Творчество как явление культуры

Автор: Тюпа В.И.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 3 (70), 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье идет речь о сакральной природе творчества, которое на протяжении многих веков соотносилось с божественной инстанцией (в отличие от ремесленного мастерства, доступного человеку). Теоретическая категория творчества рассматривается в диахронии ее осмысления и культивирования. Ключевая роль в истории художественного творчества принадлежит философской эстетике (А. Баумгартен, И. Кант, Ф. Шеллинг и др.), совершившей открытие творческой природы «высокого» искусства. На фундаменте этого открытия в сфере художественного письма сформировалась так называемая «классическая художественность», категорически отделяемая от легковесной беллетристики и иллюстративно-образной публицистики. Исторический кризис культурообразующей (начиная с эпохи Гёте и романтиков) эгоцентрической ментальности на рубеже XIX и XX вв. проявляется, в частности, и как разочарование в творческой виртуальности воображенных миров, как кризис эстетического творчества, вступающего в период девальвации и деградации. В статье указываются две ветви утраты творческого аспекта художественного письма: социалистический реализм и авангардизм, перерастающий в постмодернизм. Однако, если рассматривать творчество не как азартную игру в поисках удачи (бестселлера), но как одну из форм человеческого существования, одну из ноосфер личностной самореализации - наряду с трудом, познанием, нравственностью, - то следует признать, что творчество существовало в культуре задолго до его открытия эстетикой (в том числе дорефлективное творчество, продуктами которого явились первобытные мифы) и продолжает существовать в наше время, хотя и утратив корректное теоретическое осмысление.

Еще

Творчество, эстетика, беллетристика, классическая художественность, ментальный кризис, соцреализм, постмодернизм

Короткий адрес: https://sciup.org/149146742

IDR: 149146742

Список литературы Творчество как явление культуры

  • Андреев Д. Роза мира. М.: Прометей, 1991. 288 с.
  • Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
  • Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 69-263.
  • Бахтин М.М. Рабочие записи 60-х - начала 70-х годов // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 371439.
  • Бродский И. Сочинения: в 4 т. Т. 1. СПб.: Пушкинский фонд, 1992. 479 с.
  • Веселовский А.Н. Избранное: На пути к исторической поэтике. М.: Автокнига, 2010. 687 с.
  • Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1. М.: Искусство, 1968. 312 с.
  • Кант И. Из опубликованных посмертно материалов 1770-1780-х годов к книге «Антропология в прагматическом отношении» // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 3. М.: Искусство, 1967. С. 77-82.
  • Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 5. М.: Искусство, 1966. 562 с.
  • Мандельштам О.Э. Слово и культура: Статьи. М.: Советский писатель, 1987. 319 с.
  • Махов А.Е. Гений. 1. Формирование идеи // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: Энциклопедический путеводитель. М.: Издательство Кулагиной - Intrada, 2010. С. 321-322.
  • Пастернак Б.Л. Об искусстве. М.: Искусство, 1990. 396 с.
  • Полонский Вяч. На литературные темы. М.: Круг, 1927. 210 с.
  • Смирнов И.П. Второе начало (в искусстве и социокультурной истории). М.: Новое литературное обозрение, 2022. 400 с.
  • Солженицын А.И. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания // Новый мир. 1999. № 2. С. 67-140.
  • Соловьев В.С. Общий смысл искусства // Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 390-404.
  • Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 6. М.: Искусство, 1959. 466 с.
  • Толстой Л.Н. О литературе. М.: Искусство, 1955. 763 с.
  • Цветаева М.И. Об искусстве. М.: Искусство, 1991. 478 с.
Еще
Статья научная