Трудности диагностики некоторых форм воспаления червеобразного отростка
Автор: Лопухов Евгений Сергеевич, Макаров Игорь Валерьевич, Навасардян Наталья Николаевна
Журнал: Вестник медицинского института "РЕАВИЗ": реабилитация, врач и здоровье @vestnik-reaviz
Рубрика: Клиническая медицина
Статья в выпуске: 4 (40), 2019 года.
Бесплатный доступ
Несмотря на расширение диагностических возможностей в абдоминальной хирургии, остаются проблемы в диагностике острого аппендицита. Последним и бесспорным методом диагностики острого и хронического аппендицитов занимает диагностическая лапароскопия. Среди заболеваний червеобразного отростка достаточно редко встречаются миксома (мукоцеле) и инвагинация червеобразного отростка в слепую кишку. Диагноз миксомы червеобразного отростка устанавливается только во время выполнения оперативного вмешательства. Изолированное внедрение червеобразного отростка в слепую кишку относится к редким формам инвагинаций.
Червеобразный отросток, миксома, мукоцеле, инвагинация, лапароскопическая аппендэктомия
Короткий адрес: https://sciup.org/143172226
IDR: 143172226
Текст научной статьи Трудности диагностики некоторых форм воспаления червеобразного отростка
Воспаление червеобразного отростка – одно из наиболее часто встречающихся в хирургической практике заболеваний. Число больных острым аппендицитом в хирургических стационарах общего профиля составляет до 20–50 % от всех пациентов [1]. Несмотря на расширение диагностических возможностей в абдоминальной хирургии, остаются проблемы в диагностике острого аппендицита, что приводит к большому количеству «напрасных» аппендэктомий, а также к поздней диагностике данного заболевания. Высокая частота необоснованных операций обусловлена в первую очередь трудностями диагностики и боязнью пропустить острый аппендицит. Трудность диагностики воспаления червеобразного отростка связана с весьма вариабельной клиникой, которая обусловлена анатомическими особенностями расположения слепой кишки [2].
Последним и бесспорным методом диагностики острого и хронического аппендицитов занимает диагностическая лапароскопия. Выполненные УЗИ и КТ органов брюшной полости не всегда дают возможность точно определить характер заболевания червеобразного отростка, диагноз устанавливается интраоперационно. Именно диагностическая лапароскопия позволяет не только точно диагностировать воспаление аппендикса или его исключить, но и провести необходимое оперативное лечение. Среди заболеваний червеобразного отростка достаточно редко встречаются миксома (мукоцеле) и инвагинация червеобразного отростка в слепую кишку. Мукоцеле червеобразного отростка – кистозное расширение просвета червеобразного отростка с наличием слизистого содержимого – редкая патология, впервые описанная Rokitansky в 1842 г., дополненная в 1863 г. Virchow. Термин «мукоцеле» был предложен Fere в 1877 г. [3]. Мукоцеле аппендикса по данным гистологических исследований после аппендэктомий составляет 0,2–0,3 % [4]. Данное заболевание более распространено среди пациентов женского пола [5]. Основной причиной развития миксомы червеобразного отростка является гиперплазия слизистой вследствие хронического воспаления и обструкции просвета аппендикса, что приводит к патологическому накоплению слизистого содержимого [6]. Часто диагноз миксомы червеобразного отростка устанавливается только во время выполнения оперативного вмешательства. При использовании метода мультис-пиральной компьютерной томографии верный диагноз ставился в 20–30 % случаев [7].
По классификации инвагинаций X.И. Фельдмана (1977) изолированное внедрение червеобразного отростка в слепую кишку относится к редким формам инвагинаций. Частота встречаемости данной патологии крайне мала, менее 1 %. В литературе приводятся единичные случаи клинических наблюдений. К причинам развития аппендикоцекальной инвагинации относят опухоли, воспалительные процессы в стенке кишки и нарушение нервной регуляции моторики кишечника, других процессов, связанных с усилением перистальтики [8].
Исходя из вышеизложенного, приводим несколько собственных случаев наблюдения редких форм воспаления червеобразного отростка, которые вызвали трудности в диагностике.
