Тренд территориальных трансформаций в новейшей экономической истории России

Бесплатный доступ

В статье рассматривается динамика во времени и пространстве ключевых макроэкономических показателей на примере регионов. Дана характеристика преодоления кризиса 2008 г.

Трансформация, территории, потребительский и инвестиционный спрос, тренд, структура

Короткий адрес: https://sciup.org/148316177

IDR: 148316177

Текст научной статьи Тренд территориальных трансформаций в новейшей экономической истории России

Новейшая экономическая история России началась с распада политического союза и институциональных трансформаций: создания института частной собственности и приватизации, либерализации цен, развития предпринимательства, внедрения международной методологии национальных счетов.

Период 1991–1997 гг. не характеризовался адаптацией системы к новым институциональным изменениям без сознательной структурной перестройки и социальной политики. Структурные изменения в экономике регионов были связаны с падением производства на крупных предприятиях, дефицитом денежных средств, повлиявших, прежде всего, на уровень жизни основной части населения и потенциал субъектов в целом. Социально ориентированная рыночная экономика должна развиваться с учетом социальных предпочтений основной части населения, проживающего на определенной территории, однако ее динамика определяется инвестиционным и потребительским спросом.

Переходный период 1998-2002 гг. после первого финансового кризиса завершился импортозамещением и развитием реального сектора экономики, в первую очередь, для нужд потребительского рынка. Темпы роста потребительских расходов населения значительно опережали темпы роста инвестиций.

Последующий период благополучных нулевых ознаменовался массовой разработкой стратегий развития субъектов РФ в 2005–2007 гг., в основном они содержали экстраполяцию наметившихся тенденций. Финансово-экономический кризис 2008 г. оказал существенное влияние как на динамику и структуру экономики, так и на направления и применяемый набор инструментов экономической политики. Активно развивается сфера услуг.

Национальная экономика как живая, открытая сложная, неоднородная система трансформируется в рамках концепций социальноэкономической динамики и вызовов внешней среды [1]. Россия номинально является не унитарной, федеративной системой, следовательно, характеризуется разнообразием трансформаций ее территорий, субъектов Российской Федерации.

Принципиальными являются следующие направления трансформаций:

  • -    основное направление изменений во времени определяется долговременными инерционными процессами, такими как инвестиционные и инновационные, для эффективности которых необходимо аккумулировать ресурсы и выделить их из текущих расходов;

  • -    пространственные трансформации представляют более сложные процессы взаимного притяжения ресурсов территорий, межрегионального взаимодействия, внутренней миграции, развития локальных рынков, в т. ч. важнейшего рынка труда;

  • -    трансформация отношений с внешней средой на постсоветском пространстве и с глобальным миром является реакцией на вызовы.

В первом периоде, по данным рейтингового агентства Эксперт [3], полюса инвестиционного роста находились в европейской части России. Во втором периоде, инвестиционный климат России формировался вокруг крупных сырьевых компаний и характеризовался растущей дифференциацией регионов. Это ярко видно на динамике показателя ВРП на душу населения по сопоставимым регионам. Однако известные события 2003– 2004 гг. по отношению к крупному частному бизнесу заставили инвесторов повернуть интерес от сырьевых компаний к потребительскому сектору экономики, в частности, розничным сетям с массовым спросом, низкими рисками и быстрым оборотом капитала. Активно развиваются ипотечный кредит и строительство жилья.

Третий период, включая послекризисный (после 2008 г.), характеризуется сменой тенденций регионального развития. Потребительский потенциал насыщен и не столь актуален по темпам, хотя по-прежнему растут сегменты продуктов питания, электроники и бытовой техники, на первое место выходит уровень развития инфраструктуры.

По оценкам РА Эксперт, на смену регионам-тяжеловесам пришла целая когорта некрупных регионов, выделяющихся диверсифицированной экономикой и развитым агропромышленным комплексом. Это в значительной мере нивелировало существенную региональную дифференциацию по уровню рисков. Неразвитая инфраструктура – по-прежнему одна из главных трудностей для инвестирования. В период кризиса регионы подравнялись по уровню риска за счет сокращения их числа с минимальным и максимальным риском. Продолжается переток инвестиционного потенциала от крупных к средним и малым субъектам федерации.

Набирает силу новая волна – небольшие инвестиционно привлекательные регионы с развитым сельским хозяйством и обрабатывающей промышленностью.

В период трансформаций результаты научных разработок быстро теряют актуальность и не могут в течение долгого времени использоваться при анализе и прогнозе актуальных экономических процессов, возникает необходимость постоянного пристального внимания к формированию новых макроэкономических тенденций и затуханию старых.

Это обусловливает востребованность мониторинга наиболее значимых макроэкономических показателей. Однако, мониторинг в некоторых случаях подменяет анализ, целью которого является исследование внутренних, не лежащих на поверхности факторов, причин, приводящих к имеющимся результатам и последствиям. Обоснование предельных значений, выход за которые несет угрозу утраты устойчивости экономики, является важнейшей частью исследований с проведением прогнозных расчетов.

