Транстихоокеанское партнерство: последствия выхода США для его членов и для всего мира

Автор: Кунафин И.Р.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Актуальные вопросы политики и права

Статья в выпуске: 2 (33), 2017 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена проблеме международной торговой и экономической интеграции. В ней изучаются причины, побудившие США к выходу из Транстихоокеанского сотрудничества, а также последствия такого решения. Рассматриваются пути дальнейшего существования соглашения. Исследуются возможности и вызовы для стран, которые не являются членами ТТП.

Азиатско-тихоокеанский регион. транснациональные компании, импортные пошлины, зона свободной торговли, интеграция

Короткий адрес: https://sciup.org/140122293

IDR: 140122293

Текст научной статьи Транстихоокеанское партнерство: последствия выхода США для его членов и для всего мира

20 января 2017 года Дональд Трамп официально вступил в должность Президента Соединенный Штатов Америки. Его избрание было очень противоречиво воспринято по всему миру. Российские эксперты и аналитики надеются на смягчение санкционного режима и улучшения российско-американских отношений в целом. Европейские националисты встретили данную новость с ликованием, они считают это началом нового мирового порядка. Марин Ле Пен, лидер французской крайне правой партии "Национальный фронт", заявила: «Второй удар не заставил себя долго ждать. Избрание президентом США Трампа. 2017 год станет годом, когда проснётся континентальная Европа. В 2016 году наконец пробудился англосаксонский мир". Традиционные же европейские лидеры довольно скептически отнеслись к данному событию.

Сразу же после избрания Дональд Трамп приступил к реализации своих предвыборных обещаний. Он издал распоряжение о строительстве стены на границе с Мексикой, заявил о пересмотре отношений с НАФТА, и подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства. Последний указ имеет очень большое значение для Азиатско-Тихоокеанский региона, а также для всего мира. Транстихоокеанское партнерство включало в себя все крупнейшие державы АТС и должно было установить совершенно новые правила передвижения товаров и услуг в этом регионе. Но после выхода США, которые являлись локомотивом этого объединения, судьба ТТП вызывает множество вопросов. Именно поэтому данная тема является актуальной.

Предложение о создании регионального торгового партнерства было выдвинуто в 2003 году правительствами Новой Зеландии, Сингапура и Чили. В 2005 году эти страны вместе с присоединившимся к ним Брунеем подписали соглашение об учреждении ТТП, вступившее в силу в следующем году.

К 2015 году соглашение о Транстихоокеанском партнерстве было подписано 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В торговый пакт кроме США вошли Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Мексика, Перу, Чили, Малайзия, Бруней, Сингапур и Вьетнам. Эти же страны 4 февраля 2016 года подписали соглашение о создании партнерства. Оно должно было вступить в силу после ратификации всеми странами-участницами. [1]

Чем могло стать ТТП? Его ратификация привела бы к формированию крупнейшей зоны свободной торговли в мире, охватывающей 12 стран, 1 млрд населения и 40% мирового ВВП. Среди этих 12 стран - все крупные экономики с выходом на Тихий океан, кроме КНР, Южной Кореи и России. Предположительно, оно привело бы к увеличению ВВП входящих стран на 1,1%, а объема торговли - на 11% в долгосрочном периоде. [2]

Многие эксперты считали, что Транстихоокеанское партнерство создавалось для противодействия Китаю. КНР, по данным Международного валютного фонда, с декабря 2014 года стала крупнейшей экономикой мира, обогнав США. Также Китай является крупнейшим экспортером в мире. А ТТП позволило бы исключить это государство из процесса интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и замкнуть его на США.

Как ожидалось, во взаимной торговле будут отменены около 18 000 пошлин на американские товары. «95% потенциальных потребителей нашей продукции живут за границей: мы не можем позволить странам вроде Китая определять правила мировой экономики, эти правила должны написать мы, открывая новые рынки американским товарам», – говорил тогда прежний президент США Барак Обама. [3]

Пекин серьезно терял бы от создания ТТП — до 2030 года его потери PIIE оценивал всего в $18 млрд, или около 0,1% ВВП. Но в долгосрочной перспективе КНР рисковала потерять куда больше: как инвесторов, так и рабочие места. [4]

Теперь же ситуация совершенно иная. США вышли из соглашения и существует большая неопределенность относительно его судьбы.

Для самих Соединенных Штатов вопрос ТТП всегда был противоречивым. По расчетам в результате реализации данного соглашения увеличились бы темпы роста ВВП. Наиболее существенно выиграл бы крупный бизнес и высокотехнологичные отрасли. Соглашение фактически лоббировало интересы американских корпораций инновационных секторов экономики (фармацевтика, биотехнологии, IT, электроника).

США вовсю пользовались своим весом и продвигали именно свои стандарты, стремясь закрепить свою роль генератора правил торговли, стандартов, технических регламентов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а если бы и Трансатлантическое партнерство стало реальностью – то в большей части мировой экономики. [2]

Однако взамен США обязались обнулить большинство импортных пошлин на промышленные и сельскохозяйственные товары, всего около 18000 тарифных позиций. В результате чего рабочие места стали бы массово перетекать в Азию. Это вызвало протесты у рабочих и профсоюзов.