Наблюдение № 1. Пациентка К., 44 лет, поступила в гинекологическое отделение НУЗ «ДКБ на станции Самара ОАО «РЖД» с диагнозом «гидросальпинкс справа». Беспокоили периодические боли в нижних отделах живота, больше в правой подвздошной области. Больной себя считала около трех лет, находилась под амбулаторным наблюдением у врачей гинекологов с диагнозом: хронический правосторонний аднексит. Во время последнего обращения в женскую консультацию, проведенно дообследование: в общем анализе крови умеренный лейкоцитоз 12,4 ∙ 109 в л, при УЗИ – однокамерное анэхогенное образование в области правых придатков размером 64×38 мм, эхографические признаки гидросальпинкса справа, незначительное количество жидкости в малом тазу. Пациентка была направлена в гинекологическое отделение в экстренном порядке. На вторые сутки госпитализации пациентке выполнена лапароскопия, при ревизии органов брюшной полости выявлено, что матка расположена обычно, не увеличена, без патологических образований, придатки не изменены; слепая кишка мобильная, подвижная, червеобразный отросток резко увеличен в размерах до 8,0×4,0 см, напряжен, стенки инъецированы. В операционную приглашен врач хирург, выполнена лапароскопическая аппендэктомия. Макропрепарат: червеобразный отросток 8,0×4,0 см, с кистозным расширением практически на всем протяжении с узким основанием диаметром до 0,5 см, с признаками воспаления, на разрезе желеобразное содержимое, у основания стенки утолщены, просвет облитерирован. Гистологическое исследование: хронический аппендицит с миксоматозным отеком. Пациентка выписана из стационара на 7 сутки с выздоровлением. Болевой синдром купирован.
Наблюдение № 2. Пациентка Г., 45 лет, госпитализирована в хирургическое отделение № 1 с диагнозом «киста брюшной полости». Жалоб не предъявляла. При пальпации живот мягкий, симметричный, в области пупка справа определяется безболезненное подвижное образование, которое смещается при перемене положения тела. В анамнезе 3 года назад больная перенесла лапаротомную ампутацию матки с придатками в отделении онкологической гинекологии СОКОД и находилась на диспансерном наблюдении, каждые 6 месяцев проходила ультразвуковое обследование органов брюшной полости и малого таза. За 3 месяца до обращения в хирургическое отделение № 1 впервые было выявлено жидкостное образование в малом тазу 78×43 мм. Мультис-пиральная компьютерная томография: в правой половине брюшной полости над входом в малый таз определяется жидкостное образование неправильной формы, с тонкой неравномерной капсулой, прилегающее к петлям тонкой кишки, без признаков контрастного усиления. Размеры 52×36 мм. В плановом порядке выполнена лапароскопия, при ревизии обнаружен червеобразный отросток с булавовидным расширением до 90×40 мм, основание отростка 40×5 мм, выполнена лапароскопическая аппендэктомия. Макропрепарат: аппендикс длинной 130 мм, с кистозным расширением, заполненным желеобразным содержимым, с облитерированным на протяжении 40 мм основанием. Гистологическое исследование: хронический аппендицит с миксоматозным отеком. Пациентка выписана из стационара на 7 сутки с выздоровлением.
