Тренды развития транспортной сферы умных городов: политический аспект
Автор: Сироткин М.С., Мухаметов Д.Р.
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 7, 2025 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена трансформации транспортной сферы умных городов. Транспортная сфера является одним из ключевых компонентов для городской экономики, поскольку определяет доступность городских зон и связанность пространства. По этой причине цифровизация транспорта является значимой составляющей создания умных городов. В статье на основе выбранных кейсов внедрения новых технологий в российской и зарубежной практике описаны основные направления эволюции концепции «умный город» в транспортной сфере. К каждому выявленному тренду авторы составили список возможных позитивных и негативных политических эффектов. На основе результатов исследования авторы предлагают учитывать не только преимущества концепции «умного города» для эффективности управления транспортной сферой, но также фокусироваться на потенциальных рисках и непредвиденных последствиях, связанных с внедрением новых технологий.
Умный город, цифровизация, транспортная сфера, интеллектуальные системы, искусственный интеллект
Короткий адрес: https://sciup.org/149148758
IDR: 149148758 | DOI: 10.24158/pep.2025.7.4
Текст научной статьи Тренды развития транспортной сферы умных городов: политический аспект
рассматривается транспортная отрасль, при этом исследование дополняет существующие работы в области изучения государственной политики (Якунин и др., 2024; Родачин, 2021).
Цель исследования – выявить тренды и политические аспекты в развитии умных городов на примере транспортной сферы. Транспортная сфера позволяет нивелировать «издержки пространства», которые возникают в крупных городах, вследствие чего состояние транспортной отрасли сильно влияет на политическую стабильность и выступает одним из главных критериев качества жизни.
Методология статьи основана на системном подходе и описательном, множественном кейс-стади. Каждый кейс рассматривается во взаимосвязи с политической и социальной системой общества. В ходе анализа рассмотрены основные кейсы транспортной политики в крупных странах (России, Китае, Индии, США, странах Европейского союза) и городах (Москве, Бангалоре, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Стокгольме) мира и инфраструктуры в период с 2015 по 2024 г. При анализе кейсов основное внимание сосредоточено на политических последствиях, вызванных внед-рением/строительством соответствующей транспортной инфраструктуры. Выборка кейсов основана на рассмотрении особенностей развития транспортной сферы в крупнейших странах и городах мира с точки зрения демографического давления. Количество рассмотренных кейсов – 12. Среди примененных методов анализа кейсов – типологизация и ограниченный SWOT-анализ (последствия анализируются с точки зрения матрицы угроз и возможностей).
Транспорт и мобильность как драйверы развития умных городов . Концепция «умного города» предполагает оснащение цифровой инфраструктурой – сенсорами, датчиками, новыми интерфейсами – все ключевые системы города, включая здравоохранение, образование, строительство, ЖКХ, управление и безопасность. Интеграция цифровой инфраструктуры и интернета вещей в городские подсистемы создает возможности для информационной связанности пространства и увеличивает потенциал самоорганизации системы управления. Представляется, что в данной номенклатуре городских систем особое место занимает транспорт и мобильность, которые во многих случаях являются первоочередной средой для тестирования новых умных решений. В данной части статьи предлагается систематизировать факторы, вследствие которых транспорт и мобильность играют ключевую роль для создания умных городов и технологической трансформации территорий. Первый фактор связан с влиянием транспорта на общую структуру города, так как транспортные системы и сети напрямую формируют социально-экономический ландшафт, определяя расположение жилых, коммерческих и промышленных зон. Развитие транспортной инфраструктуры – дорог, железнодорожных линий, систем общественного транспорта – непосредственно влияет на доступность различных районов города. Это, в свою очередь, является важным условием для распределения населения и услуг, а также влияет на экономическую активность. Второй фактор – влияние транспортной системы на экологическую политику, так как транспортный сектор является одним из основных источников выбросов углерода и других загрязняющих веществ. Переход к более устойчивым транспортным технологиям и альтернативным видам транспорта, таким как электромобили и велосипеды, может существенно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Третий фактор – транспортная политика и наличие доступных услуг для мобильности граждан, которые существенно влияют на социальное неравенство в городах: недостаточное внимание к потребностям различных групп населения, особенно уязвимых слоев, может привести к изоляции и ограничению доступа к возможностям трудоустройства и социальным услугам (Tran et al., 2023).