В результате американские транснациональные компании потеряли большие возможности для экспансии в Азиатско-Тихоокеанский регион. В то же время, сотни тысяч рабочих мест, которые могли занять азиатские рабочие, теперь остались в Америке.

Теперь США собираются вести переговоры по двусторонним соглашениям с каждой страной по-отдельности. В результате таких соглашений Америка надеется получить более выгодные условия. По слова министра торговли Уилбура Росса в двусторонних переговорах США "всегда сильней".

Среди остальных стран-участниц относительно будущего соглашения существуют противоречия. Японский премьер-министр Синдзо Абэ сообщил о планах переубедить руководство США о ТТП: «Мы не должны находиться под влиянием других стран и слепо следовать за ними. Японии нужно руководствоваться своими идеями и убеждениями, сейчас нельзя дрогнуть. Я буду упорно разъяснять Соединенным Штатам важность этого соглашения»

Однако реанимация ТТП без США вряд ли возможна. Слишком много внутренних разменов было завязано именно на открытие США своего рынка, так что без Америки пересогласовать сделку будет сложно, да и вряд ли без такого приза, как крупнейший в мире рынок, остальные 11 экономик будут готовы подписываться под сверх жесткими стандартами ТТП. [5]

Австралия начала переговоры с Японией, Новой Зеландией и Сингапуром о возможности продолжения проекта ТПП без США, в формате «ТТП: 12 минус 1». Премьер-министр Австралии Малкольм Тернбулл заявил следующее: “Выход США будет большой потерей, сейчас страны-участницы пытаются понять, как можно будет сохранить партнерство на заявленных принципах и условиях, но отказаться от проекта Австралия не может, потому что уже дала определенные обещания для рынка труда. Есть возможность рассмотреть включение в ТТП Китая. [6]

В результате наибольшую выгоду из выхода США из ТТП получает именно Китай. Сразу после подписания Трампом указа о выходе из ТТП Китай заявил, что готов нести бремя глобального лидерства. Собрав на закрытый брифинг аккредитованных в Пекине представителей самых влиятельных мировых СМИ, глава департамента международного экономического сотрудничества МИД КНР Чжан Цзюнь сказал, что «раз уж требуется, чтобы Китай играл роль лидера, то мы должны взять на себя эту ответственность». Одновременно китайские чиновники рассказали, что в ближайшее время к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций присоединится еще 25 государств. [4]

Но также свои выгоды может извлечь и Россия. Выход США из соглашения создает множество возможностей для России и Евразийского экономического союза. ЕАЭС проводит активную политику создания зон свободной торговли. Уже существует подобная зона с Вьетнамом. Также велись переговоры с Новой Зеландией. Теперь такие переговоры вести будет легче. Существует вероятность подключения к переговорам Южной Кореи, Индонезии, Тайланда и Чили.

Пусть товарооборот с такими странами, как Чили, незначителен, но это полезные плацдармы, а товарооборот имеет свойство расти при создании благоприятных условий. Что же касается Южной Кореи, то, по оценкам совместной исследовательской группы, эффект от создания ЗСТ ЕАЭС с ней может составить для России от 0,17% ВВП (при обнулении только импортных пошлин на товарную торговлю) до 0,64% ВВП (при обнулении пошлин как на товары, так и на услуги, а также снижении на 50% мер нетарифного регулирования). [2]

Таким образом, решение о выходе США из Транстихоокеанского партнерства в среднесрочной перспективе окажет большое влияние на все страны региона, в том числе и Россию. Существует неопределенность относительно дальнейшей судьбы ТТП. Однако, независимо от конкретных результатов, ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всей мировой торговле уже начала меняться.

Список литературы Транстихоокеанское партнерство: последствия выхода США для его членов и для всего мира

  • США вышли из Транстихоокеанского партнерства: что дальше? //BBC Русская служба. 2017. 24 января. URL: http://www.bbc.com/russian/features-38729182 (дата обращения 28.01.2017).
  • Е. Ю. Винокуров "Локальные выгоды от транстихоокеанского провала" //Ведомости 2017. 24 января. URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/01/25/674723-transtihookeanskogo-provala (дата обращения 28.01.2017).
  • Александра Прокопенко, Елизавета Базанова "Трамп начал вывод США из Транстихоокеанского партнерства" //Ведомости. 2017. 23 января. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/01/23/674530-tramp-ssha-transtihookeanskogo (дата обращения 28.01.2017).
  • Александр Габуев. Как благодаря Дональду Трампу Китай может стать новым лидером глобализации //Meduza. 2017. 25 января. URL: https://meduza.io/feature/2017/01/25/kak-blagodarya-donaldu-trampu-kitay-mozhet-stat-novym-liderom-globalizatsii-carnegie-ru (дата обращения 28.01.2017).
  • Александр Габуев. Трамп-Тихоокеанское партнерство//Московский центр Карнеги. 2016. 7 декабря. URL: http://carnegie.ru/2016/12/07/ru-pub-66389 (дата обращения 28.01.2017).
  • Наталья Райбман. Австралия допустила вступление Китая в Транстихоокеанское партнерство //Ведомости. 2017. 24 января. URL: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/01/24/674641-avstraliya-kitaya-transtihookeanskoe (дата обращения 28.01.2017).
Еще
Статья научная