Экономика России, основанная на федеративной системе управления, представляет взаимосвязанную систему социально-экономических региональных подсистем.

С учетом отмеченных тенденций сглаживания дифференциации предложен следующий подход к исследованию характера и закономерностей территориальных трансформаций:

  • 1.    Отбор субъектов РФ по всем федеральным округам, сопоставимым по количественным параметрам.

  • 2.    Анализ субъектов по основным индикаторам, отражающим последствия трансформации во времени.

  • 3.    Анализ показателей преодоления кризиса в 2009, 2010 гг.

  • 4.    Пространственная модель влияния кризисных явлений на обобщающий результат экономической деятельности.

Отобраны 10 субъектов, в т. ч. три субъекта Сибирского федерального округа: Смоленская область (ЦФО), Калининградская область (СЗФО), Астраханская область (ЮФО), Кабардино-Балкарская Республика (СКФО), Республика Мордовия (ПФО), Курганская область (УФО), Забайкальский край, Республика Бурятия, Томская область (СФО), Амурская область (ДВФО).

На рис. 1 представлена динамика нарастающей дифференциации субъектов по показателю ВРП на душу населения и влияния кризиса 2008 г.

Рис. 1. Динамика ВРП на душу населения по субъектам РФ

Уровень безработицы имеет общий характер снижения, за исключением аномально высокого уровня в Кабардино-Балкарской Республике. К 2011 г. происходит сближение показателей.

Рис. 2. Динамика уровня безработицы по методологии МОТ

Динамика среднедушевых номинальных доходов населения (рис. 3) отлична от динамики ВРП, что обусловлено неоднородной структурой доходов в разных регионах, наличием восполняющих дефицит прочих доходов.

Рис. 3. Динамика среднедушевых денежных доходов населения, р.

Влияние кризиса 2008 г. отразилось на динамике показателей ВРП, инвестиций в основной капитал в зависимости от экспортной специализации субъектов и крупных инвестиционных проектов, реализуемых на территориях.

Самой острой проблемой для населения в 2009 г. был всплеск безработицы, но к 2011 г. произошла стагнация реальных доходов населения и даже их снижение в 2011 г. в половине регионов РФ. Наиболее сильное и длительное снижение доходов произошло в развитых промышленных регионах, зависящих от внешнего спроса, что сопровождалось спадом потребления (оборота розничной торговли).

30,00%

20,00%

2009 к 2008

■ 2010 к 2008

-30,00%

Рис. 4. Динамика прироста инвестиций в основной капитал на душу населения

Динамика прироста инвестиций в посткризисный период характеризуется медленным восстановлением по сравнению с доходами. Для оценки характера зависимости ВРП на душу населения от инвестиций в основной капитал и среднедушевых доходов в 2009 г. построена пространственная регрессионная модель по субъектам РФ:

y= -84083,087+15,344*x1+1,059*x2, где у – ВРП на душу населения, х1 – среднедушевые денежные доходы, х2 – инвестиции в основной капитал на душу населения; F расч.= 26,71, R =0,94.

Модель значима по статистическим критериям, подтверждает более существенную зависимость от потребительского спроса по сравнению с инвестициями. Таким образом, для отобранных регионов по-прежнему менее актуален инвестиционный спрос, доминирует потребительский со сменой тренда на покупку услуг.

Экономика России продолжает находиться в процессе трансформации. Наблюдается расширение географических границ рынков банковских, страховых, ИТ-услуг. Продвижение в регионы привлекательно с точки зрения экономии операционных издержек по сравнению с центром, приводит к ослаблению дифференциации. Это является сравнительно новым трендом трансформаций. С одной стороны, повышается устойчивость системы в целом, с другой стороны, региональным игрокам сложно конкурировать с масштабным бизнесом.

По мнению аналитиков НИУ ВШЭ [4], в России сохраняется дефицит независимых суждений относительно происходящих в России макроэкономических процессов и мер государственного воздействия на экономику.

Предстоят проблемы, связанные с реформированием пенсионной системы, вступлением в ВТО. Развитие территорий России будет определяться внутренним спросом, созданием современной инфраструктуры и закреплением трудоспособного населения в активном возрасте.

Список литературы Тренд территориальных трансформаций в новейшей экономической истории России

  • Антохонова И.В., Ильина Е.Г. Эволюционный и цивилизационный подходы к исследованию трансформационных процессов в рамках концепций социально-экономической динамики. О необходимых чертах цивилизации будущего: материалы Международного форума, посвящ. 90-летию со дня рождения выдающегося российского ученого, академика РАН Н.Н. Моисеева/под ред. А.Т. Никитина, С.А. Степанова. -М.: МНЭПУ, 2008. -С. 235-239.
  • Регионы России. Социально-экономические показатели. -2011: Р32. Стат. сб./Росстат. -М., 2011. -990 с.
  • URL: www.raexpert.ru
  • URL:www.hse.ru
Статья научная