Творческая деятельность С. П. Дягилева в контексте тенденций отечественной культуры рубежа ХIХ-ХХ вв

Автор: Буцан А.С.

Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki

Рубрика: Искусствоведение

Статья в выпуске: 3 (50), 2023 года.

Бесплатный доступ

Начало статьи посвящено рассмотрению взглядов А. Шопенгауэра и Ф. Ницше на искусство, поскольку именно они оказали воздействие на русскую культуру начала ХХ века. Автор подчеркивает, что Ницше, разделяя позицию Шопенгауэра о том, что искусство помогает избавить человека от страдания, вырабатывает новый подход к пониманию искусства, для которого оно есть результат заложенных в человеке бессознательных влечений, оно наделено активным началом. Отечественные деятели культуры начала ХХ в. полагали, что именно искусство, культура способны вывести современное общество из мировоззренческого кризиса. Идея преображения мира благодаря искусства была концептуализирована в работах русских религиозных философов (Н. Бердяев, Е. Блаватская, П. Флоренский), которые подчеркивали его теургическую составляющую. В статье отмечается, что создаваемые С. П. Дягилевым оперные и балетные спектакли нельзя отнести к разряду теургических, но Дягилев в полной мере соответствует статусу Демиурга. Обозначившаяся в начале ХХ века проблема поиска универсального художественного языка, решалась Дягилевым в духе времени: основой этого языка должна была стать музыка, поэтому обращение к балету и опере (жанрам уже изначально синтетическим) выглядит вполне логичным. Автор отмечает и эколого культурную направленность деятельности С. П. Дягилева, связанную с популяризацией отечественной культуры, как на Западе, так и в России. В заключение делается вывод, что именно балетный и оперный спектакль в трактовке Дягилева демонстрирует новое искусство начало ХХ века.

Еще

Творчество, русская культура

Короткий адрес: https://sciup.org/144162853

IDR: 144162853   |   DOI: 10.2441/2310-1679-2023-350-68-75

Список литературы Творческая деятельность С. П. Дягилева в контексте тенденций отечественной культуры рубежа ХIХ-ХХ вв

  • Бердяев Н. А. Кризис искусство // Философия творчества, культуры, искусства: в 2 т. Москва: Искусство, 1994. Т. 2. С. 399-419.
  • Буцан А. С. "Русские сезоны" С. П. Дягилева в контексте синтеза искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 5 (49). С. 86-89. EDN: NUMOKA
  • Варакина Г. В. Феномен синтеза искусств в эстетике Серебряного века (на примере антрепризы Сергея Дягилева) // Вестник славянских культур. 2019. Т. 51. С. 243-256. EDN: VXMPQA
  • Варакина Г. В. Хореография Вацлава Нижинского как отражение стилевого поиска в европейском искусстве начала ХХ века // Россия в контексте межкультурных коммуникаций. ХХ-ХХI век: коллективная монография. Москва: МГИК, 2022. С. 190-204. EDN: ZUXHKZ
  • Дягилев С. П. Сложные вопросы // Мир искусства. 1899. Т. 1. № 1-12. С. 16.
  • Синявина Н. В., Гаврилина Л. М. Причины актуализации древнерусской живописной традиции в отечественной культуре начала ХХ века // Культура и образование: научно- информационный журнал вузов культуры и искусств. 2023. № 2 (49). С. 16-26. EDN: XAVWMG
  • Синявина Н. В. Концепт "устремленность в будущее" как элемент концептосферы русской культуры: монография. Москва: МГИК, 2022. 365 с. EDN: NONFMD
  • Синявина Н. В. Ориентализм в европейском искусстве ХVIII - начала ХХ века // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 1 (105). С. 35-43. EDN: QSWJYY
  • Суминова Т. Н. С. П. Дягилев как социокультурный феномен и генератор художественной реальности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 5 (37). С. 63-68. EDN: NCOYJH
  • Чернышова- Мельник Н. Д. Дягилев: опередивший время. Москва: Молодая гвардия, 2011. 473 с.
Еще
Статья научная