Обобщая данные факторы, можно сделать вывод, что транспорт и мобильность выступают элементом, который связывает разные городские пространства и подсистемы, вследствие чего их можно рассматривать как платформы для масштабирования умных решений. В этом контексте важно оценить текущие тренды в транспорте и мобильности, так как они во многом предопределяют приоритеты и дальнейшую политику развития умных городов.
Тренды развития транспортной сферы умных городов:
Замена физической инфраструктуры на цифровую. Быстрый рост урбанизации в развивающихся странах становится значимым фактором давления на существующую базовую инфраструктуру города: дороги, жилищно-коммунальное хозяйство, энергосети. Сроки возведения новых объектов часто не успевают за прибывающим в города населением страны. Таким образом, создается дисбаланс между демографическим ресурсом и возможностями обеспечения его потребностей с помощью инфраструктуры. Стремительный рост населения и отсутствие инфраструктуры для обеспечения его потребностей может привести к политическому недовольству и протестам. Для купирования возможных рисков физическая инфраструктура начинает замещаться цифровой. Так, на дорогах крупных городов повсеместно начинают внедряться системы оптимизации светофорного движения. Кроме того, в пример можно привести практику индийского города Бангалора, где власти из-за нехватки дорог начали внедрять цифровые технологии регулирования трафика для снижения количества транспортных коллапсов1.
Внедрение подобных практик может существенно облегчить транспортную ситуацию в городе, снизить протестные настроения, особенно при условии готовых IT-решений, которые быстро могут быть имплементированы в систему управления для повышения эффективности работы физической инфраструктуры. Однако негативными эффектами могут стать усиление IT-корпораций и потеря субъектности государственным аппаратом. Кроме этого, увеличение роли цифровых технологий может привести к цифровому паноптикуму, поскольку большое количество технологий и возможностей для удаленного контроля создает условия для нелегальной ренты и нарушения прав граждан страны.
Строительство обеспечивающей инфраструктуры . Все нововведения, касающиеся транспортных технологий, должны работать стабильно, отвечая потребностям населения в безопасности, а также обеспечивать предсказуемость окружающей среды. Так, одним из факторов распространения инноваций, по мнению американского социолога Э.М. Роджерса, является относительная выгода (Глухов, 2019). Если инновация будет работать со сбоями и не приносить значимых преимуществ по сравнению со старыми подходами и технологиями, она не станет нормой. Для обеспечения этого условия необходимо возводить поддерживающую инфраструктуру, которая напрямую не имеет отношения к транспортным инновациям, однако является базовым условием для работы новых цифровых технологий. Сейчас в разработке находится множество проектов, которые направлены на развитие пропускающей способности сети 5G, например, проекты по развитию 5G-сетей на дорогах Европы. Кроме развития физической инфраструктуры уже проводят исследования по повышению пропускной способности сети 6G (в сравнении с технологией 5G) (Попова, Увакин, 2019). Целью подобных исследований и проектов должна стать стабилизация пропускающей способности сети при массовом внедрении новых транспортных технологий и таких подходов, как V2X и GLOSA (Душкин, Лелекова, 2022). Внедрение этих технологий в перспективе позволит снизить риск чрезвычайных происшествий и ускорить распространение и принятие обществом инноваций.
