Туаньцзе - Сяньбийский могильник на севере Внутренней Монголии близ границы с Забайкальем
Автор: Варенов А.В., Митько А.О., Митько О.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XII-1, 2006 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521200
IDR: 14521200
Текст статьи Туаньцзе - Сяньбийский могильник на севере Внутренней Монголии близ границы с Забайкальем
В августе 2001 года китайский крестьянин Ли Евэй в ходе полевых работ в 0,5 км к западу от родной деревни Туаньцзе, что расположена в 20 км к востоку от города Хулуньбэйэр (Хулун-Баир) Хайларского округа автономного района Внутренняя Монголия КНР, обнаружил несколько разрушенных погребений. Археологи, проводившие в течение 20 дней охранные раскопки, исследовали семь захоронений [Чэнь Фэншань, Инь Гуйлян, Бай Цзинсун, Ли Минчжун, 2004, С.3]. Могильник находился на пологом склоне небольшой возвышенности, на террасе южного берега р. Хайлар. Несколько погребений было уничтожено карьерами глубиной до 2 м, из которых брали грунт для строительства и ремонта земляной дамбы, предназначенной для защиты сельхозугодий от наводнений. На площади нетронутых участков могильника были разбиты два раскопа, получившие порядковые номера HTT1 (10 м × 4,15 м) и HTT2 (10 м × 5 м). В первом из них вскрыто 4 погребения (обозначенные как HTM 1–4). Во втором раскопе исследовано одно погребение (HTM5). Кроме того, за пределами раскопов удалось обнаружить еще два захоронения – HTM6 и HTM7. Последнее оказалось практически полностью разрушено. Кратко опишем исследованные могилы.
Погребение 1 (HTM1) расположено в северо-восточной части раскопа HTT1. Размеры прямоугольной в плане могильной ямы 2,3 × 0,58 м, глубина 0,87 м, ориентация по азимуту 307 градусов. На дне могилы находилось погребение мужчины в возрасте около 50 лет, лежащего на спине с вытянутыми конечностями, головой на северо-запад, лицом на юг. Под костяком умершего была подсыпка из плотной земли высотой 15 см, в изголовье сооружен небольшой земляной уступ высотой 25 см и шириной 20 см (рис.1:4). В погребении обнаружен керамический кувшин гуань, стоявший на уступе у головы умершего и три сильно коррозированных железных предмета в районе его тазовых костей. Плоскодонный кувшин украшен по плечикам рассеченным валиком, а ниже отогнутого венчика имел пару небольших ушек (рис.2:3).
Погребение 2 (НТМ2) находилось в 1,6 м к западу от погребения НТМ1. Размеры прямоугольной в плане могильной ямы 2,3 × 0,8 м, глубина 0,9 м,
Рис. 1. Планы и разрезы погребений могильника Туаньцзе.
1 – погребение НТМ5, 2 – погребение НТМ6, 3 – погребение НТМ2, 4 – погребение НТМ1, 5 – погребение НТМ4, 6 – погребение НТМ3.
ориентация по азимуту 298 градусов. На дне могилы находилось погребение женщины в возрасте около 40 лет, лежащей вытянуто на спине, с руками на тазовых костях, головой на северо-запад, лицом на северо-восток. Справа от головы погребенной, за ее затылком был уложен лошадиный череп (рис.1:3).
Погребение 3 (НТМ3) открыто в 1,4 м к югу от НТМ2. Размеры прямоугольной в плане могильной ямы 2 × 0,6 м, глубина 0,9 м, ориентация по азимуту 303 градусов. На дне могилы находился плохо сохранившийся скелет взрослого человека, скорее всего, лежащего на спине с вытянутыми конечностями, головой на северо-запад. Под костяком была сделана подсыпка из земли толщиной до 15 см. Справа от черепа обнаружено несколько сильно корродированных обломков железных предметов, в том числе проржавевшее ромбовидное изделие с черешком, напоминающее железный наконечник стрелы (рис. 1:6).