Наблюдение № 3. Пациентка С., 35 лет госпитализирована в хирургическое отделение в экстренном порядке с жалобами на боли в верхних отделах живота, тошноту, многократную рвоту, жидкий стул до 2–3 раз в сутки. При осмотре живот не вздут, мягкий, умеренно болезненный в эпигастрии. Перистальтика выслушивается усиленная. Выполнено УЗИ органов брюшной полости: ЭХО-графических признаков патологии органов брюшной полости не выявлено. ФГДС: Поверхностный антральный гастрит. Дуоденит. Дуоденогастральный рефлюкс. В общем анализе крови, биохимическом исследовании крови без изменений. Проходила консервативную терапию с диагнозом острый панкреатит. Выписана на 7 сутки с улучшением. Госпитализирована повторно через две недели с жалобами на выраженные боли в правой подвздошной области, тошноту, сухость во рту, вздутие живота. После выписки из хирургического отделения отмечала, что сохранялись жалобы на периодические спастические боли в животе, жидкий стул до 3 раз в сутки. В день госпитализации стали беспокоить выраженные постоянные боли в правой подвздошной области. При осмотре живот умеренно вздут, резкая болезненность при пальпации в правой подвздошной области, пальпаторно определяется объемное образование в правой подвздошной области, смещаемое. Выполнено УЗИ органов брюшной полости, заключение: «в проекции слепой кишки ЭХО-графические признаки объемного образования 60×40 мм, смещаемое при изменении положения тела. Признаки воспалительного инфильтрата? опухоли? слепой кишки». В общем анализе крови лейкоцитоз до 12,9 ∙ 109 в л. В неотложном порядке выполнена диагностическая лапароскопия. При ревизии органов брюшной полости выявлено умеренное количество серозного выпота в правой подвздошной ямке, малом тазу и правом боковом канале. Петли тонкого кишечника умеренно вздуты, гиперемированы. Слепая кишка мобильна, подвижна, раздута, стенки утолщены, гиперемированы. В куполе слепой кишки определяется воронкообразное втяжение, червеобразный отросток не визуализируется. Конверсия, выполнена нижнесрединная лапаротомия. При пальпации определена полная инвагинация червеобразного отростка в слепую кишку, попытки дезинвагинации – безуспешны. Коллегиально интраоперационно принято решение выполнить резекцию слепой кишки по Мельникову. Макропрепарат: участок стенки слепой кишки с инвагинированным червеобразным отростком 60×20 мм. Гистологическое исследование: флегмонозный аппендицит. Пациентка выписана на 12 сутки с выздоровлением.
Среди пациентов, обращающихся за медицинской помощью с болями в подвздошной области и нижних отделах живота, ведущее место занимает аппендицит. Сложность дифференциальной диагностики данного заболевания позволяет считать лапароскопию неотъемлемым лечебным и диагностическим пособием у данной категории больных. Не всегда известные неинвазивные методы, такие как УЗИ и компьютерная томографии, позволяет установить точный диагноз.
Список литературы Трудности диагностики некоторых форм воспаления червеобразного отростка
- Седов В. М. Аппендицит / В. М. Седов. - СПб.: Санкт-Петербургское медицинское издательство ООО "Эл-би-СПб", 2002. - 232 с.
- Власов А.П. Дифференциальная диагностика острого аппендицита / А.П. Власов, В.В. Сараев, П.А. Власов -Саранск. Издательство мордовского университета. - 2015. - 247.
- Лубашев Я.А., Курлович М.В., Буковская Ю.В. Мукоцеле аппендикса - редкая патология, о которой нужно помнить: обзор литературы и собственное клиническое наблюдение // Радиология - Практика - 2013. -№ 6. - С. 51 - 59.
- Stang A., Braumann D., Teichmann W. Mucocele of the appendix. Incidental sonographic discovery and laparoscopic resection // Dtsch. Med. Wochenschr. 2004. V 129. P. 2295-2298.
- Stocchi L., Wolff B. G., Larson D. R. et al. Surgical treatment of appendiceal mucocele // Arch. Surg. 2003. V. 138. P. 585-589.
- Francica G., Lapiccirella G., Giardiello C. et al. Giant mucocele of the appendix. Clinical and imaging findings in 3 cases // J. Ultrasound Med. 2006. V 25. P. 643-648.
- Koga H., Aoyagi K., Honda H. et al. Appendiceal Mucocele: Sonographic and MR Imaging Findings // Am. J. Roentgenol. 1995. V. 165 (6). P. 1552.
- Давидович Т. В., Карпенко Э. Б., Михайлов И. В., Кравцов С. А. Случай аппендико-цекальной инвагинации // Новости лучевой диагностики - 2000. - № 2. - С. 34 - 35.
- Макаров И.В., Косякин В.А., Зайцев В.Е., Лопухов Е.С., Ткаченко А.А., Зарубин Д.В. Хирургическое лечение больных с острым панкреатитом / под редакцией Вишневского В.А., Гальперина Э.И., Степановой Ю.А., Корымасова Е.А., Сониса А.Г. // Материалы пленума правления ассоциации гепатопанкреатобилианых хирургов стран СНГ, 2015. С. 83-84.