Индивидуализация общественного транспорта . Развитие микромобильности позволяет преодолевать проблемы со сверхнагрузкой на транспортную инфраструктуру (Коновалова и др., 2022). Запрос на быстрое и комфортное перемещение из пункта А в пункт Б рождает предложение. По данным портала «Трушеринг», рынок кикшеринга за последние годы кратно вырос: количество поездок за 2023 г. (по сравнению с 2022 г.) выросло на 104,5 % до 211,7 млн, а объем российского рынка кикшеринга за 2023 г. (по сравнению с 2022 г.) в деньгах увеличился на 67,5 % и составил 22,3 млрд рублей2. Опросы также показывают, что самокаты стали чаще использовать не в прогулочных, а в транспортных целях: на это указывает снижение среднего времени, среднего чека и средней длины поездок при общем увеличении их числа. Кроме того, сейчас развиваются технологии общественного транспорта по заявкам жителей. Например, в 2021 г. в ТиНАО г. Москвы был запущен сервис «По пути», который позволяет пассажирам выбрать необходимую остановку для общественного транспорта3. Помимо этого, начинают прорабатываться возможности создания рынка воздушного такси4.
Положительным эффектом подобных решений является устранение неизбежных проблем с возникновением транспортных коллапсов из-за увеличения количества жителей городских агломераций, однако, например, как в случае с кикшерингом, новая развивающаяся отрасль дестабилизирует устоявшиеся правила игры (в этом случае – правила дорожного движения), что приводит к жалобам в адрес властей. Новые средства передвижения создают дополнительные риски для безопасности движения. В частности, по данным исследователей из Калифорнийского университета, с 2017 г. возросло количество травм, связанных с вождением электросамокатов и электровелоси-педов5. В России также наблюдается рост числа ДТП из-за нового вида транспорта6.
Декарбонизация общественного транспорта . В условиях постоянного повышения качества жизни увеличивается потребность в чистой окружающей среде. В этом контексте наибольшую значимость имеет развитие электрокаров, а также активное внедрение городских программ по озеленению территорий. Положительным эффектом появления данного тренда, с точки зрения экологии, можно назвать снижение локального загрязнения окружающей среды. Однако стоит отметить, что до сих пор нет достоверных сведений, например, о косвенном влиянии на природу электрических машин. В частности, существует дискуссия о пагубном влиянии на экологию электрических батарей (Губенков, 2022). Кроме этого, распространение «зеленого» транспорта при нерешенной базовой проблеме пропускной способности общественного транспорта в условиях урбанизации и демографического давления также может стать фактором недовольства со стороны общества.
Интеллектуализация дорожных магистралей . Еще одним направлением в развитии транспорта является создание нового типа инфраструктуры, которая позволит минимизировать временные издержки и удовлетворить потребности высшего порядка – умных магистралей. Например, в Швеции была построена дорога, которая на протяжении всей поездки заряжает автомобиль через специальные контакты на дороге1. Когда водитель хочет сменить траекторию движения, то его автомобиль отключается от сети, но, возвращаясь в дорожную колею, снова подключается к контактам. В Греции реализуется проект умной магистрали с системой освещения, которое изменяется в зависимости от интенсивности движения2. Реализация подобных проектов требует больших затрат на строительство. При наличии основной опорной дорожной сети у властей встает вопрос о целесообразности ее замены/дублирования новыми умными трассами. В свою очередь, общество может выразить недовольство из-за высоких трат властей на строительство подобной инфраструктуры, особенно при нерешенных базовых проблемах – отсутствии социальной инфраструктуры. Позитивным же эффектом развития данного тренда может стать увеличение использования «зеленого» личного автотранспорта, так как одна из его проблем – долгая зарядка по сравнению с обычным двигателем внутреннего сгорания – может быть преодолена.
Тарифное регулирование маршрутов личного транспорта . Из-за необходимости увеличения пропускной способности общественного транспорта правительства прибегают к финансовым стимулам регулирования транспортной сферы. Например, некоторое время назад в западных СМИ обсуждалась новость о возможном введении платы в американском городе Нью-Йорке за поездку на личном автомобиле по центральным улицам города3. Однако в последний момент региональные власти отказались от этой меры регулирования. В Москве, в целях снижения использования личного автомобиля, была введена практика платных парковок: жители города, таким образом, получили стимул для поездки на общественном транспорте с целью сэкономить денежные средства4. Негативным эффектом подобной политики может стать недовольство части жителей города из-за фактического ограничения возможности перемещения на собственном автомобиле. Кроме того, в случае введения подобных тарифов, нестабильная работа общественного транспорта может создать дополнительный очаг напряженности: парадигма горожан будет выглядеть таким образом, что власти применили рычаги давления для использования общественного транспорта в качестве единственно возможного пути перемещения, однако не обеспечили его работоспособность.
