Творчество Ю.П. Мерденова в контексте российско-азербайджанских культурных связей

Автор: Мамедов Раджаб Кенан Оглы

Журнал: Наследие веков @heritage-magazine

Рубрика: На перекрестках культур

Статья в выпуске: 3 (19), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуются отдельные аспекты российско-азербайджанских культурных связей, касающиеся в первую очередь циркового искусства и творчества одного из наиболее ярких его представителей - народного артиста России Юрия Петровича Мерденова. Воспитанник «патриарха» российской и советской джигитовки Алибека Кантемирова Ю. П. Мерденов внес свой неоценимый вклад не только в становление и развитие конного жанра в азербайджанском цирке, но и в популяризацию славных конных традиций кубанского казачества, создав аттракцион «Кубанские казаки», на протяжении многих лет покоряющий мировые арены. Международное признание достижений Юрия Мерденова подтверждает тезис об интернациональной природе циркового искусства, которое и в наши дни в значительной степени составляет основу российско-азербайджанских культурных связей.

Еще

Культурные связи, цирковое искусство, конные игры, алибек кантемиров, джигитовка, юрий мерденов, кубанское казачество

Короткий адрес: https://sciup.org/170174855

IDR: 170174855

Текст научной статьи Творчество Ю.П. Мерденова в контексте российско-азербайджанских культурных связей

Азербайджан, исторически возникший на стыке Европы и Азии, не только всегда был центром пересечения геополитических и эко- номических интересов разных государств, но и на протяжении многих столетий в равной степени вбирал в себя культурно-этические

Юрий Петрович Мерденов - артист цирка, наездник-джигит и дрессировщик, педагог. Народный артист РСФСР (1992).

ценности Востока и Запада. Это способствовало формированию здесь исключительно толерантной культурной среды, постоянно подпитывавшейся неизбежными связями азербайджанского народа с другими этносами. Наиболее же тесные социокультурные отношения сложились у Азербайджана с Россией. Их яркое отражение мы находим в живописи и музыке, театре и кино, во многих других видах искусства, и не в последнюю очередь – в цирковом.

Начиная со второй половины XIX в. в Азербайджан приезжали цирковые труппы из разных стран, но именно выступления артистов из России имели небывалый успех у зрителей. Из всех стационарных бакинских цирков, которых в столице страны в разное время было построено немало, наибольшей популярностью пользовались цирк Братьев Никитиных (1904-1916) и цирк Братьев Ефимовых (1916-1967). Всемирно известные цирковые артисты – атлеты Сали Сулейман и Рашид Юсифов, укротитель Алекпер Фаррух и многие другие – выступали в составе российских цирков.

И в Азербайджане, и России первостепенная роль традиционно отводилась таким цирковым жанрам, как атлетика, хождение по канату и конные игры. А с последних, как известно, начиналось цирковое искусство вообще. Первый стационарный цирк, созданный Филиппом Астлеем (1742-1814) в 1768 г. в Лондоне, сначала назывался «Школой верховой езды», а позже «Амфитеатром Астлея». И тот факт, что диаметр арены во всех цирках мира составляет 13 метров (42 фута) и по сей день остается профессиональной необходимостью, обусловлен участием практически в каждой программе лошадей. Даже по мере развития циркового искусства, в начале ХХ в., конным номерам отводилось более половины программы.

Большую популярность во всем мире завоевали артисты, выступающие с номерами дрессуры лошадей на свободе, высшей школы верховой езды, комической дрессуры и другими. Но особый восторг во все времена вызывали выступления джигитов (от тюрк. «джигит» или «игит» – «отважный всадник»), характерной чертой которых был кавказский стиль.

Основателем российской школы джигитовки (преемницей которой стала советская школа) принято считать Алибека Тузарови-ча Кантемирова (1882-1975). Он «разработал и осуществил вместе с сыновьями и воспитанниками такие сложные трюки, как пролезание двух всадников под живот скачущего коня, фиксирование горизонтального положения под животом лошади – бланш, темповые „нож-ницы“, „вертушка“ с завязанными глазами и т. д. Нам, к сожалению, не пришлось увидеть знаменитый, никем не повторенный до сих пор трюк Али Бека – пролезание между задних ног лошади с выходом на круп. Нам, конникам, нетрудно представить себе, какое мужество, хладнокровие, какой безошибочный расчет требуется от исполнителя этого рискованнейшего трюка» [2, с. 12]. Журнал «France – URSS», давая отзывы о номере под его руководством, писал: «Бешеная езда, акробатические этюды, повороты, прыжки, звон сабель и стрельба по движущимся целям – это почти черти,