Погребение 4 (НТМ4) раскопано в 1,8 м к юго-западу от погребения НТМ3. Размеры могильной ямы 2,1 × 0,7 м, глубина 0,8 м, ориентация по азимуту 292 градуса. В погребении найдена только одна берцовая кость человека, лежащая на подсыпке из земли толщиной до 15 см. (рис.1:5).
Погребение 5 (НТМ5) зафиксировано в раскопе НТТ2, примерно в 27 м к югу от НТМ4. Размеры прямоугольной в плане могильной ямы 2,05 × 0,6 м, глубина 1,16 м, ориентация по азимуту 305 градусов. На дне могилы на спине со слегка согнутыми в коленях ногами погребена женщина в возрасте около 45 лет. В торцовой стенке могильной ямы, в головах погребенной, на высоте 41 см от дна, сооружена ниша высотой 30 см, шириной 24 см и глубиной 36 см (рис.1:1). Внутри ниши находился череп быка, в заполнении могильной ямы, на глубине 15 и 30 см от поверхности земли – два бычьих копыта. У головы погребенной стояло два керамических сосуда, у левого виска обнаружена бронзовая серьга и три бусины. Кроме того, у донышка сосудов и слева от руки умершей найдены железные наконечники стрел, но из-за сильной коррозии их форму и количество установить не удалось. Бронзовая серьга диаметром 1,4 см, несомкнутая, изготовлена из плоской проволоки (рис. 2:14). Бусины из янтаря (рис.2:11), лазурного флюорита (рис.2:12) и стекла (рис.2:13). Керамика в НТМ5 представлена плоскодонным горшком гуань, украшенным по плечикам рассеченным на-лепным валиком (рис2:2) и плоскодонным кувшином гуань с пузатым ту-ловом и отогнутым венчиком, также украшенным по плечикам рассеченным налепным валиком (рис.2:1).
Погребение 6 (НТМ6) расположено в 38 м к северо-западу от НТМ1. Размеры прямоугольной в плане могильной ямы составляли 2,23 × 0,6 м, глубина 0,5 м, ориентация по азимуту 320 градусов. В могиле в вытянутом положении на спине похоронен взрослый мужчина. Верхняя часть могилы разрушена, ее южная стенка уцелела лишь до высоты 5 см. В головах погребенного, в материке вырыт уступ высотой 25 см и шириной 60 см, на который помещен череп быка (рис.1:2). Погребальный инвентарь представлен плоскодонным керамическим горшком гуань с отогнутым устьем, стоявшим выше головы умершего, перед уступом (рис 2:5).
Погребение 7 (НТМ7) выявлено в 2 м к западу от захоронения HTM4. Погребение НТМ7 очень сильно разрушено, форма и размеры могильной ямы не ясны. Лишь в ее торцовой стенке (видимо, на уступе или в нише) на 300

Рис. 2 . Инвентарь могильника Туаньцзе.
1, 2, 11-14 – из погребения НТМ5; 3 – из погребения НТМ1; 4 – из погребения НТМ7; 5 – из погребения НТМ6; 6-10 – подъемные сборы. 1-10 – керамика, 11 – янтарь, 12 – флюорит, 13 – стекло, 14 – бронза. 1-10 и 11-14 – один масштаб, масштабирование выполнено А.В.Вареновым.
глубине 80 см от поверхности земли был найден плоскодонный керамический горшок гуань с отогнутым устьем, украшенный по плечикам рассеченным налепным валиком (рис. 2:4), а в 20 см от него череп барана.
В ходе обследования территории памятника на площади разрушенных участков могильника было собрано еще пять керамических сосудов. Все они, так же, как и керамика из погребений, плоскодонные, ручной лепки, изготовлены из сильно песчанистого теста черно-бурого цвета, с довольно низкой температурой обжига и носят следы использования в виде копоти и нагара на поверхности. Найдено три горшка гуань с отогнутым устьем (рис.2:8-10), в том числе один, украшенный по плечикам рассеченным на-лепным валиком (рис.2.:8) и два кувшина гуань с пузатым туловом, украшенным по плечикам рассеченным налепным валиком (рис.2:6,7). Китайские археологи делят небольшой по количеству экземпляров керамический комплекс могильника Туаньцзе на два типа: горшки с отогнутым венчиком и широким устьем и кувшины с пузатым туловом. Однако, как нам представляется, это разделение довольно условно, поскольку можно выявить и переходные формы.