Создание мультифункциональных пересадочных узлов. В настоящий момент популярность в мире приобретает мультифункциональность городских пространств: сочетание в одном месте транспортных, торговых и развлекательных услуг и инфраструктуры. В Москве, например, были построены транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) «Нижегородская», «Киевская», «Павелецкая» – здесь в пешей доступности находятся метро, торговые центры, пригородные поезда и поезда дальнего следования. Возможность удовлетворить большую часть своих потребностей на ограниченной площади снижает нагрузку на транспортную инфраструктуру, тем самым устраняя триггер для выражения недовольства населения. При создании мультифункциональ-ных зон негативным эффектом может стать неодобрение профессиональными кругами (например, архитекторами) и горожанами неудачной интеграции инфраструктуры в существующее историческое пространство: внешний вид многих зданий в Москве критикуется за несоответствие исторической застройке и стилю архитектуры города.
Строительство высокоскоростных железных дорог . Одним из факторов строительства высокоскоростных железных дорог является необходимость нахождения компромисса между скоростью передвижения и комфортом на близкие и средние дистанции. Например, высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург может быть более привлекательной для пассажиров в сравнении с самолетом за счет местоположения вокзалов (в центре) в обоих городах и меньшего времени на дополнительные процедуры, включая досмотр багажа и регистрацию.
Примеры развития скоростного железнодорожного сообщения существуют и в других странах. Например, в Китае за последние десятки лет протяженность высокоскоростных магистралей достигла более 45 000 км1. Как отмечается в отчете консалтинговой компании «Kept», строительство скоростных магистралей действительно оттягивает пассажиропоток (предпочтительный вид транспорта) у авиаперевозчиков, особенно когда маршрут занимает от 200 до 800 км2. Стоит отметить, что общим препятствием для создания высокоскоростных железных дорог остается высокая стоимость проектирования трасс, а также, в некоторых случаях, дополнительные затраты на разработку скоростных поездов.
Применение ИИ в борьбе со смертностью на дорогах . Искусственный интеллект (ИИ) начинает частично заменять человека или ассистировать ему в вопросах обеспечения безопасности. Несмотря на постоянное улучшение механизмов безопасности дорожного движения, данная сфера постоянно требует совершенствования, поскольку количество потенциальных угроз для водителей и пассажиров растет. Например, сейчас для снижения количества ДТП разрабатываются технологии, которые позволяют определить нетрезвого человека за рулем по его мимике. Позитивным эффектом может стать снижение роли человеческого фактора в авариях, однако внедрение ИИ, в свою очередь, может увеличить роль фактора ошибки компьютера в чрезвычайных происшествиях. В частности, негативным эффектом от внедрения ИИ в обеспечение безопасности может стать излишняя уверенность человека в его возможностях. В гражданской авиации время от времени возникают ситуации, когда пилоты полагаются на автопилот, который по каким-либо причинам не работает.
Заключение . Основными направлениями развития транспортной сферы являются цифровизация, внедрение элементов ИИ и появление новых форм передвижения пассажиров. Каждая из тенденций несет в себе определенные риски, которые могут повлиять на политическую стабильность в той или иной стране. Для предотвращения возможных негативных тенденций от внедрения инноваций в транспортную сферу властям необходимо обеспечивать постоянный мониторинг общественных настроений, а также контролировать обеспечение базовых функций транспортной сферы. Общественность, со своей стороны, должна давать обратную связь по работе транспортных инноваций в целях улучшения функционирования транспортной инфраструктуры.