Группа «Джигиты Азербайджана»

а не люди, или вдохновенные, пылкие кавказские танцоры, занявшие место на породистых лошадях» [1, с. 5]. А. Т. Кантемиров как педагог-тренер подготовил в общей сложности более 150 наездников-джигитов, среди которых народные артисты РСФСР Михаил Туганов, Тамерлан Нугзаров, Юрий Мерденов и другие.

Творчество Юрия Петровича Мердено-ва тесно связано как с цирковым искусством России, так и с азербайджанским национальным цирком. Юрий Мерденов родился 5 февраля 1936 г. в городе Орджоникидзе. В 1951 г., в возрасте 15 лет, он был принят в коллектив АлибекаКантемирова. «Основоположник советской школы джигитовки А. Кантемиров был мудрым и требовательным учителем. Посвящая учеников в тайны своей гордой и мужественной профессии, он стремился к тому, чтобы те стали разносторонними артистами, овладели не одним, а несколькими жанрами, всячески развивал у них творческую инициативу, помогал осуществлению их замыслов. И не случайно впоследствии многие его ученики создали свои номера и аттракционы» [6, с. 18]. Но ещё задолго до этого Юрий Мерденов вместе с одним из представителей знаменитой династии наездников Ирбеком Кантемировым удивил мир цирка, исполнив рекордный трюк – «пролезание двух артистов под живот одной лошади».

Внимание режиссеров привлекало также актерское дарование Юрия Мерденова. Он неизменно исполнял главные роли в пантомимах, в которых участвовал их номер. Пресса, анализируя художественные достоинства этих пантомим, особо отмечала выступления конников: «Нередко на основе конных номеров создаются пантомимы, сюжетные сценки.

Юрий Мерденов. Фотоафиша.

Но чтобы показать отвагу наездников, вовсе необязательны остродраматический сюжет, изображения конного боя, погони и т. п. В номерах джигитов Кантемировых или Тугановых исполняются сложнейшие трюки, которые сами по себе передают и романтику боя, и бесстрашие лихих конников» [4, c. 4].

В составе номера под руководством Алибека Кантемирова Юрий Мерденов вырос настоящим мастером джигитовки, что, как уже отмечалось, позволило ему впоследствии создать свои конные номера и собственную неповторимую школу. Когда Юрий Петрович был приглашен в Азербайджан для работы над национальным конным номером «Джигиты Азербайджана», раскрылись новые грани его таланта и мастерства. В 1964 г. он приступил к репетициям в Бакинском цирке, и показанное им через год публике конное действо встало в один ряд с лучшими номерами в этом жанре.

Азербайджанцы всегда слыли искусными наездниками, испокон веков в народе были популярны такие конные игры, как «Човган», «Сюрпапаг», «Алтунгабаг», «Бахарбенд», «Яй-лыгоюну», «Папагоюну», «Джирид». Элементы из них Мерденов включил в сюжет своего номера, который был удостоен почетного диплома Всесоюзного конкурса артистов цирка. Позже «Джигиты Азербайджана» получали приглашения на зарубежные гастроли в Аргентину, Францию и Бельгию, принимали участие в этапных для циркового искусства спектаклях-пантомимах «Карнавал на Кубе», «Трубка мира», «Знак на скале», «Корчагинцы» и других.

В 1966 г. премьера цирковой пантомимы «Знак на скале», для участия в которой были привлечены лучшие творческие силы, стала событием в истории азербайджанского национального цирка. Юрий Мерденов и его партнеры не только продемонстрировали безукоризненное исполнение трюков, но и проявили высокое актерское мастерство, исполнив в пантомиме основные роли: Гочи (Ю. Мерде-нов), Сафарбек (С. Самедов), Салим (У. Амиров).

