Три Рима в российской политико-культурной традиции: дискурс угрозы и культурный трансфер
Автор: Уколова Виктория Ивановна, Шкаренков Павел Петрович
Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik
Рубрика: Российская государственность
Статья в выпуске: 56, 2018 года.
Бесплатный доступ
Российская государственность характеризуется длительностью собственного исторического бытия и поддержанием исторической преем- ственности, хотя формы государственности радикально менялись. Важное значение для сохранения исторической устойчивости России имела политико-культурная традиция, связывающая поколения и эпохи. Одной из констант ее является копцепт Рима, предже всего отождествляющийся с универсальным опытом мировой власти и цивилизации. В статье рассматривается эволюция этого образа на протяжении всей истории России от Древнерусского государства до современности. В знаковой системе российской политико-культурной традиции Рим не был привязан к конкретному местоположению, он мог семантически переноситься на другие могущественные центры власти, перемещаться во времени и пространстве. Целостное определение концепта «Рим» включало также определенную религиозную составляющую, дополнялось ценностно-культурными компонентами. Образ Рима эстетически переживался, получал художественное воплощение, содержа в себе не всегда четко обозначенное политическое чувство. Порой «разные Римы» могли консолидироваться в сложную образную конструкцию. Трансформируясь вместе с политико-культурной традицией, Рим входил в круг констант, важных для самоидентификации российской цивилизации.
Римская империя, христианский мир, европейская цивилизация, русский мир, православие, славянофильство, рим, византийская империя, европа, русское государство, третий рим, российская империя, петр i, санкт-петербург
Короткий адрес: https://sciup.org/149127001
IDR: 149127001 | DOI: 10.24411/2072-9286-2018-00010
Список литературы Три Рима в российской политико-культурной традиции: дискурс угрозы и культурный трансфер
- Швиммер В. Мечты о Европе: Европа с ХIХ века до рубежа третьего тысячелетия. Москва, 2003. С. 16.
- Мюссе Л. Варварские нашествия на Западную Европу: Вторая волна. Санкт-Петербург, 2001. С. 287.
- Тойнби А. Византийское наследие России // Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. Москва, 2003. С. 372.
- Уколова В.И. Мир в зените Средневековья // Александр Невский. Государь, дипломат, воин. Москва, 2010. С. 26-39.
- Дэвис Н. История Европы. Москва, 2005. С. 338, 339.
- Уколова В.И. Исторический опыт Рима // Вестник МГИМО-Университета. 2008. № 2. С. 3-10.
- Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции. Москва, 1998. С. 363.
- Черникова Т.В. Европеизация России во второй половине XV - XVII веках. Москва, 2012.
- Бархин Д.Б. О религиозных основах и прообразе архитектурной композиции Большого Кремлевского дворца архитектора В.И. Баженова (1737 (1738) - 1799 гг.): К 250-летию со дня рождения архитектора и 830-летию Москвы. Москва, 1997. С. 13.
- Черникова Т.В. «Греческий проект» в контексте государственной идеологии России второй половины XVIII в. // История дипломатических связей между Россией и Греческим миром на протяжении веков. Москва, 2017. С. 26-43.
- Рудковская И.Е. Пространство государства как политический и религиозный миры в интерпретации Э. Гиббона и Н.М. Карамзина // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 364. С. 72-79.
- Топоров В.Н. Вергилианская тема Рима // Исследования по структуре текста. Москва, 1987. С. 209.
- Яуре М.В. Рим в «Докторе Живаго» // Новый филологический вестник. 2014. № 3 (30). С. 105-111
- Гриффитс Ф., Рабинович С. Третий Рим: Классический эпос и русский роман (от Гоголя до Пастернака). Санкт-Петербург, 2005.