Китайские специалисты считают, что по особенностям погребального обряда, составу и характеру инвентаря, прежде всего по керамике, могильник Туаньцзе имеет сходство с могильниками Лабудалинь [Чжао Юэ, 1990], Иминьхэ [Чэн Даохун, 1982] и Чжалайноэр [Отчет о раскопках, 1994], принадлежность которых сяньби не вызывает у них сомнений [Чэнь Фэншань, Инь Гуйлян, Бай Цзинсун, Ли Минчжун, 2004, С.12]. Сосуды этих с памятников имеют близкую форму, состав черно-бурого глиняного теста с примесью песка, способ изготовления и орнаментацию. По мнению китайских археологов, наибольшее число аналогий для керамики Ту-аньцзе присутствует в материалах могильника Иминьхэ и не исключено, что могильник Туаньцзе сформировался одновременно или чуть ранее Иминьхэ. Заметим, правда, что в других сяньбийских могильниках значительная часть (в Лабудалинь до 50%, а в могильнике Чжалайноэр 100%) захоронений умерших совершены в деревянных или берестяных гробах, внутри которых рядом с покойным, либо сверху деревянного перекрытия которых встречаются жертвоприношения скота в виде лошадиных и бычьих черепов. Возможно, что в Туаньцзе деревянные внутримогильные конструкции просто не сохранились (зачастую, там даже сохранность костяков не идеальная). Китайские археологи датировали Туаньцзе начиная от среднего периода существования государства Восточное Хань (т.е., II в. н.э.) и более поздним временем [Чэнь Фэншань, Инь Гуйлян, Бай Цзинсун, Ли Минчжун, 2004, С.14].
Со своей стороны заметим, что для погребальных комплексов могильника Туаньцзе характерен ряд устойчивых признаков. Все семь исследованных погребальных сооружений являются прямоугольными грунтовыми ямами с вертикальными стенками, часто с уступами или с нишами в торце, в районе головы умерших. Погребения совершены по обряду трупополо-жения, на спине с вытянутыми конечностями, головами на северо-запад. В качестве вариантов можно выделить могилы с земляной подсыпкой под костяком и могилы с черепами животных, уложенными на уступы, в ниши или на дно могилы в головах умерших. Два этих признака (что ускользнуло от внимания китайских археологов) находятся в дополнительной дистрибуции. То есть, если череп животного в головах умершего присутствует, то подсыпки под костяком нет (3 или 4 случая). Если же умерший захоронен без черепа животного, то обязательно на земляной подсыпке под костяком (тоже 3 случая). Конечно, статистика могильника Туаньцзе мала, но достаточно красноречива.
Следует отметить, что биритуализм могильника Туаньцзе не коррелируется с двумя основными типами керамики, выделенными китайскими археологами – горшками с отогнутым венчиком и кувшинами с пузатым туловом (кувшины есть и в погребении с подсыпкой НТМ1, и в погребении с черепом НТМ5; в том же НТМ5 вместе встречены и горшок, и кувшин). Не коррелируется биритуализм могильника Туаньцзе и с полом погребенного (черепа животных встречены и в мужских – НТМ6, и в женских – НТМ2, НТМ5 – захоронениях). Видимо, о разновременности или разноэт-ничности двух вариантов погребений речь идти также не может, поскольку расположены они на территории памятника не изолированно, а поблизости друг от друга и даже вперемешку. Да и керамика в захоронениях с обоими вариантами погребального обряда, как уже отмечалось, одинаковая. Возможно, в явлении биритуализма погребального обряда могильника Туаньцзе нашла свое отражение дуально-родовая организация древнего коллектива, оставившего данное кладбище. Укажем, что биритуализм погребального обряда характерен и для чуть более раннего (относящегося к I в. до н.э.) сюн-нуского могильника Даодуньцзы. Там встречены и ниши в торцовых стенках могильных ям в головах умерших, куда помещались керамические сосуды, и выкладки из черепов домашних животных на дне могильных ям [У Энь, Чжун Кань, Ли Цзиньцзэн, 1988].