Ансамбль «Джигиты Азербайджана» получал восторженные отзывы прессы во всех городах, которые посещал с гастролями. «Этот номер поражает высоким темпом работы, синхронностью выполняемых вдвоем и втроем трюков, хорошей эмоционально насыщенностью» [5, с. 1], «тепло встречают зрители появление стремительных, ловких джигитов. Руководитель группы и его воспитанники показали отличную вольтижировку, исключительно высокий темп. Аплодисментами награждается их заключительная огневая пляска» [3, с. 4]. В декабре 1967 г. на открытии нового здания Бакинского цирка в числе лучших номеров, собранных в программе, был и аттракцион «Джигиты Азербайджана». Номер также попал в знаковые художественные фильмы своего времени: «Мандат», «Именем революции», «Тревога», «Цвет граната».

Юрий Мерденов не прекращал творческие поиски и однажды открыл для себя конную культуру кубанского казачества. «Казаки Кубани были исторически и культурно связаны с коневодством с незапамятных времен. Лихое наездничество – джигитовка, или, по-казачьи, „молодечество“, – было „визитной карточкой“ казака так же, как и любого другого степняка – воина и кочевника. Взаимное знакомство казака и лошади начиналось с самого раннего детства. По обычаю маленького казачонка первый раз сажали на коня уже в четырех-пятилетнем возрасте, так проходила своеобразная инициация будущего казака–воина. А в подростковом возрасте казаку дарили жеребенка – первого его собственного коня. Такой характер взаимоотношений предполагал высокие и специфические качества как всадника, так и лошади» [7, c. 195].

В 1973 г. совместно с дирекцией Краснодарского цирка Юрий Мерденов приступил к работе над аттракционом «Кубанские казаки». Хотелось создать по-настоящему

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ЦИРК «ЗНАК НА СКАЛЕ» ЦИРКОВОЙ СПЕКТАКЛЬ В 2-х ОТДЕЛЕНИЯХ Авторы сценария: С. Дадашев, М. Джебраилов, Л. Куксо, Е. Рябчуков Действующие лица и исполнители:

Аслан, почетный нефтяник, в прошлом пастух-крестьянин                  — П. Братко,

А. Расулов

Гюльджахан, его жена, в прошлом крестьянская девушка               — К. Голядзе,

Ш. Бахшалиева

Джафар, артист цирка, Молла Насреддин, коверный, в прошлом крестьянский мальчик                              — Дипломант Всесоюз ного смотра искусства М. Поздняков, X. Расулов

В ПРОГРАММЕ:

Темповые акробаты

Балансеры на лестницах

Гимнасты на турниках Эквилибристы

Жонглер

Вольтижеры на шарах

Танцы на проволоке Игра с орлами

Расуловы — группа п/р. засл арт. Грузинск. ССР Н. Голядзе — Копытины

Н. Шубина и Т. Ахундов

X. Расулов — группа п[р

Б. Газарян — Ш. Бахшалиева — Ялла и Густав

Гавриловы

Пластико - акробатическая группа — n/р Г. Падерина

Каскадеры

Музыкальные эксцентрики

Группа джигитов-наездников

— F\.

В.

Р.

— А.

Велиев, Ибрагимов, Мовсумов Аскеров и

Шулы, зав. клубом ( в прошлослуги Г у л ы, распорядитель | Сафарбека

— К. Абдулаев

— Г. Меликов

Сафарбек, богатый помещик

— А. Самедов

Гочи, телохранитель Бека

— Засл. арт. СОАССР Ю. Мерденов

Эмин, адвокат, друг Сафарбека

— А. Аскеров

Салим, наемник Сафарбека

— Умуд-Али

Старший стражник

— Ф. Фесенко

Кендирбаз, канатоходец

— Д. Залов

Сизандари, музыканты

— К. Даниэлян, С. Керимов, М. Цатурян

В массовых сценах: нефтяники, пионеры, крестьяне, стражники, продавцы и покупатели, танцовщицы.

Клоунская группа

Ведущая

Д. Шварцман

  • —    л,р засл арт. СОАССР Ю. Мерденова

  • —    К. Ябдулаев, Г. Меликов, М. Поздняков

— Ш. Гаджиева

CX4XN43

Режиссер - постановщик— Е. Рябчуков (дипломант Всесоюзного смотра циркового искусства)

Композитор— Р. Гаджиев

(народный артист Азербайджанской ССР)

Художники Э. Алмас-заде (засл, художник АзССР) и

А. Фальковский (лауреат Всесоюзного смотра циркового искусства)

Балетмейстер—Л. Леонов (засл. арт. АзССР)

Дирижер — Б. Татишвили

Художественный руководитель коллектива— С. Шафиев.

