повышен по сравнению с таковыми в общей популяции (Whitfield J.B., 1997).
Средний возраст начала регулярного употребления спиртного в славянской группе составил 26,8±8,8 года; минимальный – 15 лет, максимальный – 45. В тюркской группе средний показатель был достоверно выше – 31,4±10,5 (р<0,01), минимальный – 16 лет, максимальный – 49. У большинства пациенток 2-й группы начало систематической алкоголизации приходилось на возраст 40 лет и выше. Возрастные различия по данному показателю определялись социально-психологическими предпосылками начала систематической алкоголизации. В славянской группе более раннее пьянство возникало из-за неблагоприятного влияния родительской семьи, социальной неустроенности, неумения проводить досуг. В тюркской группе существовал латентный период, когда происходили утрата культуральных норм и ассимиляция элементов алкогольной субкультуры.
До формирования алкогольного абстинентного синдрома (ААС) в славянской группе преобладало опьянение с эксплозивностью (24,2 %), опьянение с сомноленцией (15,7 %), истерическая форма с демонстративностью, наигранным аффектом, примитивными моторными реакциями (11,4 %). Опьянение с дисфорией, придирчивостью, угрюмой напряженностью (эпилептоидное) отмечено у 3 пациенток (4,2 %). Амнезии финального периода опьянения при употреблении значительного количества спиртного выявлены в 5,7 % случаев. Наиболее распространенной формой атипичного опьянения в тюркской группе являлась амнестическая (славянская – 5,7±2,7 %; тюркская – 21,4±4,9 %; р<0,01). Далее по частоте встре- чаемости следует опьянение с сомноленцией – 18,5 %. Истерические и эксплозивные формы в выявлялись значительно реже: в 4,2 и 7,1 % наблюдений. Частота амнестических форм в обеих группах достигает значительной величины: 1-я группа – 78,5 %, 2-я – 70 %, с отсутствием достоверных межэтнических различий. Достоверно преобладание в славянской выборке атипичного опьянения с эксплозивными чертами: 1-я группа – 72,8±5,3 %; 2-я – 55,7±5,9 % (р<0,05).
Достоверные различия заключаются в значительно более быстром формировании развернутых клинических признаков ААС после начала регулярного употребления этанола в тюркской популяции (р<0,001): в славянской выборке – 5,8±1,0 года, тюркской – 1,6±0,2. Галопирующие темпы формирования ААС в тюркской популяции не всегда соответствовали другим клиническим и социальным критериям, с диссоциацией между быстро прогрессирующими клиническими признаками болезни и менее выраженными признаками деградации личности, заключавшимися в социальных последствиях злоупотребления спиртным (потеря работы, привлечение к уголовной ответственности, пребывание в вытрезвителе, алкогольный травматизм.).
При изучении толерантности к этанолу установлено, что максимальная величина преобладала в славянской группе (943,3±72,6 мл) в сравнении с тюркской (730±46,5 мл, р<0,05). Для большинства представительниц обеих популяций характерен «северный стиль» употребления алкоголя в виде крепких напитков единовременными большими дозами.
Время между становлением клинических признаков ААС и первым обращением к наркологу в обеих группах достоверно не различалось (2,1±0,3 и 2,7±0,5 года). Это говорит о том, что в поле зрения наркологов все опрошенные попали, будучи больными алкоголизмом II стадии, и указывает на несвоевременность оказания наркологической помощи. Обнаружено достоверное преобладание пациенток тюркской группы, впервые оказавшихся в стационаре вследствие алкогольного психоза (51,4±6 %), по сравнению со славянской выборкой (20±4,8 %; р<0,001). Поводом первого обращения для остальных пациенток являлись симптомы ААС. При изучении анамнеза в тюркской популяции выявлено большее число больных, переживших в течение жизни алкогольный психоз: славянская группа – 45,7±5,9 %, тюркская – 71,4±5,4 % (р<0,001). Средняя максимальная продолжительность запоев была длительнее в славянской группе (53,9±16,4 дня), чем в тюркской (30,1±7,8; р<0,05). Обнаружены более высокая частота и раннее появление психотических осложнений алкоголизма в тюркской выборке в сочетании с меньшей толерантностью к этанолу и менее продолжительными запоями.
Средняя величина максимального срока терапевтической ремиссии не превышала 1 года и составила в славянской группе 11,2±2,5 месяца, в тюркской – 10,3±3,2. Средняя наибольшая длительность спонтанных ремиссий: в славянской популяции – 3,1±0,6 месяца, в тюркской – 3,3±0,6. Полученные данные достоверно не различались и свидетельствовали о прогредиентности алкоголизма. Большинство больных в обеих группах (славянская выборка – 80±4,8, тюркская – 74,2±5) употребляли суррогаты алкоголя, что усугубляло клиническую картину болезни, способствовало развитию психотических расстройств и соматических осложнений.
В ы в о д ы . Более позднее начало регулярного употребления алкоголя представителями тюркского этноса обусловлено латентным периодом. Высокая частота атипичного опьянения у женщин славянской популяции, по сравнению с тюркской, соответствовала преобладанию у них преморбидных патохарактерологиче-ских черт, способствующих быстрому нарастанию психоорганических расстройств. Деструктивное поведение в состоянии опьянения являлось одной из причин выраженной социальной деградации пациенток славянской выборки. В изученных группах преобладает прогредиентное течение алкоголизма с отсутствием длительных ремиссий и обратного развития симптомов заболевания. Прогредиентность заболевания в тюркской выборке, по сравнению со славянской, характеризуется галопирующими темпами формирования развернутых клинических признаков ААС (5,8±1 и 1,6±0,2 года, р<0,001), частым развитием психотических осложнений (45,7±5,9 и 71,4±5,4 %; р<0,001) на фоне низкой толерантности к этанолу и укороченных запойных периодов. Клинические различия необходимо учитывать при оказании медицинской помощи больным, принадлежащим к изучаемым этносам.