Трасологические исследования каменных изделий могильника Курма XI (озеро Байкал)

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521225

IDR: 14521225

Текст статьи Трасологические исследования каменных изделий могильника Курма XI (озеро Байкал)

Могильник Курма XI находится в 310 км к СВВ от г. Иркутска и в 0,5 км к СВ от с. Курма Ольхонского района Иркутской области, на СЗ побережье Малого моря оз. Байкал. Комплексные раскопки древнего некрополя, проведенные Российско-Канадской археологической экспедицией в 2002-2003 гг., позволили получить богатый информативный материал по материальной и духовной культуре населения бронзового века Прибайкалья [Горюнова, Вебер, 2002]. Цель предлагаемого исследования – определение назначения вещи в системе погребального обряда. Для этого определено функциональное использование вещей в быту или процессе погребального обряда; выделены функциональные группы и их систематизация в погребениях.

Исследовано 325 каменных изделий из 20 погребений, содержащих сопроводительный инвентарь (всего вскрыто 27 могил). В их составе: украшения, орудия, продукты расщепления. Костяные вещи, несмотря на свою выразительность, оказались трасологически не определимы, поскольку структура кости подверглась разрушениям и изменениям. Изучение предметов проводилось на основе методики комплексного трасологического анализа, разработанной школой С.А. Семёнова ИИМК РАН с привлечением данных экспериментального моделирования [Семёнов, 1957; 1963; Korobkowa, 1999; Kungurova, 2005]. Метод исследования основывается на выявлении комплекса микро – и макро – признаков повреждений, образовавшихся на предметах в результате любых операций: прижизненном бытовом использовании и применении в ритуальных целях.

Сопроводительный инвентарь каждого погребения разнообразен по функциональному назначению, и не везде возможно уловить определённый смысл, закономерность в его составе. В некоторых погребениях помещены группы предметов одного назначения. Из всего состава исследованных погребений 11 могил (№ 1, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 12, 13, 19, 26) содержали наибольшее число находок из камня. Нами выделено 14 функциональных типов, среди которых самыми крупными по численности являются отще- пы без использования (31 %), оружие (35,7 %) – в основном наконечники стрел, и скорняжные инструменты (20,4 %).

Скорняжные инструменты

Скребки для обработки кожи – занимают одно из ведущих мест среди всего инвентаря погребений. Они хорошо сработаны в быту. Даже при увеличении в 28 крат легко распознавались признаки их использования: профильная скруглённость кромки, её заполированность, тонкие поперечные царапины как следствие проскабливания жёсткой поверхности кожи с остатками мездры. Скребками работали задолго до их помещения в могилу. Скопления скребков находились в погребениях № 3 (9 экз.), № 12 (5 экз.), № 26 (4 экз.). Основная часть скребков – типологически однородные образцы концевого типа. Определённую группу составляли скребки с прямыми смежными сторонами и угловыми переходами. Единичны скрёбла из сланцевых плиток (2 экз.).

Проколки (7 экз.) – все были использованы в быту. Распространены проколки с миниатюрными остриями. На рабочем конце заметны надломы, выщерблины (микрофасетки), у нескольких образцов кончики острий отломаны. Проколки сделаны из пластин. Две проколки совмещены со скребками (№ 3, 16); их рабочие лезвия размещены полярно. Миниатюрные проколки использованы для прокалывания отверстий в тонкой коже и, возможно, бересте.

Оружие п редставлено 56 наконечниками стрел и двумя вкладышами составного проникающего оружия. Наконечники либо отсутствовали в погребениях, либо лежали скоплениями в погребениях № 4 – 14 экз., № 7 – 20 экз., № 9 – 6 экз., № 10 – 14 экз., № 1 – 2 экз. Практически все наконечники не использовались по прямому предназначению (при стрельбе – попадании). Всего один наконечник (погребение № 4) был повреждён в результате столкновения с твёрдым материалом и имел следы изломов. Часть наконечников выполнены как уменьшенные или искажённые формы. Выявляется закономерность, смысл которой – изготовление наконечников специально в целях помещения в погребения.

Проформы занимали до половины всего состава наконечников. В подработке проформ наконечников следует отметить неаккуратную ретушь и подшлифовку.

Инструменты для обработки дерева

Представлены: скобелями, инструментами для рубки и долбления, затёсывания. В качестве скобелей фигурируют только два инструмента – крупный разбитый струг – рубанок из кварцита и микроскобель из отщепа с первичными признаками использования.

Топорики (3 экз.) и долота-тёсла (4 экз.), изготовленные из нефрита, найдены в погребениях № 3, 4, 12, 13, 26. Эти орудия долгое время использовались в работе до того, как их положили в погребения. На их рабочих поверхностях видны царапины, распространённые участками, пучками. Их распространение и плотность зависит от контакта с деревянной по- 398

верхностью. Однако, следует отметить, что на большинстве инструментов на одной или двух сторонах была нанесена полоса пришлифовки, которая сняла следы сработанности по краю инструментов. Два инструмента – топорик и тесло из погребения № 13 тщательно подготовлены шлифовкой, но никогда не использовалось в быту. Таким образом, нефритовые топорики и тесла, помещённые в захоронения, частично использовались в быту и были подновлены шлифовкой, часть сделана внове и никогда не использовалась.

Скобели для обработки кости изготовлены из пластин и оформлены притупляющей ретушью, имеют изогнутую конфигурацию. Выявлены микроскобели на участках отщепов.

Инструменты для разделки мяса

В их числе 6 листовидных ножей, вкладыш и нож из пластины. Износ, характерный для использования ножей при разделке мяса, присутствует только на двух орудиях: ноже из пластины и одном ноже листовидной формы. По микротехнологическим и первичным признакам использования рабочие края прослеживаются и на остальных ножах. По микропризнакам технологического порядка у всех ножей выделяется рукояточная (черешковая) часть. Признаки использования листовидных ножей в быту трасологически не прослеживаются. Отмечены микроповреждения кромки лезвий от кратковременных операций формализованного (не бытового) характера перед актом захоронения.

В погребениях находились также вкладыши составных ножей для разделки мяса. Признаки длительного использования наблюдаются на пластине – вкладыше из погребения № 19. Пластина ретушью не обработана.

В погребении № 10 находился маленький нефритовый нож. Он шлифован, но никогда не использовался в работе.

Абразива

В коллекции два абразива из сланца (№ 13) и один абразив из узкой гальки-стержня длиной 14 см (№ 12). На последнем изделии линейные следы направлены вдоль оси и поперёк ее. Посередине имеется вогнутый участок от истирания. Абразива использовались для подправки и доводки поверхностей. Они могли использоваться как для шлифовки каменных предметов с широкой поверхностью, так и металлических изделий.

В погребения были положены заготовки инструментов – 7 экземпляров (4,7 %). Это отщепы с ретушью без использования, из них – 2 изделия из сланцевых плиток с прямым рабочим краем. Часто в погребениях находятся отщепы и аплицирующиеся сколы (№ 3), которые располагались индивидуально или в виде скоплений. Отщепы в быту не использовались.

Таким образом, на основании бинокулярного исследования каменных изделий, найденных в погребениях Курмы XI, удалось выделить ведущие функциональные группы: скорняжные инструменты (в основном скребки концевого типа), деревообрабатывающие инструменты и наконечники стрел. Коллекция каменных изделий несёт в себе информацию, важную для понимания места сопроводительного инвентаря в практике захоронения. К обрядовым признакам относится помещение в погребения не использованных в быту инструментов и их проформ, по своему значению важных в жизненных функциях человека. Под проформами понимаются вещи сделанные по образцам, возможно, с техническими искажениями (вотивные формы – уменьшенные или искажённые копии; предметы с признаками кратковременного использования непроизводственного порядка; отщепы без следов использования и подработки, в том числе, из породы не пригодной для использования в качестве орудий). Отмечается распространение традиции изготовления для погребений копий, проформ, обновления использованных вещей. Вероятно, скребки и абразива попадают в особую категорию инструментов, предпочитаемую в отработанном «при жизни» состоянии. Любопытен факт помещения в некоторые погребения скопления инструментов одной категории, использованных в быту и формализованных.

В особую смысловую категорию выделяются обновлённые вещи. Это относится в первую очередь к топорикам – теслам из нефрита. Инструменты либо обновлены шлифовкой рабочего края, либо это «новые» никогда не использовавшиеся в работе. Общая позиция, сохранённая в вещественном материале, заключает в себе смысл восприятия «перехода» как системы обновления.

Статья