Гортип.. Симферополь. Горького, 8. 4-4-66 г., з. 3016, т, .3000

Пена 8 коп.

Программа спектакля «Знак на скале« (1966 г.)

Группа «Кубанские казаки». Афиша выступлений в Италии

современный номер, наполненный большим эмоциональным содержанием. Собирая коллектив, Юрий Петрович сделал основную ставку на молодых ребят из кубанских станиц и не ошибся в выборе. Его ученики, ведущие солисты аттракциона – Анатолий Баранов, Вячеслав Волосов, Михаил Дорохов, Юрий Лапшин, Илья Шанников, впоследствии стали выдающимися наездниками.

Весной 1974 г. на арене Краснодарского цирка состоялась премьера нового аттракциона, а осенью участники конного ансамбля демонстрировали свое искусство на манеже Московского цирка на Ленинских горах. «Аттракцион был не только набором сложных трюков, а художественным произведением. Труппа выезжала в костюмах в казачьем стиле и исполняла танцы с саблями. В исполнении артистов не было никаких ассоциаций с далеким прошлым, наоборот – максимальное приближение к современности. На манеж выезжали не герои стародавних времен, а современ- ные парни и девушки, решившие блеснуть искусством джигитовки» [6, c.18].Классические опасные трюки динамично сменялись демонстрацией казацкого оружия (шашек, нагаек) и выстрелами из ружей. Как символ славной истории кубанского казачества на манеже появлялась легендарная тачанка, запряженная тройкой лошадей. Аттракцион неоднократно побеждал в различных конкурсах. «Кубанским казакам» рукоплескал весь мир, они с большим успехом гастролировали в Европе, Америке, Австралии, были непременными участниками гастролей в Японии. Свидетельством всемирного признания таланта Юрия Мерде-нова являются его высокие награды. Юрий Петрович – обладатель Гран-при мэра г. Филадельфии (США) как лучший артист зарубежной программы, Гран-при радио и телевидения Японии, Гран-при международных цирков Италии. На родине выдающийся мастер был удостоен почетного звания «Народный артист России».

Группа «Кубанские казаки». Афиша выступлений в Италии

Аттракцион «Кубанские казаки» более тридцати лет покоряет манежи мира, прославляя конные традиции кубанского казачества. В азербайджанском цирке дело выдающегося мастера продолжают его ученики. В 1987 г. появился конный ансамбль «Алов» под руководством Сабира Самедова, а в 2012 г. другой ученик Юрия Мерденова, Азер Гамзаев, создал группуджигитовна лошадяхкарабахскойпоро-ды «Сувари», которая часто представляет Азербайджан на международной арене. В 2010 г.

ученик Сабира Самедова Джалал Джалалов создал конно-акробатическую группу «Джигиты огня», пользующийся большим успехом.

Таким образом, на примере творчества Ю. П. Мерденова мы убедились, что интернациональное по своей природе цирковое искусство способствует сближению культурных интересов разных народов и что в значительной степени именно оно составляет прочную основу российско-азербайджанских культурных связей.

Radzhab K. MAMEDOV

Creative Activities of Yuri P. Merdenov in the Сontext of the Russian-Azerbaijani Сultural Relations

Список литературы Творчество Ю.П. Мерденова в контексте российско-азербайджанских культурных связей

  • Асанов Л. В. В седле рожденный // Советский цирк. 1962. № 5. С. 26-27.
  • Котова Л. Т., Ермолаев Ю. М. Лихой джигит // Советская эстрада и цирк. 1972. № 5. С. 12-13.
  • Леонидов И. А. Знак на скале // Правда Севера. 1967. 2 июня. С. 1-4.
  • Лободин М. П. В бесстрашье и славу билет // Советская эстрада и цирк. 1971. № 12. С. 4-5.
  • Макаров К. К., Луцкий Я. С. Искусство братского народа // Крымская правда. 1966. № 95 (20 апреля). С. 1-4.
  • Николаев М. С. Кубанские казаки // Советская эстрада и цирк. 1978. № 11. С. 18-19.
  • Юрченко И. Ю., Юрченко Н. В. Феномен "конь и всадник" в повседневной культуре казачества юга России: проблема исторических источников и реконструкции казачьей джигитовки // Новая локальная история: по следам интернет-конференций 2007-2014. Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского федерального ун-та, 2014. С. 193-200